Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вопрос № 8, 9 Музыкальные основы звукорежиссуры



Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления.
История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются советские режиссеры. Начиная с 30-х годов в театрах стали использовать звукотехнику — микрофоны, усилители, громкоговорители. Однако становление звукотехники в театре происходило не сразу — слишком труден был не только технический, но, пожалуй, в большей степени психологический переход от столетиями установившегося звучания театрального оркестра и шумовых аппаратов к звучанию громкоговорителей. В 1931 году при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить звучание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это предложение более чем скептически: «Это чудовищно... Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление, и это не удивительно, учитывая звукотехнику тех дней. Качественное усовершенствование звукотехники и централизованное оснащение ею театров, проведенное в последнее десятилетие, позволило организовать музыкальное и шумовое оформление на совершенно новой технологической основе. Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму, а не так, как было недавно, когда оркестр подстраивался под актера. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Стало возможным использовать новый прием звукового оформления — воспроизводить в сценическом действии заранее записанную речь и использовать микрофонную технику. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам
постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным
образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера.
Если работа режиссера и музыканта над музыкальным оформлением имеет устоявшиеся традиции, то профессия театрального звукорежиссера еще только складывается, и поэтому круг творческих вопросов, которыми он должен заниматься, еще четко не определен. Но несмотря на это, все же можно сказать об основных его задачах:
организация музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера, композитора;
запись шумов, речи и музыки; звуковое сопровождение спектакля с помощью звукотехники. Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной
части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и техника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения. Театральный звукорежиссер может и не быть профессиональным музыкантом, но он должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества того или иного композитора, дирижера, музыканта, вокалиста. Необходимо сказать, что человек, лишенный природных музыкальных способностей, никогда не сможет стать профессиональным
звукорежиссером. Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи.
Сегодня в театре особенно остры поиски новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

 

Вопрос № 10 общие принципы звукотехнического оформления тп

Довольно часто режиссер использует микрофон для более выразительного раскрытия авторского замысла отдельной сцены или чтобы подчеркнуть какие-либо художественные особенности данной постановки в целом, С помощью микрофона режиссер может дать возможность зрителям «подслушать» секретный разговор действующих лиц или услышать их разговор «шепотом», сохранив интимность самого разговори и не прибегая к обычному театральному приему, когда подобные разговоры ведутся на сцене громким голосом. В других случаях микрофон позволяет как бы расширить сценическую площадку, построить мизансцену в глубине сцены и даже показать действие за сценой. Так, например, усиленные микрофоном команды руководителя полетов, находящегося за сценой, позволяют зрителям как бы увидеть командный пункт и понять драматическую ситуацию, в которую попал герой спектакля. Многие функции, которые может выполнять в спектакле речевая фонограмма, свойственны и микрофону. Так, микрофон может быть использован режиссером для передачи мыслей героя «вслух», его внутреннего монолога, раздумий и т. п. Но наиболее часто возникает необходимость усиления голоса актера при исполнении им вокальных произведений, особенно в музыкальных спектаклях типа мюзикла. В зависимости от стиля постановки и художественного замысла микрофоны на сцене устанавливают совершенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют среди бутафории и декораций. Естественно, что все мизансцены, связанные с вокальными выступлениями действующих лиц, построены с учетом размещения этих микрофонов. В нужный момент микрофоны включаются звукорежиссером, ведущим спектакль. Таким образом, микрофон, используемый в спектакле даже только для усиления голоса актера, может выразительнее подчеркнуть сценическое действие, придать ему необходимую эмоциональную силу в буквальном и переносном смысле слова. Использование в спектакле радиомикрофона
В последние годы некоторые театры стали использовать в своих постановках радиомикрофоны. Радиомикрофон состоит из миниатюрного микрофона, портативного радиопередатчика с источником питания и передающей антенны (все это обычно размещается в костюме актера). Сигнал с передающей антенны радиомикрофона поступает на приемную антенну, установленную в зрительном зале, и далее на приемник, соединенный с каналом звукоусиления театрального радиоузла/Усиленный сигнал с радиомикрофона воспроизводится через громкоговорители в зрительном зале или на сцене. Использование радиомикрофона при звукотехническом оформлении спектакля представляет определенные удобства — актер, оснащенный таким микрофоном, может свободно перемещаться по всей сцене, вести диалог, петь в глубине сцены и за кулисами, причем ему не приходится контролировать свои действия, связанные с обычным микрофоном и микрофонным кабелем. Повышается надежность звукоусиления, сцена «очищается» от ненужных технических подробностей, кроме того, с помощью радиомикрофона на сцене можно получить «необъяснимые» для зрителя звуковые эффекты. Использование микрофонов для усиления звучания оркестра и отдельных музыкальных инструментов
Помимо усиления речи и пения актеров микрофон часто используется для так называемого «подзвучивания» театрального оркестра или отдельных музыкальных инструментов, сопровождающих сценическое действие. Обычно оркестр «усиливается» в том случае, если он размещен не в оркестровой яме, а каком-то другом месте сцены, откуда его плохо слышно в зрительном зале. Так, к примеру, в старом здании МХАТ оркестр из-за отсутствия оркестровой ямы обычно размещается в трюме под сценой или за кулисами и поэтому для его усиления там же устанавливают микрофоны. Но нередко оркестр, по замыслу режиссера, размещается за кулисами. Для усиления и большей выразительности звучания в месте размещения оркестра установлен микрофон, причем уровень звучания в зрительном зале звукорежиссер может регулировать в широких пределах, руководствуясь развитием сценического действия. С помощью микрофона можно подчеркнуть выразительность звучания отдельных музыкальных инструментов, например струнно-смычковых, особенно при малом их числе в театральном оркестре. Кроме того, микрофон позволяет создать расширенную звуковую картину оркестрового сопровождения. Микрофоны установлены в оркестровой яме, слева у струнных и справа у духовых и ударных инструментов, а усиленное их звучание воспроизводится соответственно через левые и правые портальные громкоговорители зрительного зала. Создается такое впечатление, что многочисленный оркестр занимает весь просцениум. Иногда из общего звучания оркестра бывает необходимо выделить отдельный инструмент — солирующую скрипку, рояль, арфу, контрабас, ударную группу. Для этого рядом с соответствующим музыкантом устанавливают специальный микрофон, воспринимающий звуки преимущественно от этого инструмента. При сопровождении сценического действия каким-нибудь одним инструментом — роялем, гитарой, баяном или аккордеоном — также может возникнуть необходимость в усилении звучания этого инструмента. Усиленное звучание этого инструмента воспроизводится через громкоговорители на сцене с помощью микрофона, установленного рядом с инструментом. При этом создается как бы объемность в звучании — вся сцена наполнена звуками рояля. Иногда необходимость усиления отдельного музыкального инструмента возникает и по другим причинам. Так, например, если бутафорский рояль, на котором актер «играет» во время действия, размещен далеко от настоящего инструмента, сопровождающего это действие, то звуковая иллюзия сцены нарушается. Поэтому в подобных случаях желательно проводить усиление звучания настоящего музыкального инструмента и воспроизводить его в том звуковом плане на сцене, в котором размещен бутафорский инструмент. С помощью микрофона может быть решен вопрос согласованного звучания отдельных музыкальных инструментов при их раздельном размещении друг от друга. При размещении хора или вокальной группы, сопровождающей сценическое действие за кулисами, с помощью микрофона можно «заставить» хор звучать в зрительном зале, тем самым создав иллюзию большого числа исполнителей. С помощью микрофона можно усиливать звучание отдельных шумовых аппаратов и приспособлений, особенно если они размещаются далеко за кулисами и их звучание в зрительном зале прослушивается невыразительно. Усиление оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента—задача не только техническая, но и художественная. Творческий подход к ее решению позволит существенно обогатить замысел режиссера и более выразительно подчеркнуть характер музыкального и шумового оформления спектакля.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.