Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5 страница



2. Рассмотрим в самых общих чертах структурные элементы системы высшего и послевузовского профессионального образования.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования.

Данный структурный элемент системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет содержание образования и важнейшие предъявляемые к нему требования.

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142.

В соответствии с п. 7 ст. 5 комментируемого Закона федеральные государственные требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры).

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337, Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) утверждает:

1) федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий;

2) федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки.

В настоящее время федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) не утверждены.

Согласно положениям п. 6 ст. 5 комментируемого Закона Минобрнауки России обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре), включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов - разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов.

Ссылки на сайты можно найти на web-странице Федерального института развития образования <27>. Федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования" (далее - ФИРО) создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 347 с целью обеспечения эффективного решения общесистемных задач образования, преемственности различных уровней общего и профессионального образования, оптимизации сети научных учреждений сферы образования для проведения комплексных научных исследований и разработок и научно-методического обеспечения реализации приоритетных направлений развития образования.

--------------------------------

<27> http:// www.firo.ru/ programmy-profobrazovaniya/ koordinacionnyj- plan- razrabotki- primernyx- osnovnyx- obrazovatelnyx- programm/

 

Минобрнауки России разработало инструктивное письмо "О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования" <28>, в соответствии с которым основная образовательная программа (далее - ООП) послевузовского профессионального образования представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Вузы и научные организации, реализующие ООП, самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспиранта по научной специальности (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик) на основе Временных требований к ООП по соответствующей отрасли наук.

--------------------------------

<28> http:// www.ed.gov.ru/ td/ planpok/ poslevdopprofobr/ 490/

 

2. Высшие учебные заведения, научные организации и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования.

Основным условием признания указанных субъектов структурными элементами системы высшего и послевузовского профессионального образования является наличие соответствующей лицензии (ст. 10 комментируемого Федерального закона).

О высшем учебном заведении см. ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статус научных организаций регламентирован Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов создается в целях (п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610):

- повышения профессиональных знаний специалистов;

- совершенствования деловых качеств специалистов;

- подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

3. Органы управления в сфере образования и подведомственные им учреждения, организации и предприятия.

Об органах управления в сфере образования см. ст. 37 Закона РФ "Об образовании", а также ст. 24 комментируемого Закона, предусматривающую полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

Статья 26 комментируемого Закона, предусматривающая систему государственного контроля качества высшего и послевузовского профессионального образования, утратила силу с 1 января 2011 г.

Вместе с тем система государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, а также государственного контроля качества образования регламентирована ст. 38 Закона РФ "Об образовании" (в редакции, предусмотренной Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ)).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах (п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337):

- образования;

- научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий;

- развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;

- интеллектуальной собственности;

- воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

- социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

- оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения;

- информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Минобрнауки России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации, и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ведении Минобрнауки России находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. п. 1 и 2 Указа Президента РФ от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" были упразднены Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование), а их функции были переданы Минобрнауки России.

Непосредственно Минобрнауки России подведомственны, в частности, следующие организации:

1) федеральное государственное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций";

2) федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования";

3) государственное учреждение "Центр исследований и статистики науки" и др.

Значительное число образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования находится в ведении федеральных органов исполнительной власти:

- Министерство внутренних дел РФ;

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

- Министерство культуры РФ;

- Министерство сельского хозяйства РФ;

- Министерство обороны РФ и др.

4. Общественные и государственно-общественные объединения.

Об общественных и государственно-общественных объединениях в системе высшего и послевузовского профессионального образования см. ст. 15 комментируемого Закона.

5. Научные, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские учреждения, организации и предприятия, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования.

О понятии и правовом статусе научной организации см. ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, относятся к видам научных организаций.

 

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 5

 

1. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Понятие стандарта регламентировано в системе законодательства РФ ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Однако, согласно положениям п. 3 ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании", действие указанного Федерального закона не распространяется, в частности, на федеральные государственные образовательные стандарты.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" были внесены изменения в Закон РФ "Об образовании", комментируемый Закон, а также ряд иных федеральных законов.

Так, до вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ <29> в РФ устанавливались государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определялись высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ и отражали национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), а их реализация производилась образовательным учреждением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

--------------------------------

<29> 3 декабря 2007 г. - дата опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации, N 49, ст. 6070.

 

Понятие федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрено п. 1 ст. 7 Закона РФ "Об образовании". Федеральные государственные образовательные стандарты - это система установленных государством требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Цели установления федеральных государственных образовательных стандартов определены п. 3 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", а также п. 1 ст. 5 комментируемого Закона.

 

  Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, предназначены для обеспечения: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:
1. Единства образовательного пространства РФ Единства образовательного пространства РФ
2. Преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования Качества высшего профессионального образования
3.   Основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования
4.   Признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании

 

Что касается требований к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов, то они установлены п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", а также п. 2 ст. 5 комментируемого Закона и абсолютно идентичны.

Так, федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, должны содержать 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ:

- к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;

- к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ:

- кадровым;

- финансовым;

- материально-техническим;

- иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" возможно установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов для целей реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Также необходимо учитывать, что для ряда высших учебных заведений установлена возможность самостоятельного установления образовательных стандартов и требований.

К таким высшим учебным заведениям относятся (п. 4 ст. 5 комментируемого Закона, п. 2 ст. 7 Закона РФ "Об образовании"):

1) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ст. 4 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете") (далее - Федеральный закон "О МГУ и СПбГУ");

2) Санкт-Петербургский государственный университет (ст. 4 Федерального закона "О МГУ и СПбГУ");

3) федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332);

4) федеральные университеты (п. 1.1 ст. 9 комментируемого Закона, Указ Президента РФ от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах");

5) университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет" (п. 2.1 ст. 9 комментируемого Закона).

Перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332, предусматривает 3 высших учебных заведения, причем 2 из них: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет - уже в силу положений комментируемого Закона наделены правом реализации образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Третьим высшим учебным заведением, определенным Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332, является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана", которое вместе с тем относится и к категории "национальный исследовательский университет" (Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" на 2009 - 2018 годы утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 581).

Абзацем 2 п. 4 комментируемой статьи установлено ограничение свободы формирования указанными высшими учебными заведениями образовательных стандартов и требований, а именно такие требования к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, являющиеся частью данных образовательных стандартов, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (аналогичное положение предусмотрено п. 2 ст. 7 Закона РФ "Об образовании").

2. В соответствии с п. 7 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже 1 раза в 10 лет.

Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 6 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", п. 3 ст. 5 комментируемого Закона).

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142.

Так, федеральные государственные образовательные стандарты могут разрабатываться по (п. 2 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов):

- образовательным уровням;

- ступеням образования;

- профессиям;

- направлениям подготовки;

- специальностям.

Выделяют федеральные государственные образовательные стандарты:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования.

В настоящее время идет процесс разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по уровням высшего профессионального образования для:

- квалификации (степени) "бакалавр";

- квалификации (степени) "магистр".

Обеспечение разработки проектов, согласования и экспертизы, а также утверждения федеральных государственных образовательных стандартов возложено на Минобрнауки России. Исключение предусмотрено для федеральных государственных образовательных стандартов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, которые разрабатываются и утверждаются в особом порядке федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203.

К разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов привлекаются заинтересованные органы исполнительной власти, государственно-общественные объединения, действующие в системе образования, ведущие образовательные и научные учреждения, представители научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Кроме того, п. 18 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов установлена возможность для образовательных и научных организаций на безвозмездной основе разработать и направить в Минобрнауки России собственные проекты федеральных государственных образовательных стандартов.

Размещение заказов на разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Стадии прохождения проектов федеральных государственных образовательных стандартов:

 

  Процедура Сроки Ответственные субъекты
1. Размещение проектов стандартов для обсуждения на официальном сайте в сети Интернет <30>. 1 неделя Минобрнауки России
2. Направление проектов стандартов на независимую экспертизу 7 дней Минобрнауки России
3. Независимая экспертиза проектов стандартов. Составление экспертного заключения (форма экспертного заключения утверждена Приказом Минобрнауки России от 2 апреля 2009 г. N 113) 14 дней Объединения работодателей. Организации, осуществляющие деятельность в соответствующих отраслях экономики
4. Внесение предложений по проектам стандартов 14 дней с даты размещения на сайте Заинтересованные граждане и организации
5. Рассмотрение стандартов, экспертных заключений и предложений. По результатам решения рекомендовать проект стандарта: - к утверждению; - к доработке; - к отклонению 14 дней Совет Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам (Приказ Минобрнауки России от 1 апреля 2009 г. N 114, Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123, Состав совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден Приказом Минобрнауки России от 15 апреля 2009 г. N 130)
6. Принятие решения: утвердить стандарт; направить на доработку; отклонить проект стандарта 7 дней Минобрнауки России
7. Внесение изменений в стандарты По мере необходимости Минобрнауки России

 

--------------------------------

<30> http:// mon.gov.ru/ pro/ fgos/

 

Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015, предусматривают порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.

Так, участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования осуществляют общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей (п. 2 Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования). Полномочия объединений работодателей регламентированы п. 3 Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015.

Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр") утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464.

3. Осуществление образовательной деятельности высшего учебного заведения основывается на основных образовательных программах высшего профессионального образования.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования представляет собой разработанный и утвержденный высшим учебным заведением документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом специфики вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи основная образовательная программа высшего профессионального образования имеет следующее обязательное содержание:

- учебный план;

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся;

- программы учебной и производственной практики;




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.