Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Религия: ее сущность и функции



Слово «религия» происходит от латинского «religio» — совестливое от­ношение к чему-либо: совестливость, добросовестность; благочестие, ре-


лигиозное чувство, святость, почитание, богопочитание, культ. Римский политик и философ Цицерон (106—43 до н. э.) производил этот термин от глагола «relegere» (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумы­вать, собирать, созерцать, бояться); латинский христианский апологет Лактанций (ок. 250 — после 325) — от глагола «religare» (вязать, связы­вать, привязывать, сковывать).

Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически-ду­ховного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существова­ния. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бы­тия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и отдельного человека: ее появление и воспроизводство обусловлены от­ношениями несвободы, зависимости, господства — подчинения, иначе го­воря, теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправ­ленному регулированию.

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоя­тельное образование еще не выделилась. Первобытные верования и свя­занные с ними ритуалы — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. — образовывали в слитной мифологической системе своеобразную проторе-лигию. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью ду­ховной жизни, религия все более структурировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В существующих религиях выделяют­ся: религиозное сознание — обыденное и концептуальное; деятельность — культовая и внекультовая; отношения - культовые и внекультовые; орга­низации, в ряде религий принимающие форму церкви. Содержание рели­гии как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Глав­ным компонентом этого сознания является религиозная вера. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, событий, являющихся предметным содержанием религиозных образов, а также в образуемый ими особый мир; б) в возможность общения с этими суще­ствами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение определенных описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого собы­тия, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учи­телей», «святых», «пророков», «харизматиков», «гуру», церковных иерар­хов, служителей культа и проч. Религиозная вера оживотворяет весь рели­гиозный комплекс.

Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение, зада­ет Абсолюты, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия челове­ка, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, об­легчает страдания. Религия осуществляет управление деятельностью и от­ношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Она мо-


жет в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индиви­дов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать не­правомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, ре­лигия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства и т. д. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались — многие компоненты языческой культуры, смехо-вая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных от­крытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных органи­заций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классовые, эт­нические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуа­лизироваться, выступать на передний план те или другие. Все это нахо­дит выражение и в социально-политических ориентациях; история пока­зывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные пози­ции — прогрессивная, консервативная, регрессивная.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.