Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие и формы правотворчества



1. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон
деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­
средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или
дополнение.
В каждом государстве правотворчество обладает своими осо­
бенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование
единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы право­
вых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отно­
шения.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения го­сударственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-пра­вовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведе­ния - государственным велениям — общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или до­полнению нормативно-правовых актов.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразо-вания вообще. Последнее включает в себя не только собственно право­творческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повы­шения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а за­частую и не столько от уровня собственно самой правотворческой дея­тельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить факторы, способствующие или, наобо­рот, препятствующие подготовке и принятию того или иного норматив­но-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и воз­можные негативные (побочные) последствия реализации требований, со­держащихся в различных нормативно-правовых актах.

2. Правотворческая деятельность государства осуществляется в раз­
личных формах. По общему правилу она осуществляется непосредствен­
но уполномоченными на то государственными органами. В ряде госу­
дарств правотворческую роль выполняет референдум. В каждой стране
существуют свои особенности правотворческой деятельности.

В Великобритании, например, правотворческая деятельность осуще­ствляется в таких ее формах, как законодательная деятельность парла­мента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика), право­творческая деятельность центральных органов государственного управле-


ния и местных органов государственной власти (самоуправления), издаю­щих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с пра­вовыми обычаями.

В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают англий­ские авторы, законодательная власть «предположительно должна была бы оставаться исключительно привилегией парламента — законодателей, непосредственно подотчетных избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реалиях, в жизни парламенту «приходится передавать часть своих зако­нодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим ор­ганам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Со­вет Европейского союза — «все они наделены парламентом полномочия­ми по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверени­тет парламента в правовой сфере сохраняется, ибо ни один из нижестоя­щих органов не может законодательствовать иначе как на основе зако­нов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента1.

В России, согласно Конституции, правотворческая деятельность осу­ществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом пу­тем проведения референдума как высшего непосредственного выраже­ния власти народа (ч. 3 ст. 3); субъектами Федерации — республиками, краями и областями, городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами — путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязатель­ные веления.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.