Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ход педагогического совета



Педагогический совет – микроисследование

по теме«Учебная мотивация как показатель качества образования»

Педагогический совет – творческая лаборатория

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от мотивации внутренней.

Сегодняшний педагогический совет – микроисследование мы посвящаем учебной мотивации как показателю качества образовательного процесса.

Идея педсовета: систематизировать теоретические знания; получив данные диагностирования по выявлению характер мотивации, определить дальнейшие задачи в этом направлении.

Цели педсовета:

v обосновать необходимость использования мотивации как показателя качества образования;

v повышение профессиональной культуры учителей в ходе подготовки и проведении педсовета.

Функции педсовета: корректирующая, обобщающе-аналитическая, развивающая, обучающая, мотивационно-целевая.

Технология педсовета: локально-модульная

Форма проведения педсовета микроисследование

Подготовка к педсовету:

§ теоретическое обоснование вопроса педсовета (ответственная заместитель директора по учебно-воспитательной работе Поддубровская Н.Ф.);

§ выбор методики изучения мотивации учения школьников (готовит материал педагог-психолог Агаркова Е.Ю.);

§ проведение микроисследований в 7-ом, 9-ом, 11-ом классе и обработка диагностических материалов (рабочая группа);

§ выявление существующих проблем и разработка рекомендаций.

Состав рабочей группы:

1. Поддубровская Н.Ф., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

2. Агаркова Е.Ю., педагог-психолог;

3. Коровянская Н.М., руководитель МО учителей начальных классов;

4. Морозова Л.Н., руководитель МО учителей русского языка и литературы;

5. Бабынина Т.И., руководитель МО учителей математики и физики

6. Макова С.И., руководитель МО классных руководителей.

Ход педагогического совета

Теоретическое обоснование вопроса педсовета

Ведущая (заместитель директора по учебно-воспитательной работе)

От того, как учителю удаётся вызвать интерес учащихся к предмету, побудить потребность в познании, во многом зависят результаты обучения и воспитания.

Можно ли каждому учителю научить детей учиться с интересом и можно ли каждому школьнику самостоятельно сформировать в себе жажду познания. Такой вопрос волнует не только учителей. В.А.Сухомлинский отвечал на него однозначно: человек должен учиться потому, что он человек.

Чтобы глубже понять сущность интереса и его могучую силу, обратимся к двум примерам:

…Одного древнего мудреца спросили, почему он во всём сомневается и так часто задаёт вопросы. В ответ он нарисовал на песке два (большой и малый) круга, а потом пояснил: малый – ваш круг знаний, большой – мой круг знаний. А всё остальное – сфера незнания. У кого граница соприкосновения знания с незнанием больше, тот и чаще сомневается.

…В начале века одного немецкого революционера посадили в камеру – одиночку. Заключённых заставляли целыми днями заниматься нудной работой, вроде плетения дамских шляпок. Революционера ждала гибель. Тогда он понял: единственная возможность спастись – самому заинтересоваться работой. И он выжил.

Эти примеры – свидетельство огромной потенциальной силы мотивов деятельности вообще и мотивов познания в частности.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Введём понятие мотива.

 

 


 

Направленность Внешние условия

личности

       
   
 
 
Деятельность

 

 


Дадим определение мотивации:

           
   
Мотивация
 
   
 

 


Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника– значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики и разработки методики диагностики важно выделить определённые содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации.

 

Содержательные блоки
 
Личностный смысл учения Виды мотивов учения Целеполагание Реализация мотива в поведении Эмоциональный компонент мотивации учения

Личностный смысл учения. А.К. Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» его к себе, к своему опыту, своей жизни. Постижение смысла учения, его личностной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения – общества, семьи. Благодаря этому у многих детей ещё в дошкольном возрасте складывается определённое представление об учебной деятельности. Однако с приходом в школу оно может существенно меняться. Как сложное личностное качество, смысл учения включает:

· осознание объективной его значимости;

· нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении;

· уровень притязаний ребёнка, его самооценка.

Особую роль в мотивации имеет успешность учебной деятельности – запас и качество знаний, способы, приёмы их приобретения.

Виды мотивов учения
 
Познавательные мотивы:   Социальные мотивы
  • Содержание учебной деятельности
 
 
  • Стремление быть полезным обществу
  • Глубина интереса к знаниям
 
 
  • Чувство ответственности перед родителями, Заслужить авторитет учителями
  • Желание общаться
 
Основа самообразования   Основа самовоспитания, самосовершенствования

Виды мотивов учения:

· Внутренние (интерес к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества)

· Внешние (проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности)

Виды мотивов учения:
Достижение успеха   Избежание неудачи
ü ставят перед еред собой позитивные цели; ü активно ищут средства; ü испытывают положительные эмоции; ü мобилизуют ресурсы   ü учащиеся не уве-уверены в себе; ü боятся критики; ü с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции

Вывод: Школьники со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснить объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.

Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – везением или лёгкостью задания. У них развивается так называемая выученная беспомощность: попытка делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.

Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачи.

Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, - целеполагание.

Реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придаёт человеку определённую нравственную устойчивость.

Реализация мотива в поведении. Следует отличать от мотивировки. Как правило, она является «социально-желательным» объяснением отдельных поступков и поведения школьников. Мотивировка поступка может быть результатом опасения негативной оценки со стороны учителя. Учитывая это, в блоке должны быть отражены такие аспекты мотивации:

· влияние на ход учебной деятельности и поведение;

· на разные виды деятельности;

· на выбор форм учебных заданий.

Важно в данном случае определить устойчивость мотивов, частоту их проявления, актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.

Школьник с внутренним мотивом, личностным смыслом с удовольствием работает над освоением учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает любознательность. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, влияют на выбор профессии. Это большая ценность для человека.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.