Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Справочные материалы



Сведения, собранные в процессе статистического наблюдения, подвергаются научной обработке и систематизации.

Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, построение таблиц, расчет итогов и производных показателей (средних, относительных величин).

Под группировкой в статистике понимают расчленение множества единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении.

Сводку и группировку статистических материалов можно представить в виде схемы 3.1.

 

Схема 3.1. Сводка и группировка статистических данных

 
 

 

 


Пример типологической группировки (табл. 3.1.).

Таблица 3.1.

Группировка промышленных предприятий Ростовской области

по формам собственности в 1994 году

№п/п Группы предприятий по формам собственности Число предприятий
всего, единиц % к итогу
Федеральная собственность 93,6
Муниципальная собственность 0,3
Частная собственность 4,9
Смешанная собственность 1,2
  Всего

 

Пример структурной группировки (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Группировка населения России

по размеру среднедушевого дохода в апреле 1994 г.

№ п/п Группы населения по размеру среднедушевого денежного дохода, тыс. руб. в месяц Численность населения
всего, млн. чел % к итогу
До 40 2,4 1,6
40-80 23,4 15,8
80-120 34,8 23,5
120-160 29,4 19,8
160-200 20,7 13,9
200-240 13,5 9,1
240-280 8,7 5,9
280 и более 15,5 10,4
  Всего 148,4

 

Пример аналитической (факторной) группировки (табл. 3.3).

Таблица 3.3.

Группировка населения по месту проживания за 1959-1994 гг.

№ п/п Группировка населения по месту жительства Численность населения
всего, млн.чел в % к итогу всего, млн.чел в % к итогу всего, млн.чел в % к итогу
Городское 61,6 52,0 95,4 69,0 108,5 73,0
Сельское 55,9 48,0 42,2 31,0 39,5 27,0
Всего 117,5 117,5 100,0 137,6 100,0 148,0

 

При аналитической группировке выделяют зависимые (результативные) признаки и признаки, оказывающие влияние на них - независимые (факторные).

Данные таблицы 3.4 характеризуют зависимость между местом жительства (факторный признак), и численностью населения (результативный признаки). Если группы, образованные по одному признаку, делятся на подгруппы по второму признаку и т.д., то есть в основании группировки лежит несколько признаков, то группировка называется комбинированной.

Пример комбинированной группировки (табл. 3.4.).

Таблица 3.4.

Группировка семей России по месту проживания и числу детей в 1989 г.

№ п/п Группа семей по месту их проживания В том числе подгруппа семей по числу детей Число семей, тыс.
Городское население 1 ребенок 2 ребенка 3 и более детей
Итого по группе
Сельское население 1 ребенок 2 ребенка 3 и более детей    
Итого по группе
  Итого по подгруппам 1 ребенок 2 ребенка 3 и более детей  
Итого по группам

 

Упорядоченные в результате сводки статистические совокупности представляются в виде вариационных рядов, графиков и таблиц.

Таблица - компактное изображение собранного материала. Статистическая таблица состоит из следующих элементов (схема 3.2).

 

Схема 3.2. Статистическая таблица как наиболее рациональная схема изложения результатов сводки и группировки

 

 
 

 

 


Вид статистической таблицы зависит от конструктивного ее построения (схема 3.3.)

Схема 3.3. Виды статистических таблиц

 

 
 

 

 


Итоговым этапом сводки и группировки статистических данных является построение графиков на основании имеющихся таблиц.

Статистические графики – условное, наглядное изображение статистических величин и их соотношений при помощи геометрических линий и фигур. На схеме 3.4. представлены основные положения оформления статистических графиков.

 

Схема 3.4. Графический способ изображения статистических данных

 
 

 


Пример 3.1. Методику построения группировок и статистических таблиц продемонстрируем на данных бюджетных обследований 20 домохозяйств (табл 3.5.).

Таблица 3.5

№ п/п Число членов домохозяйства Общий денежный доход, включая трансферты, ден. ед. Среднедушевой доход, ден. ед.
92,5
89,3
134,7
96,5
157,6
108,0
177,5
57,3
62,0
175,0
172,0
124,7
112,5
201,0
76,3
184,0
78,3
115,3
149,0
98,0

 

По приведенным в таблице 3.5 данным сгруппировать домохозяйства отдельно по числу членов домохозяйства и по общему денежному доходу, а также по этим двум признакам в комбинации.

Число членов домохозяйства – дискретный признак, поэтому группировка сводится к подсчету числа домохозяйств по каждому значению признака (табл. 3.6).

Таблица 3.6.

Число членов домохозяйства Число домохозяйств
Итого

 

Денежный доход домохозяйства – непрерывный признак, поэтому строить необходимо интервальный ряд распределения, сформировав, например, четыре интервала: менее 200, 200 – 400, 400 – 600, 600 и более (табл. 3.7).

Таблица 3.7

Общий денежный доход домохозяйства, ден. ед. Число домохозяйств
Менее 200
200 – 400
400 – 600
600 и более
Итого

 

Группировка домохозяйств одновременно по двум признакам представляет собой комбинационную группировку (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Число членов домохозяйства Общий денежный доход домохозяйства, ден. ед. Итого
До 200 200 – 400 400 – 600 600 и более
- -
-
Итого

 

Расположение частот в направлении от левого верхнего угла к правому нижнему свидетельствует о наличии прямой связи между числом членов домохозяйства и его общим денежным доходом.

Суммирование и усреднение признаков в каждой группе углубляет анализ данных. Так, на основе итоговых данных о количестве членов домохозяйств и денежном доходе в каждой группе можно определить средний доход на одно домохозяйство и на одного члена домохозяйства (среднедушевой доход). Результаты обобщения приведены в таблице 3.9.

Таблица 3.9

Число членов домохозяйства Число домохозяйств Суммарное количество членов домохозяйства Доход за месяц, ден.ед.
Общий денежный доход В среднем
на одно домохозяйство на одного члена домохозяйства
274,0 137,0
375,2 125,1
442,0 110,5
По совокупности в целом 375,0 121,0

 

По данным таблицы с увеличением числа членов домохозяйства возрастает средний доход на одно домохозяйство, но уменьшается среднедушевой доход. Зависимость среднедушевого дохода от числа членов домохозяйства наглядно демонстрирует аналитическая группировка (табл. 3.10).

Таблица 3.10.

Число членов домохозяйства Число домохозяйств Среднедушевой доход, ден. ед.
137,0
125,1
110,5
По совокупности в целом 121,0

 

По первичным данным об уровне среднедушевого дохода (табл.3.5.) составим типологическую группировку, выделяя группы бедных, средних и состоятельных домохозяйств. По методике Европейской комиссии ООН к бедным отнесем домохозяйства, среднедушевой доход которых не превышает 2/3 среднего уровня по совокупности в целом. Тогда в нашем примере чертой бедности является 2/3*121=81 ден. ед. К среднему слою отнесем домохозяйства, среднедушевой доход которых попадает в интервал 121+121/3, т.е. от 81 до 161 ден. ед. Домохозяйства со среднедушевым доходом 161 ден. ед. и более считаются состоятельными. Результаты типологической группировки приведены в таблице 3.11.

Таблица 3.11.

Группы по среднедушевому доходу Число Общий денежный доход домохозяйств, ден. ед. Среднедушевой доход, ден. ед
домохозяйств членов домохо-зяйства
всего по группам в % к итогу
До 81 68,7
81 – 161 117,4
161 и более 181,9
По совокуп-ности в целом           121,0

 


Контрольные задания к теме 3

1. Имеются следующие данные об успеваемости студентов в летнюю сессию: 5, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 3, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 5, 2, 3, 3. Постройте по этим данным ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию; ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие (2 балла) и успевающие (3 балла и выше) Каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов

2. Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на I курс ВУЗа (в баллах)

 
 
 
 

Постройте:

а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами;

б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в ВУЗ, если проходной балл равен 15.

Каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов

3. Имеются данные о деятельности коммерческих банков.

Размеры процентных ставок и кредитов, предоставленных коммерческими банками предприятиям и организациям

№ банка Процентная ставка, % Кредиты, млн. руб. № банка Процентная ставка, % Кредиты, млн. руб.
20,3 9,55 21,1 6,10
17,1 13,58 17,6 13,36
14,2 22,33 15,8 19,62
11,0 27,50 18,8 11,90
17,3 13,54 22,4 5,20
19,6 11,60 16,1 17,90
20,5 8,90 17,9 12,30
23,6 3,25 21,7 5,40
14,6 21,20 18,0 12,18
17,5 13,5 16,4 17,10
20,8 7,60 26,0 1,00
13,6 25,52 18,4 12,12
24,0 2,50 16,7 16,45
17,5 13,24 12,2 26,50
15,0 20,15 13,9 23,98

Необходимо построить:

- интервальный ряд, характеризующий распределение банков по сумме выданных кредитов, образовав пять групп с равными интервалами (таблица А);

- аналитическую группировку для изучения связи между размером процентной ставки и величиной выданного кредита (таблица Б, В).

Таблица А.

Распределение банков по размеру выданных кредитов

№ группы Группы банков по размеру кредита, млн. руб. Число банков
в абсолютном выражении в относительных единицах, %
I      
II      
III      
IV      
V      
  Итого    

 

Таблица Б.

Распределение банков по процентной ставке

№ п/п Группы банков по величине процентной ставки № банка Процентная ставка Сумма кредита, млн. руб.
А Б
I        
II        
III        
IV        
V        
  Всего      

 

Таблица В.

Зависимость суммы выданного банком кредита от размера процентной ставки

№ п/п Группы банков по величине процентной ставки Число банков Процентная ставка Сумма выданных кредитов, млн. руб.
всего средняя процентная ставка всего в среднем на один банк
А Б
I            
II            
III            
IV            
V            
  Итого          

 

4. Имеются следующие производственные показатели по заводам отрасли за отчетный период:

№ предприятия Произведено продукции, тыс. шт. Общая сумма затрат на производство, млн. руб. Себестоимость единицы продукции, руб.
9,0 9,00
1,7 9,41
4,6 8,70
11,5 7,48
2,1 9,05
10,6 7,78
6,0 8,50
8,5 8,00
11,6 7,50
1,6 9,36
4,2 9,52
7,4 8,25
4,8 9,17
2,6 9,23
4,0 9,00

 

Применяя метод аналитической группировки, выявите характер зависимости между размером выпуска продукции и себестоимостью единицы продукции. При группировке по факторному признаку образуйте пять групп заводов с равными интервалами. 3. Имеется группировка семей по среднедушевому доходу.

 

5. За прошедшую неделю службой занятости района трудоустроено 24 зарегистрированных безработных. По приведенным в таблице данным сгруппируйте трудоспособных:

а) по длительности перерыва в работе;

б) по полу (0 – мужчины, 1 – женщины) и длительности перерыва в работе.

№ п/п Пол Длительность перерыва в работе, мес. № п/п Пол Длительность перерыва в работе, мес.

Результаты группировок представьте в форме статистических таблиц, проанализируйте их, сделайте выводы

В результате опроса населения были получены самооценки склонности к риску и приоритетности вложения свободных средств. Ответы респондентов представлены в таблице.

 

№ п/п Возраст, лет Склонность к риску Направление вложения средств № п/п Возраст, лет Склонность к риску Направление вложения средств

 

Коды самооценки склонности к риску: 1 – риска избегаю вообще, 2 – готов рисковать с определенными гарантиями, 3 – люблю рисковать. Коды направлений вложения средств: 1 – ценные бумаги, 2 – недвижимость, 3 – валюта, 4 – товар.

1) Сгруппируйте респондентов:

а) по возрасту, выделив три группы: до 30 лет, 30 – 60, 60 лет и старше;

б) по склонности к риску, выделив группы рискующих, осторожных и инертных инвесторов;

в) по приоритетным направлениям вложения свободных средств.

2) Составьте комбинационные распределения респондентов:

а) по возрасту и склонности к риску;

б) по возрасту и приоритетным направлениям вложения свободных средств;

в) по склонности к риску и направлениям вложения свободных средств.

Результаты группировок представьте в форме статистических таблиц, проанализируйте их, сделайте выводы

6. В риэлторской фирме за сутки оформлена продажа 30 трехкомнатных квартир, параметры которых приведены в таблице. Коды расположения в городе: 1 –окраина, 2 – районы, прилегающие к центру, 3 – центр. Коды наличия телефона: 0 – нет, 1 – есть.

№ квартиры Место расположения Этаж Наличие телефона Общая площадь, м2 Стоимость, тыс. у.е.

По данным таблицы постройте:

а) комбинационные группировки по признакам: месторасположение – стоимость, этаж – стоимость, наличие телефона – стоимость, общая площадь – стоимость;

б) аналитические группировки, которые описывали бы зависимость стоимости квартир от каждого из указанных признаков;

в) комбинационные аналитические группировки, показывающие зависимость стоимости квартир от месторасположения и этажа; от этажа и наличия телефона; от наличия телефона и общей площади.

Результаты группировок представьте в форме статистических таблиц, проанализируйте их, сделайте выводы

 

7. Имеется группировка семей по среднедушевому доходу

Распределение семей города по размеру среднедушевого дохода

Группы семей по размеру дохода, усл. ден. ед. Число семей
до 10
10-40
40-100
100-180
180-300
300-400
свыше 400
Итого

Произвести перегруппировку данных, образовав новые группы со следующими интервалами: до 50, 50-100,100-200,200-300, свыше 300.

 

8. Численность осужденных в области распределяется по возрастам следующим образом:

Возраст, лет 2000 г. 2002 г.
14-17
18-24
25-29
30-49
50 и старше

Определите, в каком году и в какой возрастной группе численность осужденных на 1000 человек была больше, если распределение населения области по возрастным группам следующее (тыс. чел.)

 

Возраст, лет 2000 г. 2002 г.
0-9 429,4 376,5
10-19 405,5 428,1
20-29 377,2 355,8
30-39 476,4 474,4
40-49 290,3 354,6
50-59 337,9 306,1
60-69 267,0 277,7
70 и старше 164,0 170,8

 

 

9. Постройте группировку численности безработных двух регионов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду.

 

РЕГИОН 1 РЕГИОН 2
Группы безработных, лет Всего В том числе Группы безработных, лет Всего В том числе
женщин мужчин женщин мужчин
15-19 11,8 14,2 9,5 до 20 12,0 13,7 10,2
20-24 16,2 15,2 17,2 20-30 35,5 37,2 39,7
25-29 11,3 10,9 11,8 30-40 26,2 24,5 24,6
30-49 48,5 48,1 48,8 40-50 14,0 14,6 15,5
50-54 5,2 5,3 5,0 50 и более 12,3 10,0 10,0
55-59 4,9 4,2 5,5        
60 и старше 2,1 2,1 2,2        
Итого 100,0 100,0 100,0 Итого 100,0 100,0 100,0

 

Сделайте сравнительный анализ результатов. Рассчитайте по каждой группе три-четыре показателя и постройте сводную таблицу. Сделайте выводы по результатам группировки.

 

10. Имеются следующие данные о распределении промышленных предприятий двух регионов по численности занятого на них промышленно-производственного персонала (ППП)

 

РЕГИОН 1 РЕГИОН 2
Группы предприятий по численности работающих, чел. Число предприятий, % Численность промышленно-производственного персонала Группы предприятий по численности работающих, чел. Число предприятий, % Численность промышленно-производственного персонала
До 100 До 300
101-500 301-600
501-1000 601-1000
1001-2000 1001-2000
2001-5000 2001-4000
5001 и более 4001 и более
Итого Итого

 

Постройте вторичную группировку данных о распределении промышленных предприятий, пересчитав данные:

- региона 2 в соответствии с группировкой региона 1;

- региона 1 в соответствии с группировкой региона 2;

- регионов 1 и 2, образовав следующие группы промышленных предприятий по численности ППП: до 500, 500 - 1000, 1000 - 2000, 2000 - 3000, 3000 - 4000, 4000 - 5000, 5000 и более.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.