Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4 страница



1) создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования;

2) содействие институциональному развитию научно-образовательных структур;

3) введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств;

4) развитие кадрового потенциала;

5) инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования.

Причем особо следует отметить содержание такого направления, как содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, предусматривающее ряд мер:

1) продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов на основе установления повышенных нормативов финансирования, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;

2) создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и (или) проведения научных исследований;

3) использование образовательного потенциала ведущих научных организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий;

4) создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;

5) расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;

6) формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.

Развитие кадрового потенциала, в свою очередь, предполагает:

1) предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов, создание малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов;

2) формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах;

3) реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.

Кроме того, Стратегией развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. по критерию глубины интеграционных процессов выделены 3 формы интеграции:

1) полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц);

2) частичная интеграция науки и образования;

3) договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании).

Вместе с тем к наиболее развитой форме интеграции науки и образования отнесены гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы.

Правовые основы для интеграции науки и высшего и послевузовского профессионального образования были созданы с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки".

Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике") государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из принципов интеграции науки и образования на основе:

1) различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках;

2) посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что научной организацией является юридическое лицо, а равно общественное объединение научных работников, действующие в соответствии с учредительными документами научной организации, осуществляющие в качестве основной (п. 1 ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"):

- научную и (или) научно-техническую деятельность;

- подготовку научных работников.

Причем выделяются виды научных организаций:

- научно-исследовательские;

- научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- опытно-конструкторские;

- проектно-конструкторские;

- проектно-технологические;

- иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Участие научной организации в образовательной деятельности может осуществляться посредством разнообразных форм, в том числе:

1) осуществление обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов;

2) сотрудничество и координация своей деятельности с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе:

- на договорной основе;

- путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов;

- путем создания структурных подразделений (лабораторий), осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования с учетом образовательных программ и тематики научных исследований в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением высшего профессионального образования.

Кроме того, научная организация предоставляет образовательному учреждению высшего профессионального образования в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использует движимое и недвижимое имущество, принадлежащее образовательному учреждению высшего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами, в том числе на безвозмездной основе (абз. 5 п. 3 ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике").

2. Важнейшие правовые формы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки перечислены в п. 2 комментируемой статьи.

Так, установлено 7 форм интеграции:

1) со стороны высших учебных заведений:

- проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

- привлечение работников научных организаций на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

- осуществление совместных с научными организациями научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

- создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс;

2) со стороны научных организаций:

- привлечение работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

- реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

- осуществление совместных с высшими учебными заведениями научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

- создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

Порядок создания на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2009 г. N 65.

Так, вышеуказанным Приказом установлены особенности правового статуса лаборатории. Лаборатория:

1) не является юридическим лицом;

2) создается в соответствии с уставом научной организации и на основании договора о создании лаборатории между научной организацией и высшим учебным заведением;

3) является структурным подразделением научной организации, осуществляющим научную и (или) научно-техническую деятельность на базе высшего учебного заведения;

4) цели создания - осуществление научной и (или) научно-технической деятельности с учетом образовательных программ и тематики научных исследований высшего учебного заведения и научной организации;

5) особенности деятельности лаборатории определяются организационно-правовыми формами научной организации и высшего учебного заведения и т.д.

Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2009 г. N 66.

Особенностями правового статуса кафедры является то, что она:

1) не является юридическим лицом;

2) создается в соответствии с уставом высшего учебного заведения и на основании договора о создании кафедры между высшим учебным заведением и научной организацией;

3) является структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим образовательный процесс на базе научной организации;

4) цели создания - совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса, кадровое обеспечение научных исследований;

5) действует на основании договора о создании кафедры, положения о кафедре;

6) положение о кафедре определяет цели создания, виды деятельности, порядок управления, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности;

7) управление деятельностью осуществляется высшим учебным заведением при участии научной организации в соответствии с договором о создании кафедры и локальными актами высшего учебного заведения.

 

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

 

Комментарий к статье 3

 

1. Одними из важнейших принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, с одной стороны, и государственной гарантией прав граждан РФ являются предусмотренные комментируемой статьей принципы автономии образовательных учреждений высшего профессионального образования и академических свобод.

Пунктом 6 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что государственная политика в области образования основывается в том числе на принципах демократического, государственно-общественного характера управления образованием, а также автономности образовательных учреждений.

Принцип автономии образовательных учреждений высшего профессионального образования неразрывно связан с принципом академических свобод. Оба эти принципа составляют категорию академических ценностей.

Важнейшие фундаментальные принципы организации деятельности университетов сформулированы в Великой хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) <20>:

--------------------------------

<20> http:// www.russianenic.ru/ int/ bol/ charter.html

 

1) университет является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование;

2) университет должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти;

3) в университетах педагогическая деятельность неотделима от исследовательской деятельности;

4) свобода исследований, образования и подготовки является фундаментальным принципом жизни университетов;

5) свобода исследований, образования и подготовки должна быть гарантирована как государственными властями, так и университетами, каждым в своей области компетенции;

6) университет для выполнения своих задач отвергает всякие географические и политические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур.

Свобода исследований и образования членов университетского сообщества в соответствии с положениями Великой хартии европейских университетов должна обеспечиваться соответствующими средствами, как, например:

1) подбор преподавателей, а также регламентация их статуса должны основываться на принципе единства исследовательской и педагогической деятельности;

2) университет должен гарантировать своим студентам защиту свобод и условия, необходимые для использования достижений в области науки и образования;

3) взаимный обмен информацией и документацией между университетами, а также реализация совместных научных проектов.

Легальное понятие автономии образовательного учреждения высшего профессионального образования сформулировано в п. 1 ст. 3 комментируемого Закона.

Автономия высшего учебного заведения определяется через понятие самостоятельности, проявляемой в следующих сферах:

- подбор и расстановка кадров;

- осуществление учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.

Определение автономии высшего учебного заведения содержится и в п. 54 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Так, под автономией в данном правовом акте понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности. Данный принцип реализуется во всех положениях, касающихся основ управления высшим учебным заведением.

Кроме того, исходный принцип автономии образовательного учреждения предопределяет содержание и разграничение компетенции органов государственной власти и органов правления образовательного учреждения.

Принцип автономии получает свое отражение в уставах высших учебных заведений. Так, например, в соответствии с п. 5.1 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет" университет обладает автономией, необходимой ему для реализации своей уставной деятельности, пользуется правом неприкосновенности своей территории, зданий и сооружений, самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ, договором с учредителем и уставом университета <21>.

--------------------------------

<21> http:// www.vsu.ru/ russian/ university/ constitution/ part5.html

 

О судебной практике по применению принципа автономии образовательного учреждения отметим, например, решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1254, в соответствии с которым заявителю было отказано в удовлетворении жалобы об отмене п. 8 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. N 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" в части разрешения государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги на основе принципа автономии высшего учебного заведения, установленного Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также Законом РФ "Об образовании".

Необходимо отметить, что в проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" введено понятие автономии образовательной организации как самостоятельности образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных законом и утвержденным в установленном порядке уставом <22>.

--------------------------------

<22> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 1-2/ 1-2

 

2. Вместе с тем на уровне законодательства (п. 2 ст. 3 комментируемого Закона) четко проводится принцип неразрывной связи автономии (самостоятельности) высшего учебного заведения и его ответственности за принимаемые решения. Так, высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством.

Принцип ответственности неотделим от контроля за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом. Такого рода контроль осуществляется как со стороны государства федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавшим лицензию на ведение образовательной деятельности, так и учредителем высшего учебного заведения в пределах своей компетенции, определенной уставом.

Пункт 54 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) также предусматривает, что высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством.

3. Принцип автономии высшего учебного заведения неразрывно связан с принципом академических свобод. Вместе с тем данные принципы необходимо различать, поскольку первый из них связан с предоставлением непосредственно образовательному учреждению определенного уровня самостоятельности в организации деятельности и принятии решений, а второй - связан с предоставлением определенных свобод академическому персоналу высшего учебного заведения в целях создания должных условий, необходимых для научного и педагогического творчества.

Принцип академических свобод последовательно проводится в международных правовых актах. Так, в Великой хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) он провозглашается как фундаментальный принцип жизни университетов, предусматривающий необходимость гарантированной свободы исследований, образования и подготовки как государственными властями, так и университетами, каждым в своей области компетенции <23>.

--------------------------------

<23> http:// www.russianenic.ru/ int/ bol/ charter.html

 

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Париж, 9 октября 1998 г.) в соответствии с Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г., предусматривает, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны, в частности, пользоваться полной академической свободой и автономией, понимаемыми как комплекс прав и обязанностей, будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом (ст. 2).

Рекомендация МОТ и ЮНЕСКО от 20 ноября 1974 г. N б/н "О статусе научно-исследовательских работников" (Париж, 20 ноября 1974 г.) под термином "академическая свобода" понимает свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях, являющееся неотъемлемой частью научного процесса и обеспечивающее наибольшую гарантию точности и объективности научных результатов <24>.

--------------------------------

<24> http:// www.lexed.ru/ doc.php?id= 3825#

 

Положения законодательства РФ об академических свободах основаны также на нормах ст. 44 Конституции РФ, закрепляющей гарантии свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи академические свободы предоставляются четко очерченному кругу лиц:

- педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава;

- научным работникам;

- студентам высшего учебного заведения.

В самом общем виде под академическими свободами в комментируемом Законе понимается:

- свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами;

- свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

При рассмотрении содержания понятия академических свобод необходимо учитывать также права, предоставленные научно-педагогическим работникам высшего учебного заведения (п. 4 ст. 20 комментируемого Закона), как, например:

1) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований;

2) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

В соответствии с п. 6 ст. 20 комментируемого Закона научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса.

Пунктом 2 ст. 16 комментируемого Закона закреплены права студентов высших учебных заведений. Так, к содержанию академических свобод можно отнести такие права студентов высших учебных заведений, как:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения и др.

В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под академическими правами и свободами понимаются права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных законом, нормативными правовыми актами РФ и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность <25>.

--------------------------------

<25> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 1-2/ 1-2

 

Понятие академических свобод нельзя рассматривать в отрыве от академической ответственности. Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность. Академическая ответственность рассматривается законодателем как ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Необходимо учитывать положения п. 8 ст. 16, а также п. 5 ст. 20 комментируемого Закона об обязанностях студентов и научно-педагогических работников высших учебных заведений.

Так, студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

В соответствии с п. 9 ст. 16 комментируемого Закона за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

 

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 4

 

1. Понятие системы образования в целом предусмотрено Законом РФ "Об образовании". Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ "Об образовании" система образования в РФ представляет собой совокупность 4 взаимодействующих структурных элементов. Вместе с тем комментируемым Законом данная система образования была конкретизирована применительно к специфике высшего и послевузовского профессионального образования.

В результате система высшего и послевузовского профессионального образования представлена совокупностью 5 взаимодействующих структурных элементов.

 

  Система образования в РФ (ст. 8 Закона РФ "Об образовании") Система высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 4 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании")
1. Преемственные образовательные программы различного уровня и направленности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные требования Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
2. Сеть образовательных учреждений и научных организаций Высшие учебные заведения. Научные организации. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации Органы управления в сфере образования и подведомственные им учреждения, организации и предприятия
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно- общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования Общественные и государственно- общественные объединения
5.   Научные, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские учреждения, организации и предприятия, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования

 

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <26> предусмотрена иная структура системы образования, представляющая систему:

--------------------------------

<26> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 2-15/ 2-15-1

 

1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

То есть в структуре системы образования появились такие элементы, как образовательные программы различного вида, уровня и направленности, а также программы профессионального обучения, работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обучающиеся, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.