Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что понимается под функциями государства?



Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Его решение позволяет взглянуть на государст­во не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержа­ния, но и функционирования. С помощью функций представляется воз­можным, в частности, определить характер деятельности государства, правильность выбора на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности.

В отечественной и зарубежной научной литературе термин «функ­ция» трактуется по-разному. В философском и общесоциологическом плане функция рассматривается как внешнее проявление свойств ка­кого-либо объекта в данной системе отношений; как совокупность обыч­ных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обу­словленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, кото­рые им предписывается выполнять в процессе осуществления служебной деятельности (функция врача, полисмена и т. п.)1. В данном случае функ-

Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N. Y., 1993. P. 741.


ция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующи­ми правовыми и моральными установками и «в соответствующей мане­ре».

Применительно к государству термин и понятие «функция» приобре­тают несколько иной смысл. Функции государства традиционно определя­ют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением.

Существуют различные трактовки функций государства. Что касает­ся нашей страны, то еще в 60-е годы прошлого столетия довольно широ­кое распространение получило представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятель­ности1. Правда, подобное понимание функций государства разделяли не все авторы, но тем не менее в модернизированном виде оно сохраняется и по сей день. В подтверждение можно сослаться на определение поня­тия «функция государства», которым охватываются предмет и содержа­ние деятельности государства, а также способы и средства ее обеспече­ния.

Несколько раньше в западной, а отчасти и в отечественной юридиче­ской литературе допускалось отождествление функций государства с ос­новными направлениями (видами) его деятельности. Наиболее отчетливо это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и своеобразной корпорации2.

Помимо названных, существуют и иные расхождения в понимании и трактовке функций государства. В частности, рамки понятия функций сужаются, когда основные направления деятельности государства ограни­чиваются лишь «управлением обществом» или, наоборот, расширяются за счет включения в них «механизма государственного воздействия на раз­витие общественных процессов». При таком подходе в первом случае упускается из виду возможность воздействия государства на обществен­ные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на между­народные экономические, политические и иные отношения. Во втором случае имеет место ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как аппарат государства.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и опре­делению функций государства вполне понятно ввиду сложности и много-

См.: Денисов А. М. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9—10; КаскЛ. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8—11.

2 Kelsen H. General Theory of Law and State. N. Y., 1984. P. 180-184. 298


гранности рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более конструктивным сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рас­смотрении общих черт и особенностей самих функций государства.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.