Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типы религий. Мировые религии



Существовало и существует множество различных религий, соответ­ственно предложены различные их классификации. В частности, религии разделяют на родоплеменные, народностно-национальные и мировые. Родоплеменные складывались в условиях первобытно-общинного строя. Родоплеменные религии существуют и ныне, хотя в силу различных исто­рических влияний они отличаются от первобытности. В настоящее время они распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры. Народно­стно-национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации. Их носителями являются в основ­ном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической при­надлежности могут при соблюдении определенных условий получать санкцию этих религий, становиться их последователями. Из ныне суще­ствующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др.

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — появлялись в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «миро­вых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни насе­ления больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народ­ностей, и потому представители этих разнородных общностей стали но­сителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выражен­ный прозелитизм (от греч. — стремление к привлечению новообращен­ных), пропагандистская активность. Эти религии проповедуют идею ра­венства людей. Их проповедь носит межэтнический, космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп. В кон­кретных исторических условиях различные направления мировых рели­гий приобретают этническую окраску, имеется тенденция идентифика­ции этнической и религиозной принадлежности.

Буддизм

Буддизм — самая древняя мировая религия, он возник в середине I ты­сячелетия до н. э. в Индии в период распада родоплеменных связей и об­разования рабовладельческих государств. Духовно-культурной предпосыл­кой буддизма была древняя религия Индии — брахманизм. Основателем


буддизма считается Будда (санскр. — просветленный) Шакья-Муни («муд­рец из племени шакьев»); большинство ученых-буддологов считает дата­ми его жизни 564/563-483 гг. до н. э. В III в. до н. э. правитель крупней­шего государства Индии Ашока (ок. 268 — ок. 231/232 до н. э.) объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником вероучения буддизма. Достигнув расцвета в Индии в конце I тысячелетия до н. э., буддизм затем утратил влияние в этой стране и получил распространение в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Восто­ка. Сейчас в мире насчитывается около 800 миллионов буддистов.

В III в. до н. э. на собрании буддийского монашества было сформули­ровано представление о «трех драгоценностях» буддизма: Учителе — Буд­де, Учении — Дхарме, Общине — Сангхе. Позже появляются канониче­ские тексты, центральное место среди которых занимает палийский ка­нон (на языке пали) «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»: Корзи­на устава общины-сангхи, Корзина учения, Корзина толкования учения).

Считается, что учение буддизма имеет три признака: признание не­постоянства и изменчивости всего сущего, несуществование вечной ду­ши человека, понимание жизни как страдания. Все сущее имеет в своей основе дхармы. Поток этих нематериальных частиц, их различные комби­нации определяют бытие неживых предметов, растений, животных, чело­века и т. д. После распадения данного сочетания дхарм соответствующая их комбинация исчезает. Распадение дхарм человека означает его смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Происхо­дит перерождение индивида в ином облике. Этот процесс текучести и не­постоянства, перехода из одного состояния в другое, перерождения назы­вают сансарой (санскр. — странствование, круговорот), или «колесом бы­тия», «колесом жизни». С идеей сансары связана идея кармы (пали — дей­ствие, деяние), согласно которой перевоплощение совершается в более благоприятных или менее благоприятных формах в зависимости от со­вершенных поступков.

Особое значение в буддизме имеет учение о «четырех благородных истинах»: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий — жела­ния, особенно «жажда бытия», 3) возможно освобождение от страдания, 4) существует восьмичленный путь, ведущий к освобождению от страда­ния: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, пра­вильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, пра­вильное направление мысли, правильное созерцание. Идя по этому пути, буддист может достичь состояния нирваны (санскр. — угасание): отреше­ния от всего земного, бесстрастия, покоя, слияния с Буддой и проч. И то­гда цепь перерождений — сансара — может быть прервана.

Буддизм - политеистическая (греч. — многобожие) религия, признает существование множества богов. Культовая система буддизма связана с положениями вероучения, а также и с особенностями условий его функционирования в той или иной стране. Особое место занимают ри­туалы, посвященные событиям из жизни Будды: почитание мест, где он родился, достиг просветления, где произнес первую проповедь, где умер,


реликвий (например, «Зуба Будды» в храме «Зуба Будды» на Цейлоне), статуй Будды. Распространено поклонение священным растениям и жи­вотным: дереву Бодхи, под которым на Будду сошло просветление, лото­су, змее, слону, газели и проч. Существует годовой праздничный цикл, вписанный в культурно-этническую и географическую среду.

В буддизме имеется ряд направлений, наиболее ранними являются хинаяна и махаяна, оформившиеся в первые века нашей эры. Хинаяна (санскр. — узкая колесница, узкий путь освобождения) обещает освобож­дение от страданий, от сансары только монахам, членам сангхи. Махаяна (санскр. — широкая колесница) считает, что достичь освобождения от сансары может не только монах, но и любой верующий, соблюдающий обеты духовного совершенства. Ламаизм (тибет. «лама» — высочайший) складывался в Тибете в VII—XTVbb. на основе махаяны, однако на его формирование оказали влияние и другие буддийские направления. Тер­мин «ламаизм» — не самоназвание, в Тибете учение Будды именуют «Путь» или «Закон». В начале 60-х годов XX в. Далай-лама XIV (монг., тиб. - учитель, чьи знания бесконечны, как океан) предложил отказаться от термина «ламаизм» и говорить о тибетском, монгольском, тувинском, бурятском, калмыцком буддизме, однако в научном языке термин пока используется. Тибетско-монгольская литература представляет собой пере­воды «Типитаки» с пали и санскрита, а также содержит и оригинальные тексты. В культе важное место занимает хурал (монг.) — религиозная служба в ламаитском монастыре, процедуры заклинаний, особенно мис­терия цам (монг.) с выступлением «актеров» — лам, с демонстрацией ма­сок, костюмов, пантомим.

Христианство

Христианство получило название от имени Иисуса Христа, который вместе со своими учениками считается основателем религии. Христиан­ское вероучение основывается на Священном Писании — Библии (Вет­хий и Новый Заветы) и Священном Предании. Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, в усло­виях глубокого экономического, политического, общественно-психоло­гического кризиса, социального и этнического неравенства и гнета, пер­воначально — в среде угнетенных (рабов, вольноотпущенников, ремеслен­ников, люмпенов и проч.). С этим связаны радикально-антиримские на­строения и выступления против имперского владычества. Во II—III вв. в христианских общинах увеличивается число людей сенаторского и всад­нического звания. Наличие в общинах знати и образованных людей обу­словило тенденцию к устранению радикализма и примирению с римски­ми властями. По мере развития этой тенденции совершался переход рим­ских властей от жестоких гонений на христиан к поддержке новой рели­гии, вплоть до превращения христианства в течение IV в. в государствен­ную религию Римской империи.

В идейном, культовом, организационном аспектах христианство ро­дилось не на пустом месте. Римский политеизм (лат. — многобожие), еги-


петский культ Осириса и Исиды, иранский митраизм, греческий культ Кибены и Аттиса и др. создавали религиозно-культурную среду, которая не могла не осмысливаться христианами. Но особую роль в становлении христианства сыграл иудаизм; оно возникло как иудео-христианская сек­та. На основе идейных предпосылок христианство создало новый религи­озный комплекс. Этому в немалой степени способствовало влияние ан­тичной философии. Христианство отнеслось к античной философии двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от языческой критики, с дру­гой — освоение философского наследия античности.

Христианство складывалось в условиях мировой Римской империи, охватывавшей большие территории, включавшей различные уклады, эт­носы, культуры. В разрабатывающихся вероучении, культе, организациях находили отражение образы жизни многих регионов, разных классов, со­словий, племен, народностей. Христианская проповедь носила межэтни­ческий и космополитический характер, была обращена к представителям различных социально-демографических групп, включала идею равенства всех людей. Вероучение, догматика, культ, организация формировались в течение ряда веков, благодаря деятельности Отцов и Учителей церкви, а также первых Вселенских соборов, в ходе острых споров и разногласий. Принципиальное значение для утверждения догматики имело принятие Никео-Константинопольского Символа веры (принят на Никейском I Вселенском соборе в 325 г. и Константинопольском II Вселенском собо­ре в 381 г.). К христианским догматам относятся: догматы творения, про­виденциализма (лат. — провидение); триединства Бога, выступающего в трех ипостасях — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой; боговоплоще-ния; воскресения Христа; искупления; второго пришествия Христа; бес­смертия души и др. Культ образуют таинства, обряды, праздники. Таинст­ва считаются установленными Иисусом Христом, их семь: крещение, ми­ропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование). В первые века христианства возникли наиболее важные общехристианские праздники: Рождество Христово, Пасха (в честь Вос­кресения Иисуса Христа); в дальнейшем появились и многие другие праздники. Постепенно формировались клир, монашество.

В 395 г. произошло официальное разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую (Ромейскую) империю. А ме­нее чем через 100 лет — в 476 г. — Западная Римская империя пала под на­тиском варваров, и в Западной Европе стали складываться отдельные го­сударства. В Восточной части Римской (Ромейской) империи образова­лась Византийская империя и просуществовала тысячу с лишним лет (от 324 г. до завоевания в 1453 г. Константинополя османами). Постепенно шло нарастание разногласий церквей Востока и Запада, что в конце кон­цов привело к расколу христианства в 1054 г. на православие и католи­цизм. В XVI в. в период Реформации появляется протестантизм. Эти три направления ныне составляют основные направления христианства. Кро­ме того, существует группа так называемых до- или нехалкидонских церк-


вей (выделившиеся до или после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. и не принимающие учение об Иисусе Христе в том виде, как оно сформулировано в Никео-Константинопольском Символе веры) — Ар­мянская Апостольская Церковь, Коптская, Эфиопская, Сирийская (Яко-витская, Сиро-Яковитская), Маланкарская сирийская, Эритрейская, Ас­сирийская церковь Востока, Малабарская (Христиане Апостола Фомы) церкви. Христианство в настоящее время распространено в глобальном масштабе.

Православие, по сравнению с другими основными направлениями христианства, в наибольшей мере сохранило традиции раннего христиан­ства. Поэтому за православием закрепилось название «ортодоксальная церковь» (греч. — правильное учение). Основу вероучения составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды Отцов церкви II—VIII вв.). Православие признает Никео-Константинопольский Символ веры в том виде, как он был принят на Никейском и Константинопольском соборах, основные догматы, сформулированные в период раннего христианства, семь та­инств, празднует общехристианские праздники и ряд отмечаемых имен­но в православии. Православие в настоящее время представлено рядом поместных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Эл-ладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехии и Словакии, Амери­канская. В юрисдикции ряда православных церквей находятся православ­ные церкви в других странах. Общая численность православных в мире — около 230 млн человек, наибольшее число их проживает в России — по разным оценкам, 70—80 млн. Кроме стран, в которых расположены цен­тры поместных церквей, православие представлено во многих странах Ев­ропы, Азии, Южной Америки, Африки, в Канаде, Австралии, некоторых арабских странах.

Католицизм (греч. — всеобщий, позже — вселенский) признает источ­никами вероучения Священное Писание (Библию), Священное Преда­ние (в которое включаются постановления 21 собора — первых семи плюс последующих католических, а также суждения римских пап). В от­личие от православия Католическая Церковь добавила ряд догматов: дог­мат о филиокве (лат. - и от сына; исхождение Святого Духа не только от Бога Отца но и от Сына); о чистилище (промежуточное звено между адом и раем), о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о безоши­бочности папы в вопросах веры и морали, когда он говорит с епископ­ской кафедры, о телесном вознесении Девы Марии на небо. Католицизм признает семь таинств, хотя толкование и процедура их совершения иная, чем в православии. Кроме общехристианских праздников Рождест­ва Христова и Пасхи, установлен и ряд собственно католических празд­ников. Католическая церковь строго централизована, имеет единый все­мирный центр (Ватикан), во главе которого стоит Папа Римский, счи­тающийся преемником св. апостола Петра и наместником Иисуса Христа


на земле. Установлено безбрачие духовенства (целибат), введен сан кар­диналов, образующих курию. Церковь обладает многочисленными мона­шескими орденами, создала светские массовые организации — политиче­ские партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие движения, рас­полагает широкой сетью университетов, колледжей, школ, СМИ и проч. Католицизм — самая крупная христианская конфессия, в мире насчиты­вается более 900 млн его последователей. Католицизм распространен во многих странах Европы, в том числе в России, в странах Латинской Аме­рики, в США, в Канаде, ряде африканских стран, в странах Азии.

Протестантизм - объединяет многочисленные самостоятельные на­правления. Формировался протестантизм в ходе Реформации и отверг ряд догматических, культовых и организационных принципов католициз­ма. Основой вероучения протестантизм признает только Священное Пи­сание — Библию. Большинство протестантов разделяет общехристиан­ские представления о творении, провиденциализме, о бытии Бога, о его триединстве, о Богочеловечестве Иисуса Христа, о бессмертии души и проч. Но протестантизм выдвинул и некоторые другие принципы: со­гласно протестантизму первородный грех не только повредил природу человека (как учат православие и католицизм), но и целиком извратил ее. Человек утратил способность совершать добро и не может спастись свои­ми заслугами. Спасение осуществляется в результате божественного вме­шательства. Важными принципами большинства протестантских конфес­сий являются: оправдание одной только верой, а добрые дела — плод любви к Богу; священство всех верующих. Протестантизм отвергает по­сты, католические и православные обряды, молитву за умерших, поклоне­ние Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий, церковную иерархию, монастыри и монашество. Из таинств сохранены крещение и причащение, но толкуются они символически. Культовый, обрядовый комплекс в различных направлениях отличается своей специ­фикой. Ныне значительное число последователей имеют англиканство, лютеранство, кальвинизм (в трех разновидностях: реформатство, пресви­терианство, конгрегационизм), баптизм, адвентизм, меннонитство, пяти-десятничество, методизм. Имеется и ряд других течений. Общее число протестантов в мире — свыше 600 млн. В Европе большое число протес­тантов имеется в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Швейца­рии, Эстонии, Латвии, Исландии, немало протестантов и в России. Вели­ко число протестантов в США, Канаде. Группы протестантов проживают в большинстве стран Латинской Америки. Имеются протестанты во мно­гих странах Африки, Азии, в Австралии, Новой Зеландии.

В XX в. развернулось движение за объединение различных христиан­ских направлений и конфессий - экуменизм (греч. - обитаемый мир, Вселенная). По инициативе протестантов в 1910 г. (Эдинбург) состоялась всемирная миссионерская конференция, положившая начало Экумениче­скому движению. В 1948 г. был образован руководящий орган этого дви-


жения — Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Чле­нами ВСЦ являются протестантские, православные, католические, до­или нехалкидонские церкви. В эту организацию входят Русская Право­славная Церковь и многие другие христианские объединения, действую­щие на территории России. Следует заметить, что в Экуменическом дви­жении и в ВСЦ нет единства по вопросам вероисповедного, культового, организационного, социально-политического характера. Часть представи­телей некоторых церквей, входящих во ВСЦ, выступила с инициативой, направленной на выход из Экуменического движения.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.