Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.



С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется своими следующими специфическими чертами и особенностями.

Во-первых,это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного Закона, свойственного государству с высокоцентра­лизованной системой управления экономической и различными сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свой­ственного государству с рыночной экономикой.

Переходный характер Конституции 1993 г. прослеживается практиче­ски во всех ее главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в ис­ходных ее положениях, касающихся различных форм собственности, при­родных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конститу­ции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный харак­тер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приори­тетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993 г., отражая переходный характер экономики от государствен­но-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет оди­наковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Кон­ституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собст­венности» (п. 2 ст. 8). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию со свободной эко­номической деятельностью, устанавливает также положение, в соответст­вии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти» (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9).

Во-вторых,действующая Конституция, так же как и Основной Закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравне­нию с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это озна­чает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Кон­ституцией РФ, не должны противоречить ей.

Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет не­сомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми акта­ми. Согласно ст. 4 она вместе с федеральными законами обладает верхо­венством на всей территории Российской Федерации. Определяя и закре­пляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы Российской Федерации и механизма правового регули­рования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.

В-третьих,современная Конституция РФ является юридическим ак­том прямого действия. Данная ее особенность специально выделяется


и закрепляется в ст. 15, где прямое действие Конституции по своей значи­мости ставится в один ряд с ее высшей юридической силой. При этом подчеркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юри­дическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в част­ности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и обществен­ной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства и др.

В-четвертых,Конституция РФ, как свидетельствует уже ее название и содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках — кон­ституции, а в остальных субъектах Федерации — уставы.

Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду ука­занных в самом ее тексте вопросов федеральных конституционных зако­нов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является ис­черпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам, кроме названных, в Конституции Российской Федерации принятие федеральных конституционных законов исключает­ся.

Среди вопросов, по которым предусматривается издание федераль­ных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъ­ектов Федерации (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации — их опи­сания и порядка официального использования (п. 1 ст. 70); порядка на­значения и проведения референдума (п. «в» ст. 84); режима военного по­ложения (п. 3 ст. 87); обстоятельств и порядка введения «на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях» чрезвычайного по­ложения (ст. 88); порядка деятельности Правительства Российской Феде­рации (п. 2 ст. 114); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ и иных федеральных судов (п. 3 ст. 128); и др.

В-пятых,действующая Конституция РФ, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важ­нейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксирова­ны в ее преамбуле. Это сохранение исторически сложившегося государст­венного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ»; утвер­ждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России. 368


Данные цели пронизывают собой все содержание Конституции РФ и лежат в основе всех глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направле­ния деятельности Российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.

В-шестых,Конституция РФ, будучи многогранным и многоаспект­ным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено прежде всего тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, соци­альным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государст­венной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только су­губо юридические функции, заключающиеся в том, что Конституция вы­ступает в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства, и что она как правовой акт прямого дейст­вия непосредственно регулирует общественные отношения, но вместе с тем она выполняет и иные функции. В зависимости от сферы примене­ния и характера решаемых задач Конституция РФ выполняет наряду с юридическими функциями соответственно экономические, политиче­ские, социальные и идеологические.

Кроме того, как отмечается в юридической литературе, Конституция РФ выполняет также «организаторскую функцию». Суть последней за­ключается в том, что Конституция «не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулиру­ет политическую активность, нацеливает государственные органы и об­щественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового ос­новного закона»1.

Наряду с названными чертами и особенностями Конституция РФ вы­деляется также рядом других отличительных признаков. Среди них мож­но назвать такие, как ее «пропрезидентский» характер, имея в виду тот факт, что действующая Конституция, в отличие от конституций других государств, наделяет главу государства — Президента чрезмерными пол­номочиями; ее отчасти формальный характер, подразумевая под этим частичный разрыв между конституционной теорией и повседневной жиз­нью, практикой, в частности между конституционными декларациями о современном Российском государстве как правовом и социальном госу­дарстве, с одной стороны, и реальным положением дел в государствен­ном строительстве — с другой; и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.