Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Работа над пьесами.

Методическая разработка открытого урока по ансамблю

Тема: «Работа в классе ансамбля как одна из форм

интереса в обучении музыке»

Преподаватель ДМШ

Стасевич И.А.

Г. Дорогобуж

Г.

Пояснительная записка.

Ансамбль - это французское слово и переводиться оно словом «вместе». Однако трактуется оно широко, так как вместе - это согласованное звучание нескольких инструментов, а под этим подразумевается одинаковые: трактовка, приёмы игры, музыкальные возможности исполнителей, примерно равные по качеству инструменты. Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально- исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический и полифонический (что особенно важно для учащихся струнных отделений); тембровый, динамический; чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, воля.

В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих, вырабатывается уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать, а значит и чувствовать. Если это ансамбль самых юных, то вместе малыши усваивают длительности. Учатся овладевать средствами выразительности в музыке. Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения, именно ансамблем занимаются с большим удовольствием и воодушевлением.

Заинтересованный ученик – это ребёнок с «открытым сердцем», готовый впитывать «как губка», податливый «как глина». Волшебное «хочу» - это тот ключик, который открывает двери в любую сферу деятельности. Учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.

Важно начинать работу над ансамблем в классе домры с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса.

Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с фортепиано), концентрируется внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении концертмейстера. Я начинаю занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы

Все пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. И теперь переходим к уроку.

 

 

Разработка урока

Дата проведения: 23. 03. 2016 г.

Продолжительность урока: 40 минут

Участники: ученики 2-го класса музыкальной школы Тимошенкова М., Емельянов П., Омельченко У.

Тема:»Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке»

Цели:

1.Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования.

2.Приобщение учащихся к музыкально- художественной культуре посредством ансамблевого музицирования.

3.Развитие чувства ансамбля;

 

Задачи:

· Образовательные: формировать умения и навыки игры в ансамбле;

· Развивающие: развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.

·Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед партнером и творческой удовлетворенности от совместно выполненной работы

Методы: беседа, рассказ, музицирование.

Использовались следующие методы обучения:

- музыкально – иллюстративный;

- метод актуализации прежних знаний;

- исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливает истину, новую только для него.

Форма: мелкогрупповой урок

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.

 

 

3. Ход и содержание урока:

3.1. Организационный момент: сообщение темы, целей урока, вступительное слово.

3.2. Работа над пьесами.

3.3. Заключение.

 

3.1. Приветствие. Оглашение темы урока: «Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке».

Я хочу представить учащихся 2-го класса Тимошенкову Марию, Емельянова Павла, Омельченко Ульяну. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме по 0,5 часа в неделю. В первом классе они занимались ансамблем с преподавателем. Со второго класса стали проводить репетиции совместно.

И сейчас мы покажем с чего мы начинали на примере самых простых пьесок.

 

Работа над пьесами.

Проигрываем пьесы: «Лошадка», «Бьют часы».

Учитель: Сейчас в исполнении нашего ансамбля прозвучит песенка-попевка «Бьют часы». Мы будем работать над синхронностью. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто.

Для начинающих, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводим занятия в игровой форме, где ребята вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения. Сейчас мы вам покажем ритмические упражнения. Маша четко шагает, марширует а Ульяна и Павел прохлопывают свой ритмический рисунок.

Например:

- прохлопать ритм;

- прошагать;

- шагать и хлопать ритм.

Учитель: Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова пьесы. Конечно же такие упражнения нравятся детям. Следующая песенка-попевка «Лошадка». Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. И сейчас по жесту дирижера давайте попробуем сыграть попевку «Лошадка». Проигрываем.

Учитель:Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

Учитель:Ребята, представьте себе маленького, резвого жеребенка, который скачет по лугу. Как вы думаете в каком темпе он бежит?

Ответ учащихся.

Учитель:Правильно. Быстро. И попробуем сыграть эту пьесу в быстром темпе. Пьеса «Лошадка» исполняется в быстром темпе.

Учитель:Для того чтобы ученики умели слушать и слышать другую партию я применяю метод обмена партиями. Ребята, поменяйтесь партиями и попробуем сыграть эту пьесу.

. На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке.

 

Учитель:А сейчас исполним пьесу «Кукушечка»

Проигрывается пьеса «Кукушечка»

Учитель:С первых шагов малышей необходимо приучать к ответственному отношению к паузам. Хороший урок бережного обращения с паузами даёт музыкальная игра «кукушка»: используется интервал терция. Дети «перекукукиваются», выжидая паузу. На простых примерах усваивается роль и значение паузы в музыкальном тексте. Обычно пауза или «проглатывается» или заучивается формально, бессмысленно. То же зачастую происходит и с исполнением длинных нот. Игра в ансамбле учит бережному обращению с большими длительностями и паузами. Их роль в музыкальном контексте становится как бы нагляднее и гораздо скорее осмысливается учеником. Поочередно исполняя длинную выдержанную ноту или паузу, сопровождающую музыкальную фразу, учение убеждается в необходимости дослушать конец фразы, не «наступая» на неё, дожидается своей очереди исполнения этой фразы.

Работаем над точным исполнением пауз. Работаем над оттенками. На репетициях очень полезно периодически проигрывать выученную пьесу в нюансе piano , чтобы лучше её расслышать. Здесь используем образные выражения. Кукушка далеко-играем пиано, подлетела ближе –играем форте. Надо учить детей воспроизводить разные эмоциональные краски. Динамические и тембровые контрасты делают игру ансамбля боле выразительной и сценичной.

Для развития тембровой звукотворческой воли необходимо «ввести в обращение» понятные ученику элементарные понятия - « весело – грустно», «бодро – спокойно», « отрывисто плавно».

 

Учитель:А теперь переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля звучит р. н. п. «Ходила младешенька по борочку». Эта мелодия совсем другая по характеру, поэтому постарайтесь сыграть мягко, плавно. Додерживаем звуки.

1. Р.н. п. «Ходила младешенька по борочку»

В этой пьесе добиваемся спокойного, плавного исполнения. Учимся дослушивать взятые звуки. Ребята, представьте себе девушек в длинных сарафанах, которые водят хоровод. Ученики знакомятся с понятием хороводная.

Учитель:А теперь перейдем к следующему произведению. Оно аналогичное по характеру. Поэтому исполняем на легато, плавно, мягко.

2. Р. н. п. «Как в лесу-лесу, лесочке»

Учимся слушать концертмейстера, прослушиваем вступление и синхронно вступаем. Учимся одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.

Учитель:Ребята, один из самых сложных и спорных вопросов это ШТРИХИ в ансамбле. Игре в ансамбле присуща скрупулёзная синхронность исполнения штрихов по группам или всем ансамблем. Это то же, что шаг не в ногу в шеренге солдат. ( К слову, на выработку синхронного шага кремлёвские курсанты тратят до 5 часов ежедневно). Работа над штрихами ( особенно отрывистыми) в ансамбле помогает развивать в детях звуковую и штриховую культуру. Переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля прозвучит «Танец медвежат». Ребята, постарайтесь сыграть более отрывисто, грузно. Представляем себе толстых неуклюжих медвежат.Звучит «Танец медвежат».

3. «Танец медвежат»

Это произведение готовим к выступлению на родительском собрании и на зачете. Вычленяем главную партию. Учимся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Работаем над ньюансами. Логическим завершением долгих репетиционных поисков является концертное выступление. Выступления на публике, на сцене, к которым ансамбль так долго готовиться, все является радостью и праздником для детей. Поэтому их надо устраивать как можно чаще. Для большинства уч-ся музыкальных школ выступление в ансамбле на открытых концертах является единственной возможностью выступать публично. Эти выступления не только доставляют радость. Но рождают чувство удовлетворённости, когда дети видят результаты своего труда, реально ощущают себя артистами и музыкантами

При подборе репертуара необходимо обратить внимание на то, что музыкальные образы были понятны учащимся второго года обучения. С этой целью подбираются пьесы, в которых сочетаются образы злого и доброго, веселого и грустного. В репертуаре нашего небольшого коллектива есть пьесы кантиленного характера (р. н. п. «Ходила младешенька по борочку», «Как в лесу-лесу, лесочке») и также пьесы контрастные по характеру («Лошадка», «Танец медвежат»).

Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением. А домашнее задание будет такое: выучить за каникулы наизусть «Танец медвежат».

Учитель:Ребята,всем спасибо. Вы можете быть свободны. Убираем инструменты.

 

Заключение.

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Практика показала, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относится к занятиям в музыкальной школе. Ребенок развивает свой кругозор , оттачивает эстетический вкус, повышая тем самым общее эстетическое развитие. В процессе коллективной игры ученик может сам оценить уровень своей подготовки, заметить типичные ошибки.

Занятия с ансамблем требует от преподавателя многих навыков: умение подобрать и переложить музыкальный материал, продуманности в подборе участников ансамбля и распределение партий между ними, умение тщательно спланировать занятия, навыков дирижирования .

Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, но и способствует развитию полифонического мышления, учит слушать и понимать содержание музыки.

Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих учащихся. Независимо от того, с кем он занимается, с будущем профессионалом или просто с любителем, он должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.

 

Наиболее значимое преимущество совместной деятельности в том, что в процессе общения развиваются социально значимые качества личности подрастающего поколения – коммуникативные. «Дети учатся…не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе» (А.Артоболевская). Занимаясь в ансамбле, дети учатся не просто действию, а именно взаимодействию, партнёрству. Игра в ансамбле учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с интересами партнёра. Такие важные коммуникативные качества личности как взаимопонимание и взаимоответственность создают платформу для конструктивного, культурного успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.