Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие аудиторской деятельности



Внимание!

Для удобства навигации по пособию подключите «Схему документа» (в меню выбрать закладку «Вид» и поставить галочку «Схема документа» или «Область навигации»).

 

 


 

Оглавление

 

Введение. 6

Тема 1. Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации 8

1.1. Понятие аудиторской деятельности. 8

Цели аудита. 9

1.2. Принципы аудита. Этика аудиторов. Аудиторская тайна. 11

Независимость. 12

Честность. 14

Объективность. 16

Профессиональная компетентность и должная тщательность. 16

Конфиденциальность. 16

Профессиональное поведение. 20

1.3. Виды аудита. Обязательный аудит. 20

Обязательный аудит. 21

Инициативный аудит. 22

Внутренний аудит. 23

1.4. Виды сопутствующих аудиту услуг. 24

1.5. Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. 25

Конфликт интересов. 26

Вопросы для самопроверки к теме 1. 27

Нормативная документация к теме 1. 27

Тема 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 29

2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 29

2.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». 30

2.3. Аудиторские стандарты.. 30

Федеральные стандарты аудиторской деятельности: 31

Стандарты аудиторской деятельности СРО.. 31

Внутренние стандарты аудиторских организаций. 37

2.4. Порядок аттестации аудиторов. 37

Повышение квалификации. 39

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора 39

2.5. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора и аудируемых лиц. 40

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора (ст. 13 Закона № 307-ФЗ) 40

2.6. Порядок саморегулирования аудиторской профессии. Меры дисциплинарного воздействия. 43

Саморегулирование аудиторской профессии. 43

Требования к членству в СРО аудиторов. 44

Меры дисциплинарного воздействия. 45

2.7. Порядок контроля и надзора за аудиторской деятельностью в РФ.. 46

Уполномоченный федеральный орган по аудиторской деятельности – Минфин России. 47

Совет по аудиторской деятельности. 47

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 22 Закона № 307-ФЗ) 48

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов, проводимых СРО аудиторов (ст. 10 Закона № 307-ФЗ) 48

Вопросы для самопроверки к теме 2. 49

Нормативная документация к теме 2. 49

Тема 3. Организация проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. 51

3.1. Согласование условий проведения аудита. 51

Письмо о проведении аудита. 51

Договор о проведении аудита. 51

3.2. Общая стратегия и детальный подход к проведению аудита. 53

Общий план. 53

Программа аудита. 54

3.3. Изучение деятельности аудируемого лица, и его среды.. 55

Система внутреннего контроля. 58

3.4. Документирование аудита. 60

Перечень рабочей документации. 61

Систематизация рабочих документов. 62

Хранение документации. 63

Вопросы для самопроверки к теме 3. 63

Нормативная документация к теме 3. 64

Тема 4. Оценка искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности 65

4.1. Понятие существенности в аудите. 65

Существенность и аудиторский риск. 67

4.2. Способы установления уровня существенности. 67

Типовая методика расчета уровня существенности. 67

Оценка последствий искажений. 70

Понятие существенности для других оценок деятельности аудируемого лица 71

4.3. Оценка рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. 72

Определение рисков. 73

Взаимосвязь рисков. 74

Оценка рисков. 75

4.4. Рассмотрение недобросовестных действий в ходе аудита. 78

Недобросовестное составление бухгалтерской отчетности. 78

Присвоение активов. 80

Риск аудитора. 80

Получение аудитором информации для выявления недобросовестных действий 81

Аудиторские процедуры.. 82

Факторы риска. 82

Вопросы для самопроверки к теме 4. 83

Нормативная документация к теме 4. 84

Тема 5. Аудиторские доказательства. 85

5.1 Понятие аудиторских доказательств и их виды.. 85

Предпосылки составления бухгалтерской отчетности. 86

5.2. Оценка надежности аудиторских доказательств. 87

5.3. Процедуры получения аудиторских доказательств. 88

Запрос. 89

Инспектирование. 90

Наблюдение. 90

Подтверждение. 90

Пересчет. 91

Аналитические процедуры.. 91

Уместность информации. 91

5.4. Внешние подтверждения. 92

Внешние подтверждения и риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. 93

Запрос. 94

5.5. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях. 95

Присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов. 95

Раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах. 96

Оценка и раскрытие информации о долгосрочных финансовых вложениях 97

Раскрытие информации по отчетным сегментам бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. 98

Вопросы для самопроверки к теме 5. 99

Нормативная документация к теме 5. 99

Тема 6. Итоговые документы аудита. 100

6.1 Информация для руководства аудируемого лица и представителей его собственника. 100

Информация, сообщаемая руководству. 101

Формы сообщения информации надлежащим получателям. 101

Надлежащие получатели информации. 102

6.2. Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств. Письмо-представление. 102

6.3. Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности. 104

Ответственность аудируемого лица. 105

Ответственность аудитора. 105

Объем аудита. 105

Мнение. 106

Подписание аудиторского заключения. 107

6.4. Формы модифицированного мнения и порядок его формирования. 108

Мнение с оговоркой. 108

Всеобъемлющее влияние, отрицательное мнение и отказ от выражения мнения 109

6.5. Заведомо ложное аудиторское заключение. 110

6.6. Форма и содержание дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. 111

Обстоятельство отражено в бухгалтерской отчетности. 111

Обстоятельство, не отраженное в бухгалтерской отчетности. 112

Вопросы для самопроверки к теме 6. 113

Нормативная документация к теме 6. 113

Тесты для самопроверки по «Основам аудита». 114

Тема 1 Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации. 114

Тема 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 115

Тема 3. Организация проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности 116

Тема 4. Оценка искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности. 117

Тема 5. Аудиторские доказательства. 118

Тема 6. Итоговые документы аудита. 119

 


 

Введение

(назад в Оглавление)

Аудит (перевод этого слова означает «слушающий») имеет достаточно большую историю. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Отчеты должностных лиц в древнем Риме, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществлявших контроль за государственными бухгалтерами на местах, выслушивались экзаменаторами. Отсюда термин «слушающий». Термин «аудитор» сохранился: так теперь называют лиц, которые проводят контроль в различных областях.

В России термин «аудит» носит законодательный характер в отношении деятельности по независимому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторская деятельность в современном ее понимании в России началась в конце 80-х годов ХХ века. Потребность в услугах аудитора возникла в связи с необходимостью обеспечения интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (руководство, менеджеры) и тех, кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

С начала 90-х годов ХХ века эта деятельность приобретает характерные черты отрасли.

Наличие законодательства. Первым нормативным документом аудиторской деятельности были «Временные правила ведения аудиторской деятельности», установленные указом Президента от 22 декабря 1993 г. № 2263. Они использовались как основной законодательный документ до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Наличие технологий проведения аудита. В 1996 году появились первые правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Затем, начиная с 2002 года, постановлениями Правительства РФ были введены в действие Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Наличие рынка потребителей услуг аудиторов. Аудит как самостоятельный рыночный институт обусловили такие, происходящие в то время процессы, как приватизация и акционирование крупных предприятий; развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэконо-мической деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий. В период с 1987 г., когда появились первые аудиторские фирмы, и по 1993 г. аудит в России в основном был инициативным, поскольку не существовало законодательных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций. Предприятия пользовались услугами консалтинговых, научно-технических организаций, которые начали проводить аудит и оказывать другие аудиторские услуги. Характерной особенностью таких организаций было то, что они, помимо хозрасчетных организаций и кооперативов, создавались и при государственных структурах. Аудиторскими фирмами в современном понимании их можно назвать условно.

 

В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.

Развитие аудита в настоящее время происходит постоянно: совершенствуется Закон «Об аудиторской деятельности», развиваются технологии аудита. Требования Федеральных стандартов аудиторской деятельности основываются на Международных стандартах аудита и все более к ним приближаются, но это происходит с учетом российского законодательства.

Изучение основ аудита проводится в соответствии с Программой подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций, принятой ИПБ России для получения аттестата профессионального бухгалтера.

 


 

Тема 1. Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

(назад в Оглавление)

1.1 Понятие аудиторской деятельности. 1.2. Принципы аудита. Аудиторская тайна. 1.3. Виды аудита. Обязательный аудит. 1.4. Виды сопутствующих аудиту услуг. 1.5. Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

 

Понятие аудиторской деятельности

(назад в Оглавление)

Понятие аудиторской деятельности дано в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 307-ФЗ «аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами».

В ч. 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ дается определение аудита. «Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица следует понимать отчетность, предусмотренную ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для окончательного определения понятия аудиторской деятельности необходимо назвать перечень сопутствующих аудиту услуг, который устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 24[1] к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

обзорные проверки;
согласованные процедуры;
компиляция финансовой информации.

 

Закон № 307-ФЗ понятия «аудируемое лицо» не содержит. Такое понятие содержалось в ранее действовавшем Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым под аудируемыми лицами понимались организации или индивидуальные предприниматели. Исходя из определения аудита, приведенного выше в соответствии с Законом № 307-ФЗ, чтобы организация (юридическое лицо) или индивидуальный предприниматель могли стать аудируемыми лицами, им необходимо:

 

вести бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»;
заключить договор о проведении аудиторской проверки. При этом организация (индивидуальный предприниматель) в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности получает дополнительные права и обязанности.

 

Таким образом, «аудируемоелицо» можно определить следующим образом – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг.

Аудируемому лицу важно понимать, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Иначе говоря, контрольные и надзорные органы осуществляют проверки в соответствии со своими утвержденными планами и программами независимо от проведения аудита.

Аудиторские услуги осуществляют:

 

аудиторские организации. Аудиторская организация – это коммерческая организация, которая является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО аудиторов). Аудиторская организация не имеет права осуществлять аудит, если она не является членом СРО (ч. 1 ст. 3 Закона № 307-ФЗ);
аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Аудиторы могут быть работниками на основании трудового договора или индивидуальными предпринимателями (ч. 1 ст. 4 Закона № 307-ФЗ).

 

Аудируемому лицу при заключении договора о проведении аудита следует проверить членство в СРО лиц, с которыми заключается договор, чтобы убедиться, что аудиторское заключение будет легитимным. Проверку легко провести по реестру аудиторских организаций и аудиторов тех СРО, членами которых они являются, или на сайте Минфина России.

 

Цели аудита

В соответствии с п. 2 ФПСАД №1[2] целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Это соответствует определению аудита в Законе «Об аудиторской деятельности».

Требование формирования достоверной отчетности соответствует и требованиям законодательства о бухгалтерском учете:

ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит требование, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;
п. 6 ПБУ 4/99: «Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету».

 

Для того чтобы отчетность считалась достоверной, необходимо соблюдение следующих условий:

 

точность бухгалтерских данных;
наличие подтверждающих документов;
формирование отчетных данных в соответствии с нормативной документацией;
возможность проведения контроля сформированных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

 

В международных стандартах аудита (МСА) понятие «достоверности» соответствует понятию «разумной уверенности», которая означает «высокую, но не абсолютную степень уверенности, выраженную позитивно в аудиторском заключении как разумную уверенность в том, что проаудированная информация не содержит существенных искажений»[3].

В соответствии с п. 6 ФПСАД № 1 аудит обеспечивает разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу получения аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответ на вопрос, почему при проведении аудита говорят о разумной, но не абсолютной степени уверенности, дан в п.п. 7, 8, 9 ФПСАД № 1.

Аудит обладает рядом объективных ограничений, влияющих на возможность обнаружения аудитором всех существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

применение выборочных методов и тестирования;
несовершенство любых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (например, эти системы не могут гарантировать отсутствие сговора);
преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

 

Дополнительными факторами, ограничивающими надежность аудита, является то, что свое мнение аудитор основывает на профессиональном суждении, а не на точном расчете, например:

 

самостоятельно определяет, какие аудиторские доказательства необходимо собрать и их объем;
выводы, сделанные на основе собранных аудиторских доказательств по своему профессиональному суждению (например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки отчетности), могут быть ошибочными.

 

Кроме того, могут существовать другие ограничения, влияющие на убедительность доказательств для формирования выводов, например, в отношении операций со связанными сторонами[4]. Для таких случаев в действующих стандартах аудиторской деятельности предусмотрены особые процедуры.

Цели заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности различны:

· руководство предприятия может манипулировать данными о прибыли с тем, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности в отношении рентабельности;

· акционеры хотят увеличить дивиденды;

· кредиторам важно, чтобы организация сохраняла платежеспособность.

 

Заинтересованные пользователи отчетности, как правило, не могут самостоятельно определить достоверность отчетности в силу того, что они не имеют доступа к бухгалтерскому учету и вынуждены полагаться на показатели представленной отчетности или не имеют необходимых профессиональных знаний для проверки.

Поэтому так важна роль независимых аудиторов, которые выражают в аудиторском заключении мнение о достоверности отчетности.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.