Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Конфиденциальность



(назад в Оглавление)

Понятие конфиденциальной информации дано в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

«Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Коммерческая тайна является конфиденциальной информацией («Перечень сведений конфиденциального характера», утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188).

Понятие коммерческой тайны содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»:

«Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Обладатель информации вправе самостоятельно придать информации статус коммерческой тайны, если федеральными законами не предусмотрено, что эта информация не является таковой.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 ГК РФ участники хозяйственного товарищества или общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

Для нарушителей законодательства о конфиденциальной информации предусмотрены административные, гражданско-правовые и уголовные меры наказания.

В п. 11 ст. 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».

Новая трактовка в Законе № 402-ФЗ дана в отношении коммерческой тайны регистров бухгалтерского учета.

В ст. 10 «Регистры бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ нет указания на то, что регистры бухгалтерского учета и внутренняя отчетность являются коммерческой тайной. Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении этих данных руководством организации самостоятельно.

Что касается представления регистров бухгалтерского учета третьим лицам, то в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ регистры бухгалтерского учета предоставляются пользователям в случае требований российского законодательства или это предусмотрено договором. Таким образом, организация вправе посредством договора самостоятельно решать в отношении каких пользователей устанавливается режим конфиденциальности.

Соблюдение конфиденциальности информации для аудитора является законодательной нормой. Этому посвящена ст. 9 Закона № 307-ФЗ «Аудиторская тайна».

В ч. 2 этой статьи указано, что аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», за исключением:

 

 

сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;      
сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита. Следует иметь виду, что здесь речь идет о самом факте заключения договора, но не о его содержании;
сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

К третьим лицам, предусмотренным Законом № 307-ФЗ, передача сведений которым не является нарушением аудиторской тайны и которые, в свою очередь, обязаны сохранять конфиденциальность таких сведений и документов, относятся:

 

Минфин России и его работники – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности;
Росфиннадзор и его работники – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Росфиннадзор проводит внешние проверки качества работы только тех аудиторских организаций, которые проводили обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ;
саморегулируемые организации аудиторов (СРО), их члены и работники, которые проводят внешний контроль качества организаций и аудиторов, состоящих в этой СРО.

 

К другим федеральным законам, в соответствии с которыми аудитор должен предоставлять имеющуюся у него информацию без нарушения аудиторской тайны, можно отнести, например, следующие:

· Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 22;

· Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст.13;

· Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Для руководителей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов были опубликованы письма Минфина России от 31.03.2009 г. № 07 03-32/423; 13.04.2009 г. № 07-03-32/520; 10.07.2009 г. № 07-03-32/1024, в которых указывается, что:

«…в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если аудитором была нарушена ст. 9 «Аудиторская тайна» Закона, это является основанием для аннулирования аттестата аудитора (ч. 1 ст.12).

В ч. 2 ст. 14 Закона № 307-ФЗ указано, что «наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении».

Очевидно, что аудиторская документация практически полностью состоит из конфиденциальной информации, и соблюдению принципа конфиденциальности аудитор должен уделять очень большое внимание.

Аудитор обязан:

соблюдать конфиденциальность даже вне профессиональной среды. Особо следует помнить о возможности неумышленного разглашения информации при длительных связях с деловыми партнерами, их близкими родственниками или членами семьи. Следует отметить, что Кодекс не раскрывает понятия близких родственников и членов семьи. Аудитор руководствуется понятием близких родственников в соответствии с ч. 1 ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Закона № 307-ФЗ;
соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или аудиторской организацией;
соблюдать конфиденциальность информации внутри аудиторской организации. Данное положение говорит о том, что доступ к информации лиц, которые не имеют отношения к проведению конкретной проверки, не допускается.

 

Необходимость соблюдать принцип конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между аудитором и клиентом или работодателем.

Кодексом предусмотрены ситуации, когда аудитор имеет законное или профессиональное право раскрыть такую информацию:

раскрытие разрешено законодательством и (или) санкционировано клиентом;
раскрытие требуется законодательством:

· при подготовке документов или представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;

· при сообщении уполномоченным государственным органам ставших известными фактов нарушения законодательства;

раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):

· при внешней проверке качества работы, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченным федеральным органом по контролю;

· при ответе на запрос (или в ходе расследования) саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченного государственного органа;

· при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.