Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Приема в СССР глав государств, глав правительств и министров иностранных дел



Однако соответствующие документы на этот счет оставались “вещью в себе”, поскольку предназначались только для внутреннего пользования. Тем не менее на содержании этих документов стоит остановиться более подробно, поскольку они, с одной стороны, расписывали вплоть до мельчайших деталей весь сценарий пребывания высоких иностранных гостей в нашей стране, а с другой — разработанный в те годы протокол лег в основу современной протокольной практики.

Протокольные мероприятия, связанные с пребыванием иностранной делегации, а также персональный состав участников в том или ином мероприятии стали четко определяться разрабатываемой в каждом конкретном случае Протокольным отделом МИД программой пребывания. Вместе с тем, несмотря на призывы к экономии, программа пребывания многих иностранных гостей предусматривала весьма большое количество мероприятий, требующих немалых затрат. Прежде всего это касалось протокола приема главы иностранного государства.

Для встречи на границу или в другой первый пункт прибытия гостя обычно предусматривался выезд одного из заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР, заместителя министра иностранных дел, заведующего соответствующим территориальным и Протокольным отделами МИД, а также представителей Президиума Верховного Совета и Совета Министров союзной республики, на территорию которой прибывал глава государства. На место встречи выезжал также посол страны гостя, аккредитованный в Москве. Во встрече принимали участие представители местных властей.

В случае, если первым пунктом прибытия гостя на территорию СССР была столица союзной республики, во встрече участвовали Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров, министр иностранных дел, министры данной республики, другие официальные лица, представители общественности и трудящиеся.

На пограничной железнодорожной станции, в первом советском порту или в первом пункте приземления самолета на территории СССР предусматривался следующий порядок встречи гостя: выстраивается почетный караул, вывешиваются государственные флаги страны гостя, СССР и союзной республики, приветственные транспаранты на языке страны гостя, русском и языке союзной республики, а также портреты советских руководителей и главы иностранного государства.

Церемония встречи на границе предусматривала полный набор всех протокольных почестей, что и при встрече в столице страны (исполнение гимнов, рапорт и прохождение почетного караула, приветственные речи, участие представителей трудящихся и т. п.). При встрече главы государства в Москве вновь выстраивался почетный караул, вывешивались государственные флаги страны гостя и СССР, приветственные транспаранты, а также портреты. Если гость прилетал на самолете, на подступах к Москве его самолет (в случае летной погоды) встречал и сопровождал до аэродрома эскорт истребителей.

Весьма представителен был уровень встречающих: Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета Министров, другие члены Президиума ЦК КПСС и кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС, один из заместителей Председателя Совета Министров, Секретарь Президиума Верховного Совета, члены Президиума Верховного Совета СССР, министры и руководители центральных учреждений, маршалы Советского Союза, председатель исполкома Моссовета, военный комендант г. Москвы, ответственные сотрудники Президиума Верховного Совета, ЦК КПСС, Совета Министров, Министерства обороны, Министерства иностранных дел. Во встрече принимали участие также представители трудящихся (в отдельных случаях духовенство), главы дипломатических представительств, дипломатический состав посольства страны гостя, представители печати.

До мельчайших деталей был расписан сценарий церемонии встречи:

у самолета главу государства встречают Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров, другие руководители советского государства, а также посол страны гостя. Первыми из самолета выходят глава государства, члены его семьи и главные сопровождающие лица. Остальные сопровождающие лица остаются на некоторое время в самолете. Посол страны гостя (а в его отсутствие заведующий Протокольным отделом МИД) представляет главу государства и главных сопровождающих его лиц Председателю Президиума Верховного Совета и Председателю Совета Министров. Председатель Президиума Верховного Совета представляет главу государства и главных сопровождающих лиц другим советским руководителям, встречающим гостя у самолета. Гостям преподносятся цветы. Председатель Президиума Верховного Совета приглашает главу иностранного государства принять почетный караул; они идут в направлении к знамени (одновременно навстречу им направляется начальник почетного караула) и останавливаются как только к ним приблизится начальник почетного караула, который отдает рапорт главе иностранного государства. Исполняются гимны страны гостя и СССР. Во время исполнения гимнов дается “салют наций”.

После того как глава иностранного государства и Председатель Президиума Верховного Совета направятся к почетному караулу, из самолета выходят остальные сопровождающие главу государства лица. Они здороваются с советскими встречающими лицами и вместе с ними и ранее вышедшими главными сопровождающими главу иностранного государства лицами, после исполнения гимнов, направляются в отведенные для них сектора.

После исполнения гимнов глава иностранного государства и Председатель Президиума Верховного Совета обходят фронт почетного караула от знамени до левого фланга караула и от левого фланга до середины фронта почетного караула. Здесь глава иностранного государства здоровается с почетным караулом, произнося (на любом языке) приветствие: “Здравствуйте солдаты и офицеры Советской Армии”. Почетные караул отвечает: “Здравия желаем”. Председатель Президиума Верховного Совета СССР приглашает гостя пройти к группе других встречающих советских официальных лиц и к дипкорпусу. Заведующий Протокольным отделом, который во время всей церемонии встречи сопровождает главу иностранного государства и Председателя Президиума Верховного Совета, представляет главе государства глав диппредставительств. (Эта часть церемониала встречи, начиная с выхода иностранного гостя из самолета, практически полностью вошла в современную протокольную практику).

Глава иностранного государства и Председатель Президиума Верховного Совета проходят вдоль колонны трудящихся г. Москвы, прибывших на аэродром (вокзал) для встречи главы иностранного государства. Затем они направляются в сектор, где установлены микрофоны и встают лицом к площадке, по которой должен пройти караул (гость первым по отношению к маршу почетного караула). Почетный караул проходит торжественным маршем. После этого Председатель Президиума Верховного Совета произносит приветственную речь, которая переводится на язык страны гостя; глава иностранного государства произносит ответную речь, которая переводится на русский язык.

Председатель Президиума Верховного Совета, а в отдельных случаях и Председатель Совета Министров сопровождали главу иностранного государства до его резиденции. Предусматривался эскорт мотоциклистов. Автомашина украшалась флагами гостя и СССР.

Улицы города по пути следования гостя с аэродрома (вокзала) в резиденцию украшались государственными флагами страны и приветственными транспарантами на русском языке и языке страны гостя. На улицы собирали представителей трудящихся с флажками и портретами главы иностранного государства, Председателя Президиума Верховного Совета, Председателя Совета Министров. Глава государства размещался, как правило, в Кремле.

В программу протокольных мероприятий, проводимых с советской стороны, включались:

визиты Председателю Президиума Верховного Совета и Председателю Совета Министров (иногда объединенный визит), возложение венка к Мавзолею -В.И. Ленина (только по просьбе гостя), а также завтраки или обеды в честь гостя.

Завтрак или обед от имени Председателя Президиума Верховного Совета, а иногда и от имени Председателя Совета Министров проводился в одном из залов Большого театра Кремлевского дворца (в Екатеринском зале или в Грановитой палате), иногда — в Доме приемов на Ленинских горах, как правило, в день приезда, но не позднее чем на второй день пребывания гостя в Москве. Одна довольно любопытная деталь, касающаяся рассадки на приемах — в документе Протокольного отдела специально подчеркивалось: “Согласно международному протоколу, глава иностранного государства в отличие от всех иных других гостей на завтраке или обеде всегда размещается напротив хозяина этого завтрака или обеда”. (В настоящее время на кремлевских обедах от такой практики рассадки отошли. Гость занимает почетное место по правую руку от хозяина).

Протокольная практика 60-х годов предусматривала также проведение ответного протокольного мероприятия от имени главы иностранного государства (или это мог сделать посол от его имени). В программу обычно включалось официальное посещение спектакля в одном из театров Москвы. В таком случае Протокольный отдел МИД приглашал в театр также глав диппредставительств и руководящих работников министерства.

Программа мероприятий в Москве предусматривала также осмотр достопримечательностей столицы, посещение промышленных, научных, сельскохозяйственных, военных и других объектов. (По прибытии гостя на военный объект и при отъезде ему отдавались воинские почести.) В деловую часть программы включали расписание всех основных встреч главы иностранного государства с руководителями партии и правительства, подписание совместных коммюнике и, в случае пожелания, выступление по телевидению или проведение пресс-конференции.

Подробно были расписаны также все протокольные мероприятия, связанные с поездкой главы иностранного государства по стране. В такой поездке гостя обычно сопровождали: заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР (в отдельных случаях — Председатель Совета Союза или Совета Национальностей Верховного Совета), заместитель министра иностранных дел, советский посол в стране гостя, заведующие территориальным и Протокольным отделами или их заместители. Еще один интересный протокольный пассаж, отражающий реалии 60-х годов: в случае приезда гостя с супругой специально оговаривалось, что “супругу главы государства сопровождает кто-либо из советских женщин”.

Во время поездки по стране в столицах союзных республик гостя вновь встречали и провожали с воинскими почестями, проводились протокольные мероприятия, возложения венков, посещение спектаклей или концертов, официальные визиты руководителям республики и другие церемонии, аналогичные тем, что предусматривались в столице страны.

Однако визит на этом не заканчивался

После возвращения главы государства из поездки по стране продолжалось завершение московской части программы. Последними мероприятиями перед отъездом из Советского Союза являлись обычно митинг дружбы на стадионе или во Дворце спорта и прощальный прием в Георгиевском зале Большого театра Кремлевского Дворца, на которые вновь приглашались главы дипломатических представительств. Во время митинга и приема не только произносились речи, но и исполнялись государственные гимны. Столь же пышно, как и при встрече, устраивались проводы гостя, причем не только при отъезде из Москвы, но и на границе.

Лишь во второй половине 60-х годов начала пробивать дорогу тенденция рационализации протокольных норм при проведении визитов высокого уровня: сокращение числа официальных лиц, задействованных в программе, отмена обязательной практики визитов вежливости руководителям государства и т. п. Впервые в нашем протоколе не только были приняты, но и доведены официальной нотой до сведения дипкорпуса систематизированные протокольные правила. В этих правилах уже не предусматривался ряд наиболее помпезных элементов при организации визитов (проведение митингов, участие “представителей трудящихся” при встрече и проводах, эскорт истребителей, “салют наций”).

В 70-е годы Протокольный отдел МИД продолжал активную работу над систематизацией основных положений протокольной практики, с тем чтобы обеспечить единообразный подход ко всему комплексу протокольных и церемониальных вопросов, касающихся приема зарубежных делегаций высокого уровня. Постановлением Политбюро ЦК КПСС был утвержден подготовленный Министерством иностранных дел документ “Основные положения протокольной практики”. В феврале 1976 года о единых правилах приема делегаций были официально проинформированы послы иностранных государств в Москве с вручением соответствующей ноты (№ 53/Пр. от 23.02.76 г.). Одновременно был утвержден перечень мероприятий, проводимых министерствами и ведомствами в связи с визитами иностранных делегаций и высших должностных лиц. Принятие этих документов позволило существенно упорядочить и унифицировать всю работу по подготовке и проведению визитов.

Основные положения протокольной практики в соответствии с принятыми международными нормами подразделяли все визиты глав государств, глав правительств и министров иностранных дел на официальный, деловой, неофициальный, визит проездом. Был четко сформулирован набор основных мероприятий, проводимых в соответствии с характером визита, определен уровень официальных лиц, задействованных в мероприятиях по программе. При проведении подготовительной работы к визитам на высшем уровне на Протокольный отдел Министерства иностранных дел была возложена задача координации всех вопросов, связанных с применением Основных положений протокольной практики в качестве единого государственного протокола.

В марте 1980 года внимание руководителей за-гранучреждений было обращено на необходимость строгого соблюдения всех требований действующих протокольных норм в практической работе по подготовке визитов высокого уровня. Необходимость такого шага возникла в связи с целым рядом недоразумений, вызванных неправильной трактовкой характера и формата визитов глав зарубежных государств и правительств. Строгая и четкая договоренность по этому вопросу должна была всегда достигаться заранее, поскольку различные по своему характеру визиты существенно отличаются друг от друга в протокольном и церемониальном плане, а в результате свободного или произвольного толкования нашей протокольной практики могли возникнуть серьезные осложнения в ходе визита.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.