Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ



Ю. М. КУЗНЕЦОВ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Учебное пособие

Москва 1999


 

УДК 658.345,629.113.06 ББК 65.247, 39.3:38.762

Кузнецов Ю.М. Безопасность жизнедеятельности. Отопление и вентиляция на автомобильном транспорте: Учеб. пособие.-М.: МАДИ, 2000-40 с.

Рецензенты: канд. техн. наук В.В. Донченко, канд. техн. наук Кулешов И.В.

В учебном пособии изложены основные требования к системам отопления и вентиляции автотранспортных предприятий и автотранспортных средств, приведены сведения по проектированию и даны теоретические основы их расчета, а также рассмотрены наиболее эффективные способы очистки вентиляционных выбросов.

© Московский государственный

автомобильно-дорожный институт

(технический университет), 2000


 

-3-

1. ОТОПЛЕНИЕ

1.1. Системы отопления

Отопление предусматривается для поддержания температуры воздуха в рабочей или обслуживаемой зоне в холодный период года в пределах санитарно-гигиенических норм.

При проектировании отопления помещений автотранспортных предприятий (АТП) должны соблюдаться требования СНиП 2.04.05-91.* Отопление, вентиляция и кондиционирование и ВСН 01-89. Предприятия автомобильного транспорта.

Системы отопления необходимо предусматривать в зданиях, расположенных в районах с наружной зимней расчетной температурой по параметрам Б ( параметры Б в холодный период года соответствуют средней температуре наиболее холодной пятидневки и энтальпии воздуха при этой температуре и средней относительной влажности воздуха самого холодного месяца в 13 ч) ниже -5°С. Расчетная температура по параметру Б для г. Москвы равна -26°С (см. СНиП 2.04.05.91*).

Основными элементами системы отопления являются генератор
теплоты, теплопроводы для транспортирования тепла к отапливаемому помещению, нагревательные приборы, с помощью которых тепло передается в помещение, теплоноситель (пар, вода, воздух, продукты горения).

Системы отопления подразделяются на местные и центральные. В системах местного отопления генератор теплоты и нагревательные приборы располагаются в обслуживаемом помещении. Наиболее распространенными видами местного отопления являются печное, местные электрические нагревательные приборы (электрические печи, камины, тепловые пушки) и местные газовые нагревательные приборы.

В системах центрального отопления генератор теплоты располагается в специальном месте (центре), а тепло, вырабатываемое им, распределяется по отапливаемым помещениям, где установлены нагревательные приборы.

В качестве теплоносителя в системах центрального отопления используют горячую воду (водяное отопление), водяной пар (паровое отопление) и нагретый воздух (воздушное отопление).

Водяной пар является наиболее эффективным и экономичным теплоносителем. Конденсируясь в воду при температуре 100°С, он отдает скрытую теплоту парообразования, равную 2240 кДж. Однако


-4-

паровое отопление имеет следующие серьезные недостатки: высокая труднорегулируемая температура теплоносителя (может вызвать воспламенение горючих веществ, ожоги при касании нагревательного прибора, пригорание пыли к его поверхности), создание дискомфортных условий.

Вода, остывая от 95 до 70°С, отдает 105 кДж. Температура поверхности нагревательных приборов при использовании в качестве теплоносителя воды значительно ниже, чем при использовании пара, в связи с чем водяное отопление более гигиенично, чем паровое.

Воздух, нагретый до температуры 70°С, смешиваясь с воздухом помещения, отдает около 52 кДж, однако, использование воздуха является наиболее гигиеничным.

В помещениях автотранспортных предприятий разрешается применять как паровое, так и водяное или воздушное отопление.

Воздушное отопление, как правило, рекомендуется предусматривать
для помещений хранения, постов ТО и ТР автомобилей. Его
совмещают с приточной вентиляцией. Отопление местными
нагревательными приборами с гладкой поверхностью без оребрения
допускается в помещениях хранения в одноэтажных зданиях объемом
до 10 000м3 включительно и в многоэтажных зданиях независимо от
объема. Кроме того, в помещениях хранения, постов ТО и ТР
автомобилей следует предусматривать дежурное отопление с
применением: приточной вентиляции, переключаемой на

рециркуляцию во внерабочее время; отопительно-рециркуляционных агрегатов; воздушно-тепловых завес; местных нагревательных приборов с гладкой поверхностью без оребрения.

В помещениях категории Г и Д, технологический процесс которых
не сопровождается выделением пыли (медницко-радиаторный, слесарно-механический, жестяницкий, ремонтно-механический, ремонта электрооборудования, кузовной и т.п.), допускаются к применению следующие системы отопления: воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией; воздушное с отопительно- рециркуляционными агрегатами; водяное и паровое высокого и низкого давления с ребристыми трубами, радиаторами, конвекторами; водяное с встроенными нагревательными элементами и стояками внутри строительных конструкций; воздушное с огневоздушными газовыми воздухонагревателями; газовое и с помощью излучателей.


-5-

В производственных помещениях, технологический процесс в которых связан с выделением взрывобезопасной органической, возгоняемой, неядовитой пыли (деревообрабатывающий, обойный участки), отопление может быть: воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией; водяное и паровое низкого давления с радиаторами; водяное с нагревательными элементами и стояками в строительных конструкциях.

В помещениях, технологический процесс в которых связан с выделением легковозгоняемых ядовитых веществ, система отопления проектируется по специальным нормативным документам.

В помещениях со значительными влаговыделениями (участок мойки автомобилей) допускается к применению системы отопления воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией; водяное или паровое с радиаторами и ребристыми трубами.

Системы отопления не проектируются в производственных зданиях и помещениях различного назначения при количестве тепловыделений, достаточном для обогревания помещений и возможности использования этого тепла для отопления. Поддержание требуемых температур воздуха в этих помещениях предусматривается за счет имеющихся избытков тепла. При недостаточном количестве выделений тепла или невозможности его использования для обогревания помещений следует предусматривать устройство систем отопления как и для помещений категорий Г и Д, технологический процесс в которых не сопровождается выделением пыли.

В производственных неотапливаемых зданиях, помещениях и на отдельных рабочих местах рекомендуется применять отопление: газовое или электрическое с инфракрасными излучателями, действующими периодически (кроме зданий и помещений категорий А, Б и В); воздушное для обслуживания отдельных участков рабочей зоны, действующее периодически.

Нагревательные приборы системы отопления должны устанавливаться в местах наиболее интенсивного охлаждения у наружных стен под окнами. Любой нагревательный прибор передает тепло теплоносителя, циркулирующего в нем, путем конвекции и лучеиспускания (инфракрасного излучения). Все приборы по преобладающему способу отдачи тепла делят на радиаторы и конвекторы. Это деление условно, так как теплоотдача зависит не только от конструкции, но и от температуры прибора, способа и места его установки и даже окраски.


-6-

Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха помещений, возможность местного регулирования и выключения, взрыво- и пожаробезопасность, наименьшее загрязнение воздуха помещений вредными выделениями и неприятными запахами, допустимый уровень шума, удобство эксплуатации и доступ при ремонте.

Температуру теплоносителя следует принимать не менее чем на 20% ниже температуры самовоспламенения веществ, находящихся в помещении.

При использовании в системе отопления в качестве теплоносителей горячей воды ее температура должна быть не выше +150°С, водяного пара - не выше +130°С. В воздушной системе отопления, если расстояние от приточного отверстия до рабочего места менее 2 м, температура приточного воздуха ограничивается +45°С, при высоте подачи более 3,5 м +70°С. В рабочую зону и осмотровые канавы воздух в холодный период года должен подаваться с температурой не выше +25 и не ниже + 16 °С.

Нагревательные приборы парового отопления следует закрывать кожухами, которые необходимо регулярно очищать от пыли.

При эксплуатации отопительных устройств запрещается загораживать приборы отопления какими-либо предметами и материалами, сушить на отопительных приборах и трубопроводах материалы, ветошь, рукавицы и т.п. При использовании для отопления печей следует соблюдать следующие правила. Перед началом отопительного сезона все печи должны быть осмотрены и отремонтированы. Эксплуатировать неисправные печи запрещается. Печи и дымоходы должны своевременно очищаться от сажи. Очистку производят перед началом и в течение всего отопительного сезона не реже одного раза в два месяца - для отопительных печей, одного раза в месяц - для кухонных плит и кипятильников, двух раз в месяц - для специальных печей долговременной топки (в столовых, сушилках и т.п.). Кроме того, необходимо очищать от пыли и грязи поверхность отопительных приборов, дымоходов, трубопроводов. Перед топочным отверстием печей на деревянном полу должен быть прибит металлический лист размером не менее 0,7х 0,5 м. Для топки печей приказом по АТП должны быть выделены специальные лица, прошедшие инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Топка печей должна прекращаться не менее чем за 2 ч до окончания работы. Запрещается растапливать печи легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сушить на печах и около них горючие


 


 

-7-

материалы, устраивать временные печи в эксплуатируемых помещениях.

1.2. Расчет отопления

Системы отопления должны рассчитываться на возмещение расхода тепла: через ограждающие конструкции здании и сооружений; на нагревание воздуха, поступающего через открываемые ворота, двери, неплотности в ограждающих конструкциях; на нагревание поступающих извне материалов, оборудования и транспортных средств; на нагревание воздуха, поступающего в помещение извне для компенсации воздуха, удаляемого вытяжными системами в тех случаях, когда удаление этого воздуха не компенсируется притоком подогретого воздуха в системах приточной вентиляции, и на другие нужды. Кроме того, при точных расчетах должны учитываться и поступления тепла от оборудования, излучающего тепло (кузнечные горны, сварочные агрегаты, электродвигатели, источники света), и людей.

При расчете отопления помещений потери тепла через ограждающие конструкции зданий, сооружений и помещений

Qo = F • (Тр.в.-Тр.н.) • nн/R, Вт , (1.1)

где F - расчетная площадь ограждающей конструкции, м2;

Тр.в. - расчетная температура воздуха внутри помещения, °С;

Тр.н. - расчетная температура наружного воздуха для холодного периода года, °С;

пн коэффициент, зависящий от положения наружной поверхности ограждающей конструкции по отношению к наружному воздуху (принимается по СНиП 11-3-79**);

R сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции (определяется по СНиП 11-3-79**), м2°С/Вт.

Расчетные температуры воздуха внутри помещений принимаются следующими: в помещениях хранения автомобилей +5°С; в складских помещениях +10°С; в остальных помещениях по табл.1.1). Расчетную температуру наружного воздуха для г. Москвы принимают равной -26°С.


 


-8-


Таблица 1.1

Расчетные температуры воздуха на постоянных и непостоянных рабочих местах производственных помещений в холодный период года

( извлечения из СниП 2.04.05.91*)

 

 

 

Категория работ по уровню энергозатрат, Вт Температура воздуха, °С
оптимальные нормы на постоянных и непостоянных рабочих местах допустимые величины
на постоянных рабочих местах на непостоянных рабочих местах
la ( до 139) Iб (140-174) IIа (175-232) IIб (233-290) III (более 290) 22. ..24 21. ..23 18. ..20 17… 19 16… 18 21 …25 20. ..24 17. ..23 15. ..21 13… 19 18. ..26 17. ..25 15. ..24 13. ..23 12. ..20

*Допустимые величины температуры воздуха устанавливаются в случаях, когда по технологическим требованиям, техническим и экономически обоснованным причинам не могут быть обеспечены оптимальные величины.

Количество теплоты, расходуемой в течение часа на нагрев воздуха, который поступает через открытые ворота (двери), не оборудованные воздушно-тепловой завесой,

Qв = с · V · (Тр.в. – Тр.н.) · t/60, Вт, (1.2)

где с - массовая удельная теплоемкость воздуха, равная 1кДж/(кг°С);

V - количество холодного воздуха, проникающего в помещение, кг/ч;

t - время на протяжении 1 ч, в течение которого ворота находятся в открытом состоянии (определяют в период массового выезда и возврата автомобилей), мин.

Количество теплоты, расходуемой на обогрев холодных автомобилей, поступающих с улицы в помещения для хранения и на посты ТО и ТР в течение часа,



-9-



Qa = Scа · qх · DTх - Scа · qт · DTт,Вт, (1.3)

 

где cа- удельная теплоемкость частей автомобиля; cа= 0,42 кДж/(кг оС) для металлических и 2,1 кДж/(кг оС) для остальных частей автомобиля;

qх, qт - массы частей автомобиля, имеющих соответственно более низкую и более высокую температуру, чем температура воздуха в помещении, кг;

DTх и DTт - разности температуры соответственно охлажденных и нагретых частей автомобиля и расчетной температуры воздуха внутри помещения, оС.


Общие потери тепла на обогрев автомобилей рассчитывают с учетом продолжительности их обогрева (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Данные для расчета общих потерь тепла

 

 

Габаритные размеры автомобиля, м Продолжи­тельность обогрева, ч Расход тепла в течение часа обогрева, %
Длина Ширина 1-го 2-го 3-го
До 6 До2 вклю­чительно - -
6-11 От 2,1 Д02.8 -
Более 1 1 Более 2,8

При расчете среднюю температуру двигателя, радиатора и воды принимают равной +50°С , а других холодных частей автомобиля - на 10°С выше расчетной наружной температуры воздуха.

1.3. Отопление АТС

Все автотранспортные средства (АТС) должны быть оборудованы системами отопления кабины и обитаемого помещения. Отопление АТС должно удовлетворять требования ГОСТ Р 50993-96. "Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности".

АТС, предназначенные для климатических районов с умеренным


 


-10-



климатом (У), оборудуются системой отопления, которая позволяет через 15 минут после начала движения при температуре окружающей среды до -25°С обеспечить температуру воздуха на рабочем месте водителя не менее: в зоне головы +10°С; в зоне ног +16°С. В местах расположения пассажиров (экипажа) в зоне пояса не менее 15°С. Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы не должен превышать 3-10 °С.

АТС, предназначенные для умеренно-холодных и холодных климатических районов (УХЛ, ХЛ), оборудуются системой отопления, которая позволяет через 30 минут после начала движения при температурах окружающего воздуха -40 и -50°С обеспечить в зависимости от категорий АТС температуры воздуха не менее указанных в табл. 1.3.

Таблица 1.3 Значения температуры воздуха,°С, для категорий АТС* (не менее)

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения N1,N2, N3, М1,М2, М3 (классы II и III**) и специальные АТС М2,М3 (класс 1**)
Рабочее место водителя: в зоне головы в зоне пояса в зоне ног Перепад между температура-ми в зонах ног и головы     3…5       3…5
Места пассажиров (экипажа): в зоне головы в зоне ног    

* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.). * * Классы автобусов - по ГОСТ 27815.

Кроме того, АТС, предназначенные для ХЛ, должны дополнительно оборудоваться резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее. Эта система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С.


- 11-

Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, при работающей системе отопления, не должна превышать 45°С (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С). Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80°С.

2. ВЕНТИЛЯЦИЯ

2.1. Системы вентиляции

Вентиляция предусматривается для обеспечения в

производственных, вспомогательных и бытовых помещениях АТП, кабинах и салонах транспортных средств параметров воздушной среды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям (ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочих зон, СанПиН 2.2.4.548-96, Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей № 4616-88 от 05.05.-88., ГОСТ Р 50993-96.). Кроме того, вентиляция позволяет обеспечивать в производственных помещениях, где выделяются взрывоопасные вещества, взрывобезопасность, удаляя эти вещества, чтобы их количество в воздухе не превышало нижнего предела взрывной концентрации по объему.

При проектировании вентиляции следует соблюдать требования СНиП 2.04.05.91*, ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования и ВСН 01-89.

По способу перемещения (подачи) воздуха вентиляция под­разделяется на естественную и механическую.

Преимуществами естественной вентиляции являются отсутствие или малые затраты на создание вентиляции, а также простота в эксплуатации, недостатками - зависимость ее эффективности от погодных условий и отсутствие систем очистки воздуха.

Преимуществами механической вентиляции являются независимость ее эффективности от погодных условий и наличие устройств для очистки воздуха. К недостаткам следует отнести значительные затраты на устройство вентиляции и ее эксплуатацию.

Сочетание естественной и механической вентиляции называют смешанной вентиляцией.

Естественная вентиляция происходит вследствие разности


 

-12-

температур снаружи и внутри помещения и действия ветра. Теплый воздух имеет меньшую плотность, чем холодный, и поэтому поднимается вверх, а холодный из-за возникающего разряжения поступает в нижнюю зону помещения. При ветре с наветренной стороны создается зона повышенного давления, а с заветренной пониженного давления. Вследствие разности давлений воздух поступает в помещение.

Естественная вентиляция бывает неорганизованной и организованной. При неорганизованной вентиляции воздух поступает и удаляется через щели и поры наружных ограждений (инфильтрация), окна, фонари, форточки, ворота и двери (проветривание). Такая вентиляция малоэффективна и не поддается регулировке, поэтому большее распространение получила организованная вентиляция. Она осуществляется с помощью специальных регулируемых проемов (аэра­ция) или специальных устройств для использования кинетической энергии ветра — дефлекторов (от латинского deflecto - отклоняю, отвожу), которые устанавливаются на крыше на конце трубы для отсоса воздуха из помещения.

Аэрация осуществляется следующим образом. Здание оборудуется проемами со створками на трех различных уровнях: 1...1,5 м от пола, 4...7 м от пола, и в фонарях здания.

В летнее время открываются нижние и верхние проемы. При этом свежий воздух поступает в помещение через нижние проемы, а удаляется через верхние.

В зимнее время открываются средние и верхние проемы. В этом случае наружный воздух поступает через средние проемы, а загрязненный воздух удаляется из помещения через верхние. Высота средних проемов принимается с таким расчетом, чтобы холодный наружный воздух, подаваемый в зимнее время, опускаясь до рабочей зоны, успел достаточно нагреться за счет смешивания с теплым воздухом помещения.

Удаление воздуха посредством дефлектора осуществляется за счет обтекания воздухом в ветреную погоду обечайки дефлектора. При этом в диффузоре дефлектора создается разряжение и происходит подсасывание воздуха из трубы.

Естественную вентиляцию устраивают главным образом в административно-бытовых и некоторых складских помещениях АТП и обязательно в помещениях для стоянок, ТО и ТР автомобилей, работающих на сжатом природном газе, объемом менее 31 тыс. м3.

Механическая вентиляция обеспечивает подачу и удаление воздуха различными механическими устройствами: вентиляторами, эжекторами и др.

Вентиляторы бывают осевые и центробежные. Преимуществом осевых вентиляторов является: простота конструкции; возможность


 

-13-

экономичного регулирования производительности в широких пределах за счет поворота лопаток колеса; большая производительность. К их недостаткам относятся относительно малая величина создаваемого ими давления и повышенный шум. Осевые вентиляторы используются в качестве оконных, потолочных и настольных в административных помещениях, а также в системах вентиляции кабин транспортных средств и дорожно-строительных машин. Преимуществом центробежных вентиляторов является их способность развивать высокое давление до 12 кПа и более, чем обеспечивается проталкивание воздуха через длинные и разветвленные воздуховоды.

Подбор вентиляторов для вентиляционных систем осуществляется по графикам и таблицам, приводимым в различных справочниках по вентиляции.

В эжекторе отсос воздуха из помещения осуществляется за счет разряжения, создаваемого в камере эжектора. Воздух нагнетается компрессором высокого давления или вентилятором, расположенным вне вентилируемого помещения, подводится по трубе к соплу и, выходя из него с большой скоростью, создает за счет эжекции разряжение в камере, в которую из помещения подсасывается загрязненный (эжектируемый) воздух и после смешивания с воздухом, подаваемым компрессором (эжектирующим), выбрасывается наружу. В эжекторе не используются никакие электрические двигатели. Поэтому их применяют в вытяжных системах для удаления очень агрессивных сред, взрывоопасных пылей, легковоспламеняющихся и взрывоопасных газов. На автотранспортных предприятиях их иногда используют для удаления отработавших газов из помещения.

В зависимости от направления воздушных потоков - в помещение или из помещения - механическая вентиляция бывает приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

По характеру охвата помещения она подразделяется на общеобменную, распространяющую свое действие по всему объему помещения, и местную, распространяющую свое действие только на часть помещения.

Обычно на АТП широко применяют сочетание этих двух видов вентиляции.

Из местной приточной вентиляции на АТП используются воздушные души и воздушно-тепловые завесы.

Воздушные души применяют в кузнечно-рессорных участках, если на рабочих местах работающие подвергаются тепловому облучению интенсивностью 349 Вт/м2 и более. Работник обдувается потоком воз­духа, выходящим из установки воздушного душирования, что способствует увеличению отдачи тепла. Применять можно как стационарные, так и передвижные установки.

Воздушно-тепловые завесы устраивают для защиты работающих в


 

-14-

холодное время года от охлаждения проникающим через ворота холодным воздухом у ворот, открывающихся чаще 5 раз или не менее чем на 40 мин в смену в районах с температурой наружного воздуха -15°С и ниже (параметры Б). Они подают с большой скоростью теплый воздух, который смешивается с холодным, а также препятствуют его проникновению на рабочие места.

Местную вытяжную вентиляцию используют для улавливания и удаления вредных веществ, избытков тепла и влаги непосредственно у источников их образования и тем самым предотвращают их распространение в рабочей зоне и помещении. Основными видами местной вытяжной вентиляции, применяемой на АТП, являются вытяжные шкафы, камеры, шланговые и бесшланговые отсосы, вытяжные зонты и панели, укрытия, кожухи, щелевые и бортовые отсосы, вакуумные столы.

Вытяжные шкафы и камеры относятся к полностью закрытым местным отсосам. Источник вредных выделений находится непосредственно внутри них. Шкафы устанавливают на участке ремонта системы питания для ванн с растворителем и в зарядном отделении аккумуляторного участка. Камеры с вытяжной вентиляцией применяют в качестве окрасочных и сушильных в помещении окрасочного участка.

Бесшланговые и шланговые отсосы устанавливают на постах диагностики для удаления отработавших газов ДВС. Кроме того, шланговые отсосы применяют на участках испытания и обкатки двигателей.

Вытяжные зонты предназначены для улавливания потоков вредных выделений, направленных вверх. Ими оборудуют кузнечные горны, рабочие места разборки и промывки карбюраторов, приготовления резинового клея, ремонта и заделки поврежденных шин или камер, плавки свинца, приготовления и слива электролита, верстаки для сборки и разборки аккумуляторных батарей, ванны для выщелачивания и окисления сепараторов, стол маляра и стол для приготовления красок и ряд других мест.

Вытяжные панели обеспечивают равномерность скорости всасывания воздуха. Их обычно используют на постах сварки, а также вместо зонтов. Укрытия более приближены к источнику вредных выделений. Их можно применять в местах пайки, разборки и проверки карбюраторов, приготовления контрольных смесей и красок и в ряде других случаев.

Кожухами оборудуют заточные и шлифовальные станки.

Щелевые отсосы применяют на стеллажах для зарядки аккумуляторных батарей, а бортовые — для удаления вредных

 

 

-15 -

выделений из открытых резервуаров с жидкостью, например, из ванны для мойки деталей и агрегатов. Вакуумные столы эффективны для удаления сварочного аэрозоля.

По времени действия различают рабочую вентиляцию (постоянно
действующую во время работы) и аварийную (приводится в действие
при аварийных выбросах вредных веществ).

Аварийную вентиляцию устраивают в производственных помещениях, в воздух которых возможно внезапное поступление больших количеств вредных или взрывоопасных газов (станции испытания двигателей, газогенераторные, компрессорные, а также помещения для стоянок, ТО и ТР автомобилей, работающих на сжатом природном газе, объемом менее 31 тыс. м3).

2.2. Особенности вентиляции помещений автотранспортных

предприятий

На АТП используется как естественная, так и механическая вентиляция. Механическая вентиляция в основном проектируется общеобменной приточно-вытяжной, а также местной вытяжной и в ряде случаев местной приточной.

При проектировании механической общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в производственных помещениях без естественного проветривания необходимо предусматривать не менее двух приточных и двух вытяжных вентиляционных установок, обеспечивающих при выключении одной из них производительность не менее 50% требуемого воздухообмена. Если запроектированы одна приточная и одна вытяжная установки, то должны иметься дополнительные резервные вентиляторы, включаемые автоматически при остановке основных вентиляторов, или система данного помещения должна быть соединена коллектором с системами соседних помещений для обеспечения не менее 50% требуемого воздухообмена при остановке вентилятора основной системы.

В помещениях, в которых выделяются вредные газы и пары I-III классов опасности, при примыкании к ним помещений с производствами категорий В, Г, и Д и вспомогательных помещений должна предусматриваться производительность приточной вентиляции на 5% меньше производительности вытяжной вентиляции. При этом разрежение не следует предусматривать, если примыкающие помещения отделены стенами или перегородками без дверных или других проемов. Системы общеобменной вытяжной и местной вытяжной вентиляции (местные отсосы) должны быть отдельными.


 

-16-

Системы вытяжной вентиляции помещений для размещения окрасочного и аккумуляторного отделений (участков) не должны объединяться между собой и с системами вытяжной вентиляции других помещений.

Приемные устройства для забора наружного воздуха могут размещаться над кровлей зданий и сооружений при отсутствии технологических выбросов и выбросов воздуха, загрязненного вредными веществами из местных отсосов, или если эти выбросы отведены за пределы аэродинамической тени, создаваемой ветром, набегающим на здание; воздух из местных отсосов от пылящего оборудования очищен от пыли до допустимых концентраций; концентрации вредных веществ в местах размещения приемных устройств не превышают 30% предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для воздуха рабочей зоны. Кроме того, приемные устройства допускается размещать на одном уровне с проемами для выбросов воздуха, если расстояние между ними не менее 20 м. При меньшем расстоянии приемные устройства допускается размещать в пределах круга, описанного на плоскости кровли радиусом, равным высоте выбросной трубы или шахты над кровлей, причем выброс должен быть не менее чем на 2 м выше верхней кромки проема для забора воздуха. На АТП, эксплуатирующих автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе, допускается принимать расстояния между устройствами для забора наружного воздуха и проемами для выброса воздуха, равными 10м.

Приемные устройства приточных вентиляционных систем согласно требованиям ВСН 01-89 должны располагаться на расстоянии не менее 12 м от ворот с количеством въездов и выездов более 10 автомобилей в час, при меньшем количестве въездов и выездов их можно располагать на расстоянии не менее 1 м от ворот.

Все вентиляционные установки, за исключением оконных, должны располагаться в отдельном помещении.

Системы вентиляции, подающие воздух для установок воздушного душирования (на кузнечно-рессорном участке), не должны совмещаться с приточной вентиляцией.

Воздух, удаляемый системами местных отсосов от оборудования, содержащего взрывоопасные или неприятно пахнущие вещества, должен, как правило, выбрасываться в атмосферу выше уровня аэродинамической тени, создаваемой зданиями. Это создается с помощью высоких труб или высокоскоростными струями ("факельный" выброс).


-17-

 

Воздух, удаляемый вытяжной общеобменной вентиляцией из помещений приготовления краски, окраски, зарядки аккумуляторных батарей, регенерации масла, ацетиленовой, газогенераторной, склада топливо-смазочных материалов, должен выбрасываться в атмосферу на высоте не менее 1 м над высшей точкой кровли зданий. При этом расстояние от приемных устройств для наружного воздуха систем приточной вентиляции должно быть не менее 20 м по горизонтали. Если это расстояние менее 20 м, то воздух должен выбрасываться на 6 м выше приемных устройств.

В некоторых автотранспортных предприятиях используется рециркуляция воздуха. В системах с рециркуляцией воздух, отсасываемый из помещения вытяжной системой, частично или полностью вторично подается через приточную систему. В результате использования такой рециркуляции достигается экономия по расходуемому теплу на нагрев воздуха в холодное время года и на его очистку.

Для рециркуляции в рабочее время допускается использовать воздух помещений, в которых отсутствуют выделения вредных веществ и пара или выделяющиеся вещества относятся к IV классу опасности и их концентрация в воздухе не превышает 30% ПДК в воздухе рабочей зоны (бытовые помещения, слесарно-механический участок и др.). Рециркуляцию воздуха в нерабочее время допускается предусматривать только в помещениях, в которых выделяются вредные вещества III-IV классов опасности и в которых исключена возможность остаточных выделений вредных веществ I-II классов опасности, при этом не менее, чем за 30 минут до начала работы рециркуляцию прекращают.

Системы вентиляции с рециркуляцией должны иметь автоматическое и дистанционное централизованное отключение (в объеме всего здания) при пожаре. Устройство дистанционного отключения следует размещать вне помещений с рециркуляцией воздуха - вблизи эвакуационных выходов из здания.

Подавать приточный воздух в помещения следует так, чтобы его потоки не нарушали работу местной вытяжной вентиляции и чтобы воздушные струи, отражаясь от препятствий, не создавали движения воздуха в рабочей или обслуживаемой зонах со скоростью выше допустимой.

Удалять воздух необходимо непосредственно из мест выделения вредных веществ, влаги, теплоизбытков или из зон наибольшего


-18-

загрязнения воздуха в помещениях.

В помещениях хранения, постов ТО и ТР подвижного состава следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением с учетом режима работы АТП и количества вредных выделений. Если эти помещения предусмотрены для стоянок, технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на сжатом природном газе, и имеют объем менее 31 тыс. м3, то кроме общеобменной вентиляции они должны быть оборудованы естественными вытяжками и аварийной вентиляцией во взрывозащищенном исполнении. Аварийная вентиляция должна обеспечивать кратность воздухообмена не ниже общеобменной вентиляции. При достижении в воздухе производственного помещения концентрации газа в количестве 20% от нижнего предела взрываемости система контроля газовой среды должна обеспечивать включение аварийной вентиляции с одновременной подачей звукового и светового сигналов и отключение всех потребителей электроэнергии, за исключением вентиляционных систем и аварийного освещения.

В помещения хранения воздух следует подавать сосредоточенными струями вдоль проездов, а удалять - из верхней и нижней зон помещения поровну. Воздуховоды для удаления воздуха из нижней зоны этажа допускается располагать в колесоотбойных устройствах (тротуарах).

Подачу приточного воздуха в помещениях постов ТО и ТР автомобилей следует осуществлять рассредоточенно в рабочую зону и осмотровые канавы, а также в приямки и тоннели. Температура приточного воздуха, подаваемого в осмотровые канавы, приямки и тоннели в холодный период года должна быть не ниже +16 и не выше +25°С. Количество приточного и вытяжного воздуха на 1м3 объема осмотровых канав, приямков и тоннелей следует принимать из расчета их десятикратного воздухообмена. На постах, связанных с работой двигателей автомобилей, должны быть предусмотрены местные отсосы. Количество удаляемого воздуха от работающих двигателей принимается следующим:

Мощность двигателя. кВт Объем воздуха. м3

до 90 включительно 350

свыше 90 до 130 500

свыше 130 до 175 650


 


-19-


 


свыше 175



При наличии в помещении не более пяти постов для ТО и ТР автомобилей допускается проектировать местные отсосы с естественным удалением воздуха для автомобилей мощностью не более 130 кВт.

Количество поступающих в помещение отработавших газов при шланговом отсосе принимают равным 10%, а при открытом отсосе -25%.

Удаление воздуха в помещениях постов ТО и ТР автомобилей системами общеобменной вентиляции следует предусматривать из верхней и нижней зон поровну, при этом должно учитываться количество воздуха, удаленное из осмотровых канав.

В помещениях неотапливаемых гаражей-стоянок при выезде не более двух автомобилей в час через одни наружные ворота допускается предусматривать естественную вентиляцию. При применении воздушного обогрева двигателей автомобилей допускается использовать естественный приток воздуха и удаление воздуха механической вентиляцией из нижней и верхней зон,

В помещениях хранения автомобилей, перевозящих топливо-смазочные материалы, при их количестве до 10 и общей емкости автоцистерн до 30м3 следует предусматривать устройство механической вентиляции во взрывозащищенном исполнении. Вентиляция должна обеспечивать трехкратный воздухообмен в помещении в течение часа. Кроме того, должны быть предусмотрены резервные вентиляторы, автоматически включающиеся при остановке основных.

Наружные ворота помещений хранения, постов ТО и ТР автомобилей оборудуются воздушно-тепловыми завесами в районах со средней расчетной температурой наружного воздуха -15° С и ниже при следующих условиях:

при количестве 5 и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещениях постов ТО и ТР;

при расположении постов ТО на расстоянии 4м и менее от наружных ворот;

при количестве 20 и более въездов и выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещении хранения автомобилей.

Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться автоматически.

В производственных помещениях, сообщающихся через двери и ворота без тамбура с помещениями хранения и постов ТО и ТР, объем


 

-20-

приточного воздуха принимают с коэффициентом 1,05. В помещениях же хранения и постов ТО и ТР объем приточного воздуха соответственно уменьшают.

Помещения участка ремонта приборов системы питания оборудуют общеобменной механической приточной и местной вытяжной вентиляциями. Потребное количество воздуха рассчитывают на удаление вредных веществ. При этом приток воздуха должен соответствовать объему воздуха, удаляемого местной вытяжной вентиляцией. Местная вытяжная вентиляция в виде вытяжных шкафов должна проектироваться для ванн с растворителем, используемым для промывки карбюраторов.

На рабочих местах по разборке и проверке карбюраторов, приготовлению контрольных смесей и определению октановых чисел бензина должны устраиваться вытяжные зонты или укрытия.

Помещения для ремонта и зарядки аккумуляторных батарей, регенерации масла, прессовки изделий из пластмассы, проведения краскоприготовительных, окрасочных, кузовных, медницких и вулканизационных работ должны быть оборудованы отдельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побудителем, выполненным в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), а при необходимости - дополнительно местными отсосами.

Помещения для ремонта и зарядки аккумуляторных батарей оборудуют общеобменной механической приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией. Вентиляторы должны быть во взрывобезопасном исполнении. Производительность вытяжных систем должна обеспечивать концентрацию взрывоопасных газов, не превышающую 5%-ного нижнего предела взрывной концентрации по объему. При этом вытяжные системы должны иметь резервный вентилятор, автоматически включающийся при остановке основного, или же должна автоматически отключаться система зарядки аккумуляторных батарей.

Местные отсосы должны быть предусмотрены у мест плавки
свинца, ванн для выщелачивания и окисления сепараторов,
верстаков для разборки и сборки аккумуляторных батарей, печей для
разогрева мастики. Местные отсосы в виде панелей равномерного '
всасывания рекомендуется устанавливать у ванн слива и мест
приготовления электролита, на стеллажах для зарядки аккумуляторных батарей. Заряжать аккумуляторные батареи можно и в вытяжных шкафах. Подача приточного воздуха в помещения


 

-21-

аккумуляторного отделения должна осуществляться рассредоточенно в рабочую зону с малыми скоростями выхода, в помещениях для ремонта и хранения кислот и изготовления электролита - в верхнюю зону, а в помещении для зарядки аккумуляторных батарей - в нижнюю.

Помещения окрасочного участка оборудуют местной вытяжной вентиляцией. Она должна быть установлена в местах возможного выделения вредных веществ: окрасочных камер, постов очистки и подготовки поверхностей под окраску, ванн, постов ручного окрашивания, сушильных камер. В помещениях для окраски автомобилей с помощью пульверизатора следует предусматривать вытяжную вентиляцию с вентиляторами во взрывобезопасном исполнении. В этих помещениях в целях предупреждения выхода из строя вытяжного вентилятора из-за налипания взвесей красок на кожухе и лопастях удаляемый воздух перед выбросом наружу необходимо очищать в гидрофильтрах. При сушке свежеокрашенных кузовов, кабин и оперения автомобилей в сушильных камерах, размещаемых в производственных помещениях, вентиляцию этих камер следует организовать таким образом, чтобы они находились под разряжением. Приточный воздух в помещениях окрасочного участка следует подавать рассредоточен но в рабочую или верхнюю зоны. Вытяжку следует производить из нижней зоны на высоте 0,5...0,7 м от пола. Местные отсосы должны быть предусмотрены также у стола маляра и стола для приготовления красок.

Помещения сварочных участков оборудуют общеобменной механической приточно-вытяжной вентиляцией. На постах сварки должны устанавливаться местные отсосы в виде вертикальной или наклонной панели равномерного всасывания, вакуумных столов, зонтов и т.п. Вытяжная вентиляция при дуговой сварке должна удалять 1,0... 1,5 м3/с воздуха на 1кг расходуемых электродов. При газовой сварке количество удаляемого воздуха должно составлять 0,25...0,5 м3/с на 1 м3 расходуемого ацетилена. Воздух в рабочую зону должен поступать с малыми скоростями выхода, а его объем – компенсировать объем удаляемого воздуха.

В помещении кузнечно-рессорного участка рекомендуется использовать местную приточную вентиляцию в виде воздушного душа. Приток воздуха должен осуществляться в рабочую или


-22-

обслуживаемую зону. Местные отсосы устанавливают у печей для закалки, отжига и цементации деталей и рессор, нагревательных муфельных печей, кузнечных горнов и ванн. Зонт над кузнечным горном проектируется из расчета 250 м3/ч на 1 кг сжигаемого воздуха. Общеобменную вентиляцию следует рассчитывать на удаление теплоизбытков. Вытяжка должна осуществляться через верхнюю зону помещения.

Помещения шиноремонтных участков оборудуют общеобменной механической приточно-вытяжной вентиляцией и местной вытяжной вентиляцией. Местные отсосы устанавливают в местах работ по приготовлению и розливу резинового клея, сушке материалов, ремонту и заделке поврежденных покрышек и камер. При этом вентиляторы должны размещаться вне помещений. Вытяжная вентиляция должна быть во взрывобезопасном исполнении. Кроме того, местная вытяжная вентиляция в виде кожухов должна быть предусмотрена от заточных станков и стендов для шероховки.

В помещениях вулканизации должна быть общеобменная приточная вентиляция, рассчитываемая на ассимиляцию теплоизбытков. Тепловыделения в помещении вулканизации следует учитывать с коэффициентом, равным 0,8 в количестве 50% от теплосодержания пара, расходуемого на вентиляцию, или 100% тепла от расходуемой электроэнергии. Вытяжку из помещения следует предусматривать из верхней зоны. Приточный воздух рекомендуется подавать сосредоточенно в верхнюю зону.

Помещения жестяницких участков оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. На оборудовании и устройствах, при работе которых выделяются пыль и другие вредные вещества, должны быть установлены местные отсосы (рабочие места по зачистке деталей и др.). Операции по лужению следует предусматривать в вытяжных шкафах.

В помещении для регенерации масла вентиляция должна быть во взрывобезопасном исполнении.

В помещениях для обойных работ местная вытяжная вентиляция
должна быть предусмотрена на верстаках, предназначенных для
распорки подушек и спинок сидений. Подачу приточного воздуха от
общеобменной вентиляции следует предусматривать

рассредоточенно в верхнюю зону.

Помещение для мойки автомобилей оборудуется общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем.

В помещении слесарно-механического участка местная вытяжная


 

-23-

вентиляция должна предусматриваться от заточных, обдирочно-шлифовальных станков, станков, предназначенных для обработки хрупких материалов и токарных станков, предназначенных для обработки тормозных колодок.

В помещениях для обкатки автомобильных двигателей должны устанавливаться местные отсосы для удаления отработавших газов.

Помещение для ацетиленового генератора оборудуется механической приточной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении и естественной вытяжной вентиляцией. В помещении для ацетиленового генератора производительностью до 20 м3/ч газообразного ацетилена допускается устройство естественной приточно-вытяжной вентиляции.

Помещение компрессорной оборудуется общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем.

Склады для хранения баллонов с сжатыми и сжиженными газами могут иметь как механическую, так и естественную вентиляцию. В складах баллонов с горючими газами вентиляция должна обеспечивать безопасные нормы концентрации газов. Оборудование для удаления взрывоопасных газов из складов должно быть во взрывобезопасном исполнении. Газы, отводимые через вентиляционные трубы, не должны поступать к источникам открытого огня и в помещения, где могут находиться люди.

В производственных помещениях не допускается непосредственное расположение вентиляторов, кроме оконных.

Работать в помещениях, где выделяются вредные вещества и неисправна или не включена вентиляция, запрещается.

Вентиляционные установки должны работать по графику, составленному с учетом времени прибытия автомобилей на ремонтные посты, убытия с них и движения по ним. График, утверждённый главным инженером АТП и согласованный с профсоюзным органом, должен находиться возле пульта управления вентиляционной установкой.

За эксплуатацию вентиляционных установок отвечают лица, назначаемые приказом по АТП, из числа специалистов.

2.3. Расчет общеобменной вентиляции

Рассмотрим методы расчета количества воздуха для вентиляции помещений.


-24-

В соответствии со СНиП 2.04.05-91* необходимое количество воздуха (L), подаваемого в помещение общеобменной приточной вентиляцией, определяют в зависимости от количества вредных веществ, тепла и влаги, поступающих в помещение. При этом учитываются следующие показатели:

Lwz- расход воздуха, удаляемого из обслуживаемой или рабочей зоны помещения системами местных отсосов, и используемого на технологические нужды, м3/ч;

mpo- расход каждого из вредных или взрывоопасных веществ, поступающих в воздух помещения, мг/ч;

Qя, Qh.f - соответственно избыточные явный и полный тепловые потоки в помещении, Вт;

W - избытки влаги в помещении, г/ч;

qwz, twz, Iwz, dwz - соответственно концентрация вредного или взрывоопасного вещества в воздухе, мг/м3, температура, оС, удельная энтальпия (теплосодержание), кДж/кг, и влагосодержание, г/кг, воздуха, удаляемого из рабочей или обслуживаемой зоны помещения системами местных отсосов, и используемого на технологические нужды;

qin, tin, Iin, din - соответственно концентрация вредного вещества в воздухе, мг/м3,температура, оС, удельная энтальпия, кДж/кг, и влагосодержание, г/кг, воздуха, подаваемого в помещение;

ql, tl, Il, dl - соответственно концентрация вредного или взрывоопасного вещества в воздухе, мг/м3, температура, оС, удельная энтальпия, кДж/кг, и влагосодержание, г/кг, воздуха, удаляемого из помещения за пределами рабочей или обслуживаемой зоны.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.