Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Русская Православная Церковь



Самой крупной по численности из православных церквей является Русская Православная Церковь; в догматическом, культовом, организаци­онном отношениях она следует традициям ортодоксального православия (см. выше). Официально христианство (православие) стало государствен­ной религией Киевской Руси в 988 г.: в этом году князь Владимир Свято­славович (ум. 1015) крестил по восточному византийскому обряду жите­лей Киева в Днепре. Однако христиане в Киевской Руси появились ра­нее: киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, совершавшие по­ходы на византийские территории. Были крещены киевские князья Ас-кольд (ум. 882), Ольга (ум. 969).

В середине X в. Киевская Русь стала сильным феодальным государст­вом с развитым ремеслом, торговлей и духовной культурой. Родоплемен-ной политеизм (греч. — многобожие) препятствовал укреплению центра­лизованной великокняжеской власти, нужна была объединяющая идея единого Бога. Этим требованиям соответствовали христианские пред­ставления о Боге. Кроме того, Русь была связана с Византией, Западной Европой, где господствовало христианство. Для развития этих связей не­обходимы были общие в своей основе религиозные идеи.

Принятие христианства на Руси не было единовременной акцией, со­противление этому процессу оказывали язычники во главе с волхвами, но этот процесс приобретал все более широкий характер. С 988 по 1447 гг. Православная Церковь Руси была в юрисдикции Константино­польского патриарха, ее предстоятели назначались в Константинополе. При князе Ярославе Мудром (ок. 978—1054) в Киеве была создана митро­полия во главе с присланным греком митрополитом, митрополия дели­лась на епархии во главе с епископами — в основном греками. В конце XIII в. митрополичья кафедра была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем — в 1325 г. — в Москву.

В период раздробленности Древней Руси на отдельные княжества Це} ковь способствовала установлению их политического единства. До монголо-татар лго нашествия в Церкви было 16 епархий. С приходом монголо-татар хр мы, монастыри подвергались разграблению, исчезли некоторые е ipx> . Однако по распоряжению хана Батыя в 1246 г. духо­венство было освобождено от уплаты дани. Льготы Церкви подтвержда­лись хагским; ярлыками и пт^следствии. Несмотря на это, отдельные


храмы и монастыри страдали во время периодических набегов завоевате­лей. Представители духовенства занимали разные позиции по отноше­нию к завоевателям: одни из них проявляли покорность, другие стреми­лись организовать сопротивление. На сторонников сопротивления кня­зья опирались при подготовке освобождения от нашествия монголо-та-тар. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской), отправляясь на Куликовскую битву, получил благословение Сергия Радонежского (игу­мен монастыря в Радонеже), предрекшего ему победу и отпустившего в поход двух иноков — Пересвета и Ослябю, которые вступили в бой и по­гибли. Полки Дмитрия Донского разгромили войско монголо-татар на Куликовом поле (1380 г.).

Накануне падения Византии Православная Церковь Руси фактически стала независимой от Константинопольского патриарха: архиерейский Собор избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону (ум. в 1461 г.). В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557—1598) состоялся поместный Собор с участием восточных патриар­хов, на котором был избран патриархом митрополит Иов (ум. в 1607), а вслед за этим в 1590 г. Константинопольский собор признал патриар­шество поместной Православной Церкви Руси.

В XVI в. усиливается зависимость Церкви от государственной власти. Патриарх Никон (1605—1681), осуществляя церковные реформы, в ходе которых исправлялись богослужебные книги, изменялись некоторые об­ряды (например, вводилось трехперстное знамение вместо двухперстно-го), стремился усилить централизацию церковного управления. Реформы поддержал царь Алексей Михайлович (1629-1676), они были одобрены поместными соборами 1655 и 1656 гг. Однако эти реформы вызвали со­противление со стороны части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства, началось движение за «старую веру» — староообрядцев. В Церкви произошел раскол. Ситуация осложнялась тем, что патриарх Никон стремился утвердить приоритет духовной власти над светской. По­местный собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. В ходе раскола сложились две группы старообрядцев: поповцы (имели священника) и беспоповцы (священников заменили уставными).

Важным событием в истории Церкви были реформы Петра I (1672—1725). Было ликвидировано патриаршество, а в 1721 г. учрежден Святейший Правительствующий Синод (греч. — собрание) во главе с обер-прокурором, назначаемым императором. Синод присягал импера­тору на верность, фактически через Синод император контролировал жизнь Церкви. Церковь должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов граждан­ского состояния, наблюдения за политической благонадежностью под­данных. При Екатерине II (1729—1796) большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа. Начиная с мер Пет­ра I, постепенно вводились серьезные ограничения для монашества: оби­тели закрывались, число монахов сокращалось. Но в конце XVIII в. Церк­ви возвращается часть льгот, растет число монастырей. В то же время


усиливается «огосударствление» Церкви. 5 апреля 1797 г. Манифестом Павла I (1754—1801) император был объявлен главой Русской Православ­ной Церкви. Православная Церковь официально стала государственной церковью Российской империи.

После падения самодержавия Церковь укрепляет систему управле­ния. В августе 1917 г. состоялся поместный Собор, который восстановил патриаршество и 18 ноября 1917 г. избрал Патриархом московского ми­трополита Тихона (Болавина) (1865—1925). После опубликования совет­ским правительством декретов и постановлений, ограничивающих воз­можности церковного влияния в обществе, особенно декрета «Об отделе­нии церкви от государства и школы от церкви», об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих, Тихон призвал оказывать сопротивле­ние этим мерам правительства. В мае 1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности. В этот период и позже ряд представителей духовенства был подвергнут репрессиям.

Постепенно руководство Православной Церкви изменяло позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился к ду­ховенству с заявлением, в котором призвал: не погрешая против веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов в области веры, быть «ис­кренними по отношению к Советской власти», осуждать всякую агита­цию против нового государственного строя. После смерти Тихона место­блюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) (1867—1944) опубликовал декларацию, в которой призвал верующих и ду­ховенство активно поддерживать Советскую власть.

И в дальнейшем отношения Церкви и государства складывались по-разному. Но после празднования в 1988 г. 1000-летия крещения Руси роль Русской Православной Церкви в обществе постоянно возрастала. Церкви переданы многие принадлежавшие ей ранее здания и сооруже­ния, строятся новые храмы, возвращены иконы, священные реликвии из музеев, расширяется сеть монастырей, церковных школ, увеличивается объем печатной литературы, представителям Церкви предоставляется время на радио и телевидении. Церковь ведет благотворительную дея­тельность, активно включается в борьбу с угрозами жизнедеятельности человека и т. д. В августе 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Рус­ской Православной Церкви принял важный документ — «Основы Соци­альной Концепции Русской Православной Церкви», в котором сформули­рованы принципы деятельности Церкви в различных областях общест­венной жизни.

Ислам

Ислам (ар. — предание себя Богу, покорность) — самая молодая миро­вая религия. Ислам исповедует более одного миллиарда человек, мусуль­манские общины имеются более чем в 120 странах. Большинство мусуль­ман проживает в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия. Ислам возник в Аравии в VII в. в период перехода от


древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовому и образования арабского государства. Основателем ислама является Му­хаммед (570—632); он родился в Мекке, здесь же начал свою проповедь. После смерти Мухаммеда первыми четырьмя главами мусульманской об­щины были Абу-Бекр, Омар, Осман, Али, получившие именование «пра­ведных халифов» (ар. - преемник, заместитель).

Идейными источниками послужили родоплеменные культы Аравии, но особую роль в формировании мусульманского мировоззрения сыгра­ли иудаизм и христианство. Основу вероучения ислама составляют Ко­ран (ар. — чтение вслух, речитатив, декламация) и Сунна (ар. — обычай, пример). Согласно исламской традиции Коран представляет собой «Сло­во Божие», Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. Важным документом мусульманского комплекса является шариат (ар. — надлежащий путь) — общее учение об исламском образе жизни, свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуа­лов. Шариат основывается на Коране и Сунне, его разработка была за­вершена в XI—XII вв.

К числу догматов ислама относятся: единобожие, идея предопределе­ния, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него; Мухаммед считается «печатью пророков», последним в цепи проро­ков. Проповедуется вера в воскресение мертвых, в Судный день, в рай и ад и др. Разработано учение о пяти «столпах» ислама: 1) «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»; 2) предписа­ние о канонической молитве, о ежедневном молитвенном цикле, вклю­чающем пять обязательных молитв; 3) соблюдение поста в месяц рама­дан по мусульманскому лунному календарю; 4) обязательный налог в пользу нуждающихся; 5) паломничество в Мекку. Исламская концеп­ция войны и мира нашла выражение в учении о джихаде (ар. — старание, направление усилий). Джихад понимается по-разному, но чаще означает «борьбу за веру», в том числе вооруженную борьбу с иноверными во имя торжества ислама.

Празднуются два главных праздника: курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения; ураза-байрам посвящен завершению поста в месяц рамадан. Кроме этих двух, отмечаются и другие праздники: пят­ница - день общественной молитвы; маулид — день рождения пророка Мухаммеда; мирадж знаменует чудесное ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Важными обрядами являются суннат (обрезание), никах (бракосочетание), джаназа (похоронный обряд). Культовое здание в исламе — мечеть (ар. — место по­клонения).

В исламе сложилось несколько направлений: хариджизм, шиизм, сун­низм, суфизм. Хариджизм (ар. — вышедшие, выступившие) возник в пе­риод первых крупных арабских завоеваний, представляет собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в исламе. Наиболее важ­ной в концепции хариджитов является теория власти. По их мнению, ха­лиф должен получать верховную власть от общины выборным путем; ха-


лифом может стать любой верующий. Исторически влияние хариджизма ослабевало. Ныне небольшие общины хариджитов сохраняются в Омане, Алжире, Ливии. Шиизм (ар. — приверженцы, группировка, партия) при­знает единственными преемниками пророка Мухаммеда четвертого «пра­ведного халифа» Али и его потомков. В шиизме получил широкое рас­пространение культ мученичества Али, умершего от ран после покуше­ния, и его сына Хуссейна, убитого под Кербелой. Города в Ираке Не-джеф, где находится гробница Али, и Кербела, в котором находится гроб­ница Хусейна, являются святынями шиитов и местами паломничества. Для шиизма характерно разделение на множество течений. Суннизм (ар. — обычай, пример) — самое крупное направление в исламе; оформи­лось вслед за шиизмом и в X—XI вв. превратилось в самостоятельное ши­рокое течение. В настоящее время около 90% мусульман исповедуют сун­низм. Суннизм признает законной власть четырех «праведных халифов», отвергает идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине. Суфизм (ар. — тасаввуф, от «суф» — шерсть) представляет собой мистико-аскетическое течение в исламе. Главная идея суфийского миро­воззрения — это идея о мистическом (от греч. — таинственный) постиже­нии Бога, о постижении абсолютной Истины без логического рассужде­ния. Суфий верит в возможность непосредственного, личного общения с Богом и даже в достижение слияния с Ним в состоянии экстаза.

В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношениях, в миро­вой экономике и социальном развитии. Из 13 членов организации ОПЭК (Организация экспортеров нефти) 10 являются мусульманскими страна­ми. Усиливается миграция мусульман в страны Европы и США. Возник ряд региональных и международных исламских политических, экономи­ческих, культурных организаций. Самыми влиятельными из них на меж­дународной арене являются Организация Исламской Конференции (ОИК), Лига Исламского мира, Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.