Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структура Конституции РФ и порядок ее изменения



Многоцелевой и многофункциональный характер Конституции Рос­сии в значительной мере предопределяет ее структурную композицию. В структурном отношении действующая Конституция РФ довольно тра-

Авакьян С. Л. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 13.

13 Обществознание 369


диционна. Имеется в виду наличие в ее структуре Преамбулы, разделов, глав, статей, их составных частей или пунктов.

Кроме Преамбулы Конституция России состоит из двух разделов, 9 глав и 137 статей, большинство из которых подразделяется на отдель­ные составные части, или пункты.

Первый раздел Конституции не имеет названия. Второй раздел обо­значается как «Заключительные и переходные положения». В нем указы­вается время вступления в силу новой Конституции РФ — «со дня офици­ального ее опубликования по результатам всенародного голосования»; го­ворится об одновременном прекращении действия прежней Конститу­ции - Конституции России, «принятой 12 апреля 1978 года, с последую­щими изменениями и дополнениями»; устанавливается приоритет вновь принятой Конституции по отношению к «законам и другим правовым ак­там, действовавшим на территории Российской Федерации» до ее приня­тия; определяется порядок деятельности законодательных, исполнитель­ных и судебных органов на переходный период «со дня вступления в си­лу настоящей Конституции».

Наименования глав действующей Конституции РФ полностью соот­ветствуют их содержанию и, как правило, говорят сами за себя. Это «Ос­новы конституционного строя» (гл. 1), «Права и свободы человека и гра­жданина» (гл. 2), «Федеративное устройство» (гл. 3), «Президент РФ» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство РФ» (гл. 6), «Су­дебная власть» (гл. 7), «Местное самоуправление» (гл. 8) и «Конституци­онные поправки и пересмотр Конституции» (гл. 9).

Конституция РФ отличается весьма сложным порядком принятия конституционных поправок, а также пересмотра текста самой Конститу­ции. Этот порядок устанавливается и закрепляется в гл. 9 (ст. 134—137) действующей Конституции и преследует двойную цель. Она заключается, с одной стороны, в обеспечении стабильности существующего в стране государственного и общественного строя, а с другой — в поддержании его динамичного развития под воздействием постоянно изменяющейся экономической, социальной, политической и иной среды.

Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положе­ний Конституции РФ согласно ст. 134 пользуются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также «группа чис­ленностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депута­тов Государственной Думы».

Все положения, содержащиеся в гл. 9 относительно порядка измене­ния Конституции, теоретически и практически можно подразделить на три значительно отличающиеся друг от друга группы, или части.

Первая частькасается пересмотра положений гл. 1 «Основы консти­туционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».


Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены традиционным и наиболее распространенным в настоящее время в мире парламентским путем. Данная статья устанавливает, что положения этих глав «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».

В случае возникновения необходимости пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» (п. 2 ст. 135). Роль рос­сийского парламента - Федерального Собрания при этом сводится лишь к поддержке или, наоборот, неподдержке пересмотра положений рас­сматриваемых глав и соответственно созыва или, наоборот, несозыва Конституционного Собрания. Для созыва последнего требуется поддерж­ка предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

В силу того что гл. 1, 2 и 9 считаются основополагающими для дейст­вующей Конституции в том виде, в каком они существуют, то согласно п. 2 ст. 135 Конституционное Собрание «либо подтверждает неизмен­ность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации». Последний принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа ее членов или выносится на всенародное голосование — референдум.

При проведении референдума в нем должно принять участие не ме­нее половины зарегистрированных избирателей. Новая Конституция РФ будет считаться принятой, если в ее поддержку выскажется более полови­ны избирателей, принявших участие в голосовании.

Говоря об использовании референдума как способа принятия Кон­ституции или любого иного закона, следует заметить, что этот способ в данном и подобных ему случаях при всей его внешней демократично­сти является весьма некорректным. Дело в том, что по своей природе и ха­рактеру референдум, будучи одной из форм непосредственной демокра­тии, предназначен для решения только таких вопросов, которые, во-первых, до конца понятны всем участвующим во всенародном голосо­вании, а не только относительно узкому кругу специалистов, а во-вторых, на которые можно дать однозначный и к тому же исчерпывающий ответ в форме «да» или «нет».

В этом смысле, например, принятие с помощью референдума дейст­вующей Конституции РФ, состоящей из 137 статей, каждая из которых может вызвать ряд вопросов и соответственно породить столько же неод­нозначных на них ответов, вряд ли можно признать корректным, а тем более демократичным.

Вторая частьположений гл. 9 Конституции РФ относительно поряд­ка принятия конституционных поправок и пересмотра самой Конститу­ции касается всех остальных глав (гл. 3—8) и содержащихся в них статей, кроме гл. 3 ст. 65 под названием «Федеративное устройство».

13* 371


Согласно ст. 136 все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ «принима­ются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конститу­ционного закона». Однако они вступают в силу лишь после их одобрения «органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Порядок принятия федерального конституционного закона и соот­ветственно поправок к гл. 3—8 определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ должны оформляться и при­ниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содер­жится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу, касающемуся толкования ст. 136 Конституции РФ1.

Процедура одобрения поправок к гл. 3—8, принятых палатами Феде­рального Собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов Федерации устанавливается их конституциями (уста­вами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.

Наконец, третья частьположений гл. 9 Конституции РФ относитель­но порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Консти­туции касается изменения ст. 65 Конституции России.

Согласно п. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65, «опреде­ляющую состав Российской Федерации», вносятся на основании феде­рального конституционного закона о принятии в Российскую Федера­цию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

Пункт 2 ст. 137 предусматривает также, что в случае изменения на­именования субъекта Федерации новое его наименование «подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации». Согласно по­становлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании п. 2 ст. 137 такое «включение» осуществляется с помощью Указа Президента РФ на основании соответствующего решения субъекта Федерации.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.