Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Органы законодательной и исполнительной власти



Всистеме органов государства, выступающих в качестве структурных элементов государственного аппарата, органы законодательной и испол­нительной власти играют ключевую роль.

Основным назначением органов законодательной власти (представи­тельных органов) является законодательная деятельность. В демократиче­ских государствах они занимают центральное место в структуре государ­ственного аппарата.

Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим представительным органам государст­венной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций — принятие законов.

Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государствен­ной власти», но и на то, что он является «единственным законодатель­ным органом государства» (ст. 31 Конституции Японии 1947 г.).

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент неред­ко передает, делегирует часть из них другим, подконтрольным ему орга­нам. Возникающая в результате такой передачи система актов носит на­звание делегированного законодательства. 294


Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, при котором законодательная власть оставалась бы исключи­тельно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных изби­рателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в жизни все обстоит далеко не так. Государственная Дума и Совет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие предста­вительные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных орга­нов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.

Наряду с высшими представительными органами в каждой стране су­ществуют и местные органы. Основной целью их создания и функциони­рования является осуществление государственной власти на местах.

Система органов исполнительной власти осуществляет в различных го­сударствах исполнительную и распорядительную деятельность. Исполни­тельная деятельность этих органов выражается в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнитель­ной власти, а распорядительная — в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требо­ваний. Свою деятельность органы исполнительной власти должны осу­ществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти обла­дают необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи правового регулирования и руководство различными сферами жизнедея­тельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль исполнительных органов в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и иных нормативно-правовых актах.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба дея­тельности органы исполнительной власти подразделяются на централь­ные и местные.

К центральным относятся те, деятельность которых распространяет­ся на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации: правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, спе­циальные, находящиеся при советах министров ведомства. К числу мест­ных органов относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных еди­ниц (края, провинции, области, района, города и т. п.): исполнительные комитеты, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, админи­страции фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.


В зависимости от характера, объема и содержания полномочий орга­ны исполнительной власти подразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.

Органы общей компетенции (например, советы министров) объеди­няют и направляют работу по руководству всеми отраслями или боль­шинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, государ­ственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Ведущая роль в системе органов исполнительной власти принадле­жит правительствам. Они являются высшими исполнительными и распо­рядительными органами государственной власти и возглавляют систему исполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагается решение задач руководства эконо­микой и социально-культурным строительством страны, разработки и осуществления государственных бюджетов, защиты интересов государ­ства, охраны собственности и общественного порядка, обеспечения и за­щиты прав и свобод граждан, обеспечения государственной безопас­ности, осуществления общего руководства строительством вооруженных сил и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.