Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каковы общие черты и особенности функций государства?



Прежде всего необходимо указать на то, что функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направле­ния деятельности государства, они никогда не отождествляются и не мо­гут отождествляться с деятельностью или отдельными аспектами деятель­ности государства. Содержание каждой функции складывается из множе­ства однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако это не механическое, а тем более не стихийное и не автомати­ческое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная дея­тельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирую­щую и направляющую роль обычно играют стоящие у власти политиче­ские партии.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного го­сударства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обуслов­ленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в про­цессе решения задач развития экономики, общества и самого государст­ва.

Речь идет при этом не только о государствах различных типов, суще­ствующих в условиях различных общественно-экономических формаций, но и об однотипных государствах, отличающихся друг от друга экономи­ческой и социально-политической ролью, степенью вмешательства госу­дарства в решение вопросов экономики и общества.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с его социально-классовой сущностью и содержанием, но и со стоящими перед ним на том или ином этапе развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-клас­совой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоя­щих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловлен важностью и масштабностью по­следних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят от характера этих целей и за­дач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападе­ния извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритет­ность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономическо-


го спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане оказываются экономические функции.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его от­дельных органов и государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни обще­ства и государства, но обладают по сравнению с функциями государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают его деятельность в целом, функции отдельных органов име­ют значительно более узкую сферу распространения.

Функции государства различаются с точки зрения методов и форм осуществления.

Государство в соответствии с целями и задачами, которые стоят пе­ред ним на том или ином этапе его развития, в процессе осуществления своих функций может использовать методы поощрения, убеждения или принуждения. Основными правовыми формами деятельности государст­ва при этом являются законодательная (правотворческая) исполнитель­но-распорядительная и правоохранительная.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они дале­ко не всегда совпадают. В одной и той же сфере деятельности государст­ва может осуществляться несколько функций, и наоборот.

Критерии классификации функций государства и их виды

Втеории, а отчасти и на практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подраз­делять в зависимости от продолжительности существования (постоян­ные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные), от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы пра­вящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества), от сфер приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), от форм реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменитель­ные) и др.

Классификация функций государства возможна также на основании территориального критерия (в федеративном государстве — функции фе­дерации в целом и ее субъектов, в унитарном государстве — функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства, в конфедерации — коорди­нирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, ко­торые реализуются на территории каждого из участников этого союза).

В последние годы предпринимаются попытки классификации функ­ций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соот­ветствии с данным критерием функции подразделяются на законодатель­ные (правотворческие), управленческие и судебные. Сторонники такой классификации поясняют, что ее особенность заключается прежде всего


в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из функций осуществляется, как правило, не одним, а сово­купностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой классификацией функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и от обусловленности «природой всякого общества». В соответствии с данным критерием различаются функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократиче­ского типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее часто применяются критерии, в соответствии с которы­ми функции государства подразделяются на внутренние и внешние — в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также на основные и неосновные — в зависимости от важности и соци­альной значимости тех или иных направлений деятельности государства.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.