Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Принципы, стадии и акты правоприменения



1. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенны­ми, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важней­шее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правопри­менения тех или иных решений.

Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование госу­дарственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельно­сти — это следование букве и духу закона, который применяется; дейст­вие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предос­тавленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установ­ленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятель­ности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т. п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правопри­менительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал еще Г. Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволю­ционной России), «отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов» и что применение норм права «агентами власти, судебной и административной», с точки зрения социальной спра­ведливости «еще более наклоняет действие законов в этом направлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы гос­подствующих слоев1.

Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать прин­цип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности оз­начает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложив-

См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. Вып. 3. С. 710.
12 Обществознание 353


шейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптималь­ного варианта реализации правовых требований в тех или иных конкрет­ных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означа­ет полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обос­нованности при принятии правоприменительного акта служит веским ос­нованием для его отмены.

Наряду с названными принципами существуют и иные принципы правоприменительной деятельности.

2. Исходя из того, что правоприменительная деятельность осуществ­ляется в определенной последовательности, в государственно-правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных ступе­ней, или стадий, данного процесса.Наиболее типичными признаются сле­дующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств де­ла; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, за­конности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) ана­лиз содержания нормы права и принятие решения (издание индивиду­ального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должност­ных лиц.

Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприме­нительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследо­вание нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий, правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержа­нии. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый про­цесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глу­бокого и разностороннего познания и совершенствования самого право­применительного процесса. Рассмотрению проблем, касающихся выделе­ния и изучения различных стадий правоприменительного процесса, по­священа специальная отечественная и зарубежная литература.

Основной смысл ее и все усилия авторов при этом направлены, как правило, на то, чтобы государственные органы и должностные лица смогли достичь в области правоприменения максимальной эффективно­сти при строгом и неуклонном соблюдении ими принципов справедливо­сти и законности. Для демократического общества и правового государ­ства весьма важно, чтобы при всех видах государственной деятельности, 354


включая правоприменительную, гражданин находился в зависимости от законов, а не от лиц, их создающих и применяющих.

3. Говоря об особенностях актов применения норм права илииндивиду­альных актах, как их нередко называют, нельзя не заметить, что незави­симо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов и должностных лиц, в них всегда усматрива­ются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государст­венно-властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на ос­новании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали норматив­но-правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностно­го лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официаль­ный характер (наименование акта, время и место его принятия, наимено­вание органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источни­ками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному слу­чаю, событию или лицу.

В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рас­считаны не на многократное, а на однократное применение. Приговор су­да, приказ о принятии на работу или об увольнении, указ о назначении на должность или награждении имеют не многократное, а однократное значение, рассчитаны в установленном законом порядке не на многора­зовое, а на одноразовое применение.

Индивидуальные акты, по сравнению с нормативно-правовыми акта­ми, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются при­менительно к строго определенному случаю или случаям.

Наконец, в отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты непосредственно влекут за собой юридические последствия, высту­пают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникно­вения, изменения или прекращения конкретного правоотношения.

Существует значительная категория правоотношений, которая требу­ет для своего возникновения, изменения или прекращения специального вмешательства уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц. К таковым относится, например, значительная часть административно-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуаль­ных, гражданско-процессуальных и иных правоотношений.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.