Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каков правовой статус членов российского парламента?



Эффективность деятельности Федерального Собрания и соответст­венно уровень реализации его функций во многом зависят от профессио­нальной подготовки и активности его членов — депутатов Государствен­ной Думы и членов Совета Федерации.

Правовой статус их как членов парламента России, нередко именуе­мых в юридической литературе парламентариями, определяется соответ­ствующими статьями Конституции РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации» (в ред. 1993 г.).

В соответствии с действующим законодательством член Совета Феде­рации и депутат Государственной Думы, кроме основных конституцион­но закрепленных прав и свобод человека и гражданина, наделяются так­же дополнительными правами и обязанностями. Характер и содержание их обусловлены исключительно принадлежностью тех или иных лиц к высшему законодательному и представительному органу страны — Фе­деральному Собранию. Полномочия этих лиц, так же как и их обязанно­сти, имеют временный характер и прекращаются вместе с прекращением их парламентской деятельности.

Среди парламентских полномочий, принадлежащих членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, следует выделить право законодательной инициативы, в соответствии с которым каждый парла­ментарий управомочен вносить по любым вопросам проект закона, кото­рый палата обязана рассмотреть.

В числе других прав парламентариев следует назвать право прини­мать участие в работе палат Федерального Собрания - в их пленарных заседаниях, в работе создаваемых ими органов, различных комитетов, ра­бочих групп, комиссий. Каждому члену Совета Федерации и депутату Го­сударственной Думы принадлежит право решающего голоса при приня­тии решения на пленарных заседаниях своих палат, комитетов и комис­сий, членами которых они являются.

Каждый парламентарий имеет право на получение всей необходимой для выполнения его парламентских функций официальной информации: право на инициирование парламентского запроса, направляемого от име-


ни палаты различным государственным органам и органам местного са­моуправления; право на непосредственное обращение членов Совета Фе­дерации и депутатов Государственной Думы в государственные органы, общественные объединения и органы местного самоуправления по во­просам, касающимся их деятельности; право на инициирование парла­ментских слушаний по различным социально значимым вопросам.

Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы об­ладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Объем и характер депутатской неприкосновенности не зависят от вида и форм конкретной депутатской деятельности и имеют временный характер. Не­прикосновенность парламентариев распространяется только на период осуществления ими парламентских полномочий и заканчивается с окон­чанием срока их пребывания в Федеральном Собрании. Неприкосновен­ность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы явля­ется весьма важной гарантией их деятельности и самостоятельности са­мого парламента.

Суть неприкосновенности парламентариев заключается в том, что они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением тех случаев, когда это особо предусматривается федеральным законом для обеспечения без­опасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы решается самими палатами по пред­ставлению Генерального прокурора. По каждому случаю лишения непри­косновенности соответствующей палатой принимается мотивированное постановление.

В случае признания судом виновности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в совершении преступления у него дос­рочно прекращаются парламентские полномочия. Юридическим основа­нием для их досрочного прекращения является вступивший в законную силу обвинительный судебный приговор.

Другими основаниями для досрочного прекращения полномочий парламентария являются: смерть; признание решением суда недееспособ­ным; признание в судебном порядке безвестно отсутствующим; утрата российского гражданства; письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление депутата на государственную службу; вхождение депутата в руководящие органы коммерческих организаций и др.

Наряду с предоставленными для выполнения парламентских функ­ций полномочиями члены российского парламента наделяются также до­полнительными обязанностями. Некоторые из них фактически совпада­ют с их правами, точнее - являются обратной стороной парламентских прав. Это, в частности, право и одновременно обязанность принимать 306


участие в заседаниях соответствующей палаты, в работе создаваемых ею комитетов и комиссий.

Другие обязанности существуют безотносительно их привязки к тем или иным конкретным правам. Это, например, обязанность парламента­риев представлять в свою палату декларацию о доходах наряду с ее пред­ставлением в налоговую инспекцию; обязанность соблюдать правила пар­ламентской этики; обязанность проводить определенную работу в изби­рательных округах, поддерживать постоянную связь с избирателями и др.

Говоря о правовом статусе членов парламента Российской Федера­ции в целом, нельзя не обратить внимание также на его особенности, имеющие место в каждой из палат. Они обусловлены теми различиями, которые существуют в конституционно-правовом статусе Государствен­ной Думы и Совета Федерации, а также реальной неодинаковой ролью, которую они играют в механизме осуществления законодательной власти в современной России. Сравнивая их активность в законодательной сфе­ре, нельзя не прийти к выводу о том, что Государственная Дума обладает большими законодательными полномочиями, нежели Совет Федерации. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума может прини­мать ряд обычных законов самостоятельно, без участия Совета Федера­ции. В то же время Совет Федерации не имеет таких полномочий.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.