Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правительство РФ— высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура



Исполнительная власть представляет собой способность и возмож­ность государства в лице его наделенных соответствующими полномо­чиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оператив­ные управленческие функции.

В соответствии с Конституцией РФ «исполнительную власть Россий­ской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. ПО). Правовую основу его организации и деятельности составля­ет Конституция РФ, и прежде всего ее гл. 6 под названием «Правительст­во Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1998 г. «О Правительстве Российской Федерации» и некото­рые другие законы и указы Президента РФ. Порядок работы Правитель­ства РФ регулируется его Регламентом, принятым в 1998 г. и скорректи­рованным в 2000 г. Деятельность органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми актами.

Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства РФопределяется Президентом РФ по предложению Пред­седателя Правительства. Председатель Правительства РФ после его на­значения на этот пост Президентом РФ по согласованию с Государствен­ной Думой представляет не позднее недельного срока Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности замес­тителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ состоит из его Председателя, заместителей Пред­седателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности пер­вого заместителя или первых заместителей Председателя Правительства РФ.

Из состава членов Правительства РФ формируются постоянные и временные комиссии по ряду вопросов, создаются советы. На постоян­ной основе в рамках Правительства функционирует его президиум. Кон­кретный состав определяется специальным постановлением Правительст­ва РФ. По общему правилу в него входят Председатель Правительства, его заместители, некоторые ведущие министры и руководитель аппарата. По отдельным вопросам президиум уполномочен принимать решения от имени Правительства РФ. 310


Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнитель­ной власти на всей территории Российской Федерации. Она складывает­ся из федеральных органов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов Федерации. Последние входят в единую систе­му власти и централизованного управления лишь в части осуществления ими полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъ­ектов Федерации. Что же касается осуществления полномочий по пред­метам исключительного ведения субъектов Федерации, то в данной сфе­ре органы исполнительной власти субъектов Федерации, находясь в по­стоянной организационно-правовой связи с соответствующими федераль­ными органами, тем не менее обладают значительной самостоятельно­стью в решении широкого круга местных управленческих вопросов.

Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство РФ как орган повседневного и в значительной степе­ни централизованного управления страной обладает широкими и разнооб­разными полномочиями. Вобобщенном виде наиболее важные из них за­креплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Пра­вительства РФ представлены в Федеральном конституционном законе о Правительстве РФ. Они касаются фактически всех сфер жизни общест­ва, направлений деятельности государства и самого Правительства. Со­гласно Конституции РФ основные направления деятельности Правитель­ства РФ определяются Председателем Правительства РФ, который также организует всю его работу.

Конституционно закрепленные полномочия Правительства РФ за­ключаются в следующем: а) в разработке и представлении Государствен­ной Думе федерального бюджета и обеспечении его исполнения; б) в представлении нижней палате парламента России отчета об исполне­нии федерального бюджета; в) в обеспечении проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) в осуществлении управления федеральной собственностью; обеспече­нии проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспече­ния и экологии; д) в осуществлении мер по обеспечению обороны стра­ны, государственной безопасности, а также реализации внешней полити­ки России; е) в осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борь­бе с преступностью.

Кроме того, в Конституции РФ предусматривается, что Правительст­во РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Консти­туцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 ст. 114).

Большинство полномочий, возложенных на Правительство РФ, осу­ществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи делегирования им отдельных


своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти — министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Делегирование полномочий Правительства РФ носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции России и другим законода­тельным актам.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным Собрани­ем, в палатах которого оно имеет свое представительство; с Президентом РФ, указы которого являются обязательными для него; с судебными орга­нами, в частности с Конституционным Судом РФ, где имеется представи­тель Правительства РФ.

Деятельность Правительства РФ осуществляется в самых различных формах: в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений на различные законопроекты и в особенности на те, которые имеют финансовый характер; в форме обсу­ждения и принятия решений по различным вопросам; в форме непосред­ственного руководства, координации и контроля за деятельностью мини­стерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы государственной и общественной жиз­ни, относящиеся к компетенции Правительства РФ, обсуждаются и реша­ются коллегиально, на его заседаниях. Это, в частности, вопросы, касаю­щиеся федерального бюджета; создания и упразднения свободных эконо­мических зон; программ приватизации федеральной государственной собственности; заключения международных договоров России, подлежа­щих ратификации, и многие другие.

Согласно Конституции РФ Правительство ежегодно отчитывается пе­ред парламентом.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.