Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные стадии законодательного процесса



Вотечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных стадии законодательного процесса: законодательная ини­циатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и обнародование закона. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолитный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и вплоть до его принятия и обнародования.

Законодательная инициатива представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законодатель­ное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т. п.) в соответ­ствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, т. е. включает внесение в законодательные органы не только готовых за­конопроектов, но и предложений об издании, изменении или отмене дей­ствующих законов.

Следующая стадия законодательного процесса — обсуждение внесен­ного в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанно­го законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечени­ем широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей со­ответствующих государственных и общественных организаций. Оно мо­жет осуществляться в самых различных формах, включая, например, про­ведение тематических научно-практических конференций, семинаров, за­седаний «круглых столов», дачу экспертных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подго­товку соответствующих публикаций в газетах и журналах.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для по­вышения качества как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всесто­роннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подко-


митетов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью специальных положений и регла­ментов.

Важной стадией законодательного процесса является принятие и ут­верждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рас­сматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая — с утверждением закона. Принятие за­кона происходит в высшем законодательном органе государства. Его ут­верждение (подписание) осуществляется главой государства.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведе­ния населения информации о содержании принятого закона. Обнародо­вание бывает двух уровней — официальное и неофициальное. Осуществ­ляется оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном изда­нии. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для об­народования акта устанавливается строго определенный срок. На офици­альное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

В соответствии со ст. 107, ч. 2, Конституции Российской Федерации, Президент «в течение четырнадцати дней подписывает федеральный за­кон и обнародует его». Законы публикуются в официальных изданиях — «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федера­ции».

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-пра­вовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изло­жения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и те­левизионных передачах, научных изданиях.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.