Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Какие существуют основания деления права на отрасли



и институты?

Воснове деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них счи­тается главным, второй — вспомогательным.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность ка­чественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Юридические нормы в своей совокупности составляют отрасль пра­ва, сообразуясь со спецификой соответствующих взаимосвязанных между собой общественных отношений. Качественная особенность и относи­тельная обособленность различных групп общественных отношений пре­допределяют и своеобразие регулирующих их правовых норм.

Например, своеобразие норм гражданского права обусловливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредствующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущест­венные и непосредственно связанные с ними личные неимущественные отношения. В некоторых особо предусмотренных законом случаях с по­мощью норм гражданского права регулируются и иные личные неиму­щественные отношения, такие, в частности, как защита чести и досто­инства.


Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования не устанавливается произвольно за­конодателем или правоприменительными органами, а обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно оп­ределяется характером и содержанием регулируемых отношений, предме­том правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод пра­вового регулированрш может выражаться различными путями. Это может быть, например, прямое предписание определенных действий или, наобо­рот, воздержания от них. Это могут быть рекомендации или предоставле­ние возможности свободного выбора из различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на обществен­ные отношения.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования.

Один из них называется авторитарным методом правового регулиро­вания, а другой - методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод вла­стных предписаний (императивный метод), представляет собой такой спо­соб правового регулирования, при котором лицу или лицам — участни­кам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго оп­ределенный вариант поведения. При этом нормами права точно опреде­ляются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содер­жание прав и обязанностей сторон — участников общественных отноше­ний, урегулированных с помощью данных норм права.

Метод властных предписаний широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношению к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, властных обязываний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения за­конодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведе­ние людей — уголовное право. Нормами данной отрасли права под угро­зой применения уголовно-правовых мер (санкций) запрещается совер­шать действия, наносящие ущерб интересам как личности, так и общест­ва и государства.

Суть другого метода правового регулирования — метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют, заключается в том, 376


что нормами права устанавливаются не запреты или предписания опреде­ленного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного пове­дения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанно­сти.

Данный метод регулирования применяется главным образом в граждан­ском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны — участники правоотношений — выступают как равноправные субъекты. Их права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному со­гласию.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.