Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие и виды внутренних и внешних функций государства



1. Внутренние функции государства представляют собой основные на­правления деятельности государства, обусловленные необходимостью ре­шения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочис­ленны, столь и разнообразны и затрагивают практически все сферы жиз­ни общества и самого государства: экономическую, социальную, полити­ческую, духовную, финансовую и др. Кроме того, государство зачастую решает задачи, выходящие далеко за пределы одной отдельно взятой сфе­ры, охватывающие две и более сферы.

Тесная взаимосвязь функций государства и сфер жизни общества служит иногда причиной их отождествления. Однако такое отождествле­ние имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с таки­ми функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматривают­ся также и такие, которые не совпадают с ними.

В различных источниках называются, например, такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социаль­ных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитатель­ная; природоохранительная (экологическая); функция финансового кон­троля и др. При этом перечень направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели полному или частич­ному отождествлению функций государства с основными сферами жиз­ни общества.


2. Внешние функции государства представляют собой основные на­правления его деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним задач. Последние практически не могут быть одина­ковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера политического режима в стране и типа государства, от этапа развития, на котором оно находится, от складывающейся в мире между­народной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих государств.

Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени обусловлены его социально-классовой сущностью, социально-классовой предопределенностью и направленностью, а также его идеологической направленностью. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, кото­рые бы не зависели от его сущности, содержания, идеологических воззре­ний правящих кругов, его социально-классового назначения.

Идеологические и политические установки особенно ярко отража­лись, например, в целях, задачах и внешних функциях советского госу­дарства. Выделялись, в частности, такие функции, как оказание взаимо­помощи и тесное сотрудничество с государствами мировой системы со­циализма; борьба за мир и мирное сосуществование со странами капита­лизма; поддержка национально-освободительных движений и сотрудни­чество с развивающимися странами и др. Политические и идеологиче­ские постулаты, составлявшие основу данных функций, не только содер­жались в официальных партийных документах, но и закреплялись на за­конодательном уровне.

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношени­ям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма отпа­ла необходимость и в «братской помощи» социалистическим странам. Те­перь функции взаимопомощи и сотрудничества постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивили­зованных» государств, а также по отношению к национально-освободите­льному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и соответствую­щая функция.

В-третьих, с середины 80-х годов XX в. резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолет­нее идеологическое противостояние уступило место политике соглаша­тельства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере про­западных интересов, унизительного самобичевания и политического за­искивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе 302


с ней и других бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функци­ях, перешли в другую крайность.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Россий­ского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в не­пременном приоритете российских национальных интересов и ценно­стей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равно­правного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция оборо­ны; функция поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономи­ческого сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвести­ций; функция совместного разрешения с другими государствами глобаль­ных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Эти и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной лите­ратуре. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств - субъектов международно-пра­вовых отношений основе.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации

Законодательная власть представляет собой способность и возмож­ность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой норматив­но-правовые акты - законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законода­тельная власть России на федеральном уровне осуществляется Федераль­ным Собранием — парламентом России, а на уровне субъектов Федера­ции - местными парламентами с разным названием (собрание депутатов, областной совет, народный хурал и др.), но обобщенно именуемыми в на­учных исследованиях законодательными собраниями. На муниципаль­ном уровне, в различных муниципальных образованиях органы государ­ственной власти, обладающие правом издания на своих территориях за­конов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное Собраниеявляется не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и вы­ражать интересы всех социальных слоев, всего российского общества.

Федеральное Собрание является постоянно действующим государст­венным органом, состоящим из двух палатСовета Федерации и Государ­ственной Думы. ВСовет Федерации согласно Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законо-


дательного (представительного) и исполнительного органов государст­венной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалат­ных парламентов Государственную Думу зачастую называют нижней па­латой, а Совет Федерации — верхней. Названия эти, равно как и некото­рые другие, типа сенатор — член Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как их конституционного закрепления нет.

В соответствии с теорией конституционного развития современной России презюмируется, что в Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ, независимо от их места жительства. В то же время в Совете Федерации представляются и решаются прежде всего интересы различных субъектов Федерации.

Вопросы, относящиеся к исключительному ведению Совета Федера­ции и Государственной Думы, обе палаты решают самостоятельно, неза­висимо друг от друга и не подменяя друг друга. Их заседания по общему конституционно закрепленному правилу проходят раздельно. Однако по ряду вопросов предусматриваются и совместные заседания палат.

Палаты могут собираться совместно, в частности, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступ­лений руководителей иностранных государств. Конституция РФ преду­сматривает также совместное осуществление полномочий Совета Федера­ции и Государственной Думы при проведении парламентских слушаний по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни и осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета.

В связи с этим ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что «для осу­ществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Фе­дерации и Государственная Дума образуют Счетную палату», состав и по­рядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Все заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Исключение составляют лишь некоторые из них, которые со­гласно регламентам палат проводятся в закрытом режиме.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России, Федеральное Собрание выполняет в законодатель­ном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям отно­сится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конститу­ции и обычные федеральные законы.

Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функ­циями Федеральное Собрание выполняет одновременно целый ряд и других. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая свое выражение не только в представительстве интересов различных слоев и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, ко­торая представляла бы собой единый российский народ; б) контрольная


функция парламента, осуществляемая им в отношении органов исполни­тельной власти в связи с исполнением государственного бюджета и реше­нием других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредственным участием парламента в руководстве делами государ­ства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира, и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных госу­дарственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высо­копоставленных должностных лиц (премьер-министра, Генерального про­курора и др.), и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.