Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что понимается под правом?



Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общест­ва, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпы-

11 Обществознание 321


вается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означа­ет то, что «всегда является справедливым и добрым», т. е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, ме­нялось и представление о праве. Появилось множество различных право­вых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное) право, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, ка­сающиеся естественного права.

Что такое «истинный закон»? — вопрошал Цицерон. И тут же отве­чал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с са­мой природой, естественным бытием человека, что это — «разумное поло­жение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запре­щая, от преступления отпугивает. Однако оно ничего, когда это не нуж­но, не приказывает честным людям и не запрещает им и воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отра­жение в конституционном и текущем законодательстве многих современ­ных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадле­жат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было го­сударственным или иным органом, а возникают и существуют в силу ес­тественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется все­ми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые наро­ду настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).

Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о праве, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социаль­ным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих слоев или классов, а отчасти — и всего обще-322


ства. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно, социально обусловлено и реально.

В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зави­симость от его общественного положения. Так, по «Русской Правде» — важнейшему памятнику древнерусского права — за убийство княжеского служащего, дружинника следовал штраф (вира) — 80 гривен. За убийство «купчины» — 40 гривен. А за убийство княжеского холопа — крестьянина следовало «вознаграждение» его хозяину в размере пяти гривен.

В настоящее время в законодательстве различных государств откры­то закрепленного неравенства не существует. Напротив, каждое совре­менное государство в издаваемых им актах всячески стремится подчерк­нуть если не равенство, то, по крайней мере, равноправие всех граждан и создаваемых ими организаций. Однако, как показывает опыт, провоз­глашение формально-юридического равенства отнюдь не «исключает», а лишь вуалирует фактическое, реально существующее неравенство лю­дей. Оно, несомненно, находит свое отражение и в праве.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода.

Однако среди многих определений понятия права и подходов к это­му определению можно выделить прежде всего нормативно-правовой, или нормативистский, подход, как его еще называют, к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним правоопределяется не ина­че как система норм или правил поведения, исходящих от государства (ус­тановленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц государством.

Данное определение права некоторыми авторами рассматривается как «профессиональное понимание права практикующими юристами». В данном утверждении содержится значительная доля истины, ибо в юридической практике многих стран, включая Россию, используется именно такого рода представление о праве.

Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и граждани­на, такие, например, как право на жизнь, свободное развитие, труд и др.

Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, явля­ется общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, т. е. исхо­дящим от государства, правом.

11* 323


Наряду с названными подходами к определению понятия права в юридической литературе выделяется также так называемый интегратив-ный подход к пониманию права.

Основное кредо сторонников данного подхода заключается в том, чтобы «в интересах эффективного правотворчества» использовать разные подходы к праву и определения права, прилагая при этом усилия «к их синтезу, в рамках единого понятия».

С интегративных позиций право определяется как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласо­вание свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.