Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Закон и его основные признаки



1. Вюридической литературе существует много определений поня­тия «закон». Довольно типичными, отражающими сложившиеся пред­ставления о законе на современном этапе его развития дефинициями яв­ляются следующие. Закон — это принятый в особом порядке первичный


правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредствен­но выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Или: закон — это нормативно-правовой акт, прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения ин­тересов и потребностей населения страны. Или: «в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладаю­щий после Конституции наибольшей юридической силой и направлен­ный на регулирование наиболее важных общественных отношений»1.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сфор­мулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако де­ло не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содер­жание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

2. В системе различных нормативно-правовых актов законы выделя­ются следующими особенностями.

Во-первых,закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый толь­ко высшим представительным органом — парламентом (Федеральным Соб­ранием — в России, Конгрессом — в США, парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем рефе­рендума.

Во-вторых,закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих,закон как источник права, исходящий от высшего предста­вительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и ин­тересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной пра­вовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в каче­стве выразителя общей воли.

В-четвертых,закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

В-пятых,закон принимается, изменяется и дополняется в особом зако­нодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положе­ниями или регламентами высших органов государственной власти и явля­ется объективно необходимой.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1994. С. 181. 360


Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличаю­щие их от других нормативно-правовых актов. Однако они не имеют су­щественного значения.

Виды законов

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы под­разделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конститу­ции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополне­ния в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифициро­ванного (в 2/з, 3/4 или же, как в Конституции Греции, 3/s) большинства де­путатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в систе­ме форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федера­тивном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федераль­ные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Фе­деральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — выс­шими органами государственной власти субъектов федерации и соответ­ственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъек­тов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют феде­ральные законы.

Наряду с названными критериями классификации и соответственно видами законов существуют и другие критерии и виды законов.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.