Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство



Как было сказано, религия образует одну из областей культуры наря­ду с философией, наукой, моралью, искусством, правом, политикой и др. В данном случае скажем кратко о взаимодействии религии с наукой, мо­ралью, искусством.

Исторически взаимоотношения науки и религии складывались по-раз­ному. История свидетельствует, что в древних цивилизациях Египта, Ме­сопотамии, Индии, Китая в храмах и монастырях шло накопление мате­матических, астрономических, медицинских и других знаний. В Средние века в рамках схоластики развивались логические знания. До определен­ного времени получаемые научные знания «вписывались» в систему рели­гиозного мировоззрения. Но формировавшаяся наука создавала свои по­нятийные системы, свои методы познания и подвергала сомнению важ­ные элементы религиозного миропонимания. Возникали конфликты ре­лигии и науки. Особую остроту взаимоотношения религии и науки при­обрели в XVII—XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг соз­данной Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы, хотя он предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий. Но за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600г. Д.Бруно (1548—1600). Г.Галилея (1564—1642) заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от гелио­центризма. Конфликты науки и религии возникали и позже в связи с крупнейшими научными открытиями. Так, в конце 50-х годов XIX в. та­кой конфликт возникает в связи с появлением теории Ч.Дарвина (1809—1882) (отголоски этого конфликта слышны и поныне). Дальней­ший ход развития науки, научно-техническая революция в XX—XXI вв. —


разработка концепций эволюции Вселенной, микромира, неравновесной термодинамики, развитие микроэлектроники, информатики, робототех­ники, биотехнологии, космонавтики и пр. — принципиально изменили от­ношение религии, богословов к науке: все более утверждается идея диа­лога науки и религии (точнее было бы сказать — богословов и ученых).

Выясним соотношение религии и морали. Существуют светские и ре­лигиозные системы морали. Традиционная религиозная точка зрения со­стоит в том, что мораль дана человеку «свыше», что основой морали явля­ется религия. Светские системы морали исходят из того, что нравствен­ность коренится в межчеловеческих связях, что мораль отражает реаль­ную практику человеческих отношений. Религиозная мораль - это разви­ваемая и проповедуемая религиями система нравственных представле­ний, понятий, норм, чувств, заповедей, наполняемых конкретным веро-учительным содержанием; ее основой является религиозная вера. В рели­гиозных системах осмысливаются вечные вопросы человеческого сущест­вования — о добре и зле, смысле жизни и долге, об ответственности, о любви к ближнему, о милосердии, о страдании и сострадании и проч. Предписываются разные векторы нравственных ориентации. С одной стороны, устанавливаются обязанности по отношению к Богу, богам, ан­гелам, святым и т. д., а также к сакральным (от лат. — священный) пред­метам. Это «вертикальный вектор» религиозной морали. С другой — ут­верждаются правила отношений людей друг к другу и к обществу — «го­ризонтальный вектор». «Вертикальный вектор» считается главным: лишь при условии служения по направлению этого вектора могут приобрести нравственную ценность межчеловеческие взаимоотношения. В религиоз­ной морали отражены условия бытия людей в различных типах обществ, представлены нравственные установки разных социальных слоев и групп, а также простейшие нормы человеческого общежития («не убий», «не ук­ради», «почитай родителей» и т. д.). Религии задают определенные нрав­ственные Абсолюты. Но, как показывает история, практические следст­вия, вытекающие из их нравственных установок, неоднозначны. Эти следствия носят конкретно-исторический характер, зависят от того, кто (какие социальные группы, лица и проч.) и как их интерпретирует и при­меняет.

Искусство и религия обладает рядом общих черт. Художественное и религиозное сознание имеют ценностный характер, и в искусстве и в религии важную роль играют воображение, чувственно-наглядные обра­зы, эмоции, переживания и др. В то же время между ними имеются и различия. Искусство может быть религиозным и нерелигиозным. Рели­гиозное искусство «сплавлено» с религиозной верой (о религиозной вере см. выше). Религиозное искусство представляет собой вид художественно­го освоения мира, основное содержание которого составляют религиоз­ные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой. Раз­личают религиозное искусство: а) непосредственно включенное в культо­вое действие и б) непосредственно не связанное с культом - внекульто-вое религиозное искусство. Религиозное искусство предстает в разных ви-


дах и жанрах — литература («житийная»), орнамент, живопись (фреско­вая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист, реквием), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиоз­ное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно ук­репляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т. е. удовлетворяет религиоз­ные потребности, а с другой — возбуждает эстетические чувства и сужде­ния, т. е. удовлетворяет эстетические потребности.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.