Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6 страница



- календарный учебный график;

- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Методические указания по формированию основных образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее профессиональное образование, были сформулированы письмом Минобразования РФ от 3 августа 2000 г. N 14-52-485ин/13.

Кроме того, Минобразования РФ издало письмо от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов". Однако, руководствуясь этими документами, необходимо учитывать изменения, внесенные в образовательное законодательство РФ Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусматривает, что программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования (п. 34).

Непосредственно организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.

Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Минобрнауки России.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) примерные образовательные программы носят рекомендательный характер.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными.

Пунктом 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусмотрено ежегодное обновление основных образовательных программ (состава дисциплин (модулей) и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) исходя из развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82, предусматривает особенности структуры основной образовательной программы высшего профессионального образования, которая включает (п. 16):

- квалификационные требования к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников, которые устанавливаются федеральным органом и являются дополнением соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;

- учебный план, программы учебных дисциплин (курсов, предметов и модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практики, стажировок и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Инструкция об организации и проведении войсковой стажировки, практики курсантов, профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД РФ, слушателей факультетов внутренних войск военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны РФ утверждена Приказом МВД РФ от 7 мая 2007 г. N 414. Инструкция об организации и проведении стажировки преподавателей, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования внутренних войск МВД России, слушателей факультетов внутренних войск военных образовательных учреждений профессионального образования Минобороны России утверждена Приказом МВД РФ от 22 января 1996 г. N 33.

Кроме того, предусмотрено ежегодное обновление высшим военно-учебным заведением содержания учебных программ и методические материалы, обеспечивающее реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития системы вооруженной борьбы, военной науки, вооружения и военной техники, экономики, технологий.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. N 242, регламентирует процедуры проверки таких документов высшего учебного заведения, как, в частности (п. 6):

- образовательные стандарты и (или) требования;

- основные и дополнительные образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

На основании положений п. 6 ст. 5 комментируемого Закона Минобрнауки России осуществляет полномочия по обеспечению разработки на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований:

- примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования;

- основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре).

Причем как примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования, так и основные образовательные программы послевузовского профессионального образования должны включать примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов - разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов <31>.

--------------------------------

<31> http:// www.firo.ru/ programmy-profobrazovaniya/ koordinacionnyj- plan- razrabotki- primernyx- osnovnyx- obrazovatelnyx- programm/

 

В соответствии с письмом Минобрнауки России "О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования", основная образовательная программа послевузовского профессионального образования представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Вузы и научные организации, реализующие основные образовательные программы, самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспиранта по научной специальности (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик) на основе Временных требований к основным образовательным программам по соответствующей отрасли наук.

Необходимо также отметить, что в отношении структуры основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минобрнауки России) должны быть разработаны федеральные государственные требования (п. 7 комментируемой статьи). Указанные федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) до настоящего времени не утверждены.

4. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337 "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования" были утверждены:

- перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр";

- перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "магистр".

Кроме того, Приказом Минобрнауки России от 25 января 2010 г. N 63 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, были установлены соответствия:

1) направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденных Перечнем, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионально образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003;

2) направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденных Перечнем, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионально образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003.

 

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

 

Комментарий к статье 6

 

1. Пунктами 1 и 2 комментируемой статьи закреплен способ реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. Так, предусмотрено, что основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по 2 уровням:

- бакалавриат;

- подготовка специалиста или магистратура.

Бакалавриат предполагает высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр". В свою очередь, подготовка специалиста или магистратура означает в силу положений п. 2 комментируемой статьи высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или "магистр".

Необходимо отметить, что в редакции Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", действующей до 26 октября 2007 г. <32>, было предусмотрено 2 способа реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования: непрерывно и по ступеням, а также предусмотрены 3 ступени высшего профессионального образования, подтверждаемые присвоением квалификации: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

--------------------------------

<32> Изменения внесены Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)".

 

Также редакцией Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", действующей до 26 октября 2007 г., было предусмотрено понятие неполного высшего профессионального образования - как образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за 2 года обучения, подтверждаемое выдачей дипломов установленного образца (приложение 7 к Постановлению Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании").

В настоящее время понятие неполного высшего образования исключено из Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца (п. 3 комментируемой статьи). Причем в данном случае не применяется критерий успешного прохождения промежуточной аттестации не менее чем за 2 г. обучения.

Форма академической справки утверждена приложением 6 к Постановлению Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании".

Необходимо принимать во внимание переходные положения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)":

1) до 31 декабря 2010 г. обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения высшего профессионального образования в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;

2) прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 30 декабря 2010 г., а обучение по указанным программам осуществляется до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ.

Кроме того, п. п. 4 - 6 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" установлены соответствия квалификаций (степеней), присвоенных имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждением высшего профессионального образования до прекращения в РФ обучения по образовательным программам высшего профессионального образования ступеней высшего профессионального образования, квалификациям (степеням), присваиваемым после установления уровней высшего профессионального образования:

- квалификации (степени) "бакалавр" - приравнивается к квалификации (степени) "бакалавр";

- квалификация "дипломированный специалист" приравнивается к квалификации (степени) "специалист";

- квалификация (степень) "магистр" приравнивается к квалификации (степени) "магистр".

Причем лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ).

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136.

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <33> предусмотрено установление в системе образования новых уровней. В частности, высшее образование предусматривает такие уровни, как:

--------------------------------

<33> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 2-15/ 2-15-1

 

- бакалавриат;

- магистратура, подготовка специалиста;

- подготовка научно-педагогических кадров.

То есть предлагается ввести новый уровень высшего образования - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура). Вместе с тем докторантура в проекте рассматривается как форма подготовки научных кадров и не является уровнем образования.

2. Пунктом 4 комментируемой статьи регламентированы нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для реализации образовательных программ по очной форме обучения.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования зависят от уровня получаемого высшего профессионального образования:

- бакалавриат - 4 года;

- подготовка специалиста - 5 лет и более;

- магистратура - 2 года.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136 утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры).

К таким направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования отнесены:

1) 8 направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр":

- архитектура;

- градостроительство;

- дизайн архитектурной среды;

- педагогическое образование;

- реконструкция и реставрация архитектурного наследия;

- техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;

- техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;

- хореографическое исполнительство;

2) 1 направление подготовки высшего профессионального образования (специальности), подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист":

- актерское искусство;

3) 3 направления подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "магистр":

- искусство;

- техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов;

- техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.

Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки утверждены Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. N 1725 и регламентируют реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, так и в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Так, Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. N 1725 предусмотрена возможность реализации вузом сокращенных и ускоренных программ высшего профессионального образования.

Причем сокращенная программа высшего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (п. 5 Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденных Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. N 1725).

Можно выделить особенности условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки:

 

Сокращенные программы высшего профессионального образования Ускоренные программы высшего профессионального образования
Может реализовываться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения Может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок
Осуществляется на добровольной основе на основании заявления как при поступлении высшее учебное заведение, так и после зачисления
Желание обучаться может быть изложено: 1) поступающим при подаче документов для поступления, если вуз осуществляет прием для обучения по таким программам; 2) после зачисления путем подачи заявления на имя ректора (декана) вуза. Высшее учебное заведение принимает решение: 1) о формировании групп, обучающихся по сокращенным программам; 2) о переводе студента на обучение в сокращенные сроки. Решение о возможности обучения студента принимается ученым советом вуза (факультета) и оформляется локальным актом Желание обучаться может быть изложено после прохождения первой промежуточной аттестации в вузе, в том числе досрочной. Решение о возможности обучения студента принимается ученым советом вуза (факультета) с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом
Прием на обучение осуществляется в соответствии с действующим порядком приема в высшее учебное заведение
Лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, осуществляется на 1-ый курс в специально формируемых вузом группах. Лиц, имеющих высшее профессиональное образование, на 1-й или последующие курсы в соответствии с действующим порядком приема в вузы (в специально формируемые группы прием осуществляется на 1-й курс)  
Формирование программ производится вузом самостоятельно, утверждается индивидуальный график обучения по рабочему учебному плану по направлению подготовки или специальности. Может не предусматриваться изучение факультативных дисциплин Формирование программ производится вузом, утверждается индивидуальный учебный план (для обучающегося или группы обучающихся) на основе действующей основной образовательной программы вуза с полным сроком обучения с учетом предыдущего среднего профессионального или высшего профессионального образования

 

3. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает различие между "продолжением обучения по образовательной программе высшего профессионального образования" и "получением второго высшего профессионального образования".

Так, под продолжением обучения по образовательной программе высшего профессионального образования понимается продолжение на конкурсной основе обучения по программе магистратуры лицом, получившим документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр".

Причем п. 5 комментируемой статьи закреплено право на продолжение обучения по образовательной программе высшего профессионального образования. Однако это право реализуется на конкурсной основе, что конкретизирует порядок реализации конституционного права граждан РФ на получение бесплатного высшего профессионального образования и основано на общих положениях п. 4 ст. 2 комментируемого Закона.

В свою очередь, в качестве получения второго высшего профессионального образования рассматривается получение образования:

1) лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра - по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста;

2) лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами, - по программам магистратуры.

4. Пунктами 8 и 9 комментируемой статьи закреплены формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования обучающимися.

Формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по критерию объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися классифицируются на:

- очную;

- очно-заочную (вечернюю);

- заочную;

- экстернат.

Причем необходимо учитывать, что возможно сочетание различных форм получения высшего профессионального образования.

Пунктом 9 комментируемой статьи определено понятие экстерната. Так, экстернат представляет собой изучение обучающимся дисциплин самостоятельно согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033.

Выделим особенности экстерната как формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования:

 

Открытие Учредителем вуза по согласованию с Минобрнауки России при наличии у вуза: 1) решения ученого совета по реализации данной формы подготовки по соответствующему направлению или специальности; 2) государственной аккредитации по направлению или специальности, заявляемой вузом
Прием обучающихся Лица, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2008 г. N 396
Документы обучающегося Студенческий билет. Зачетная книжка. Аттестационный план
Аттестация студентов Текущая: - прием экзаменов и зачетов по дисциплинам; - рецензирование контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, рефератов, отчетов по производственной и преддипломной практикам; - прием лабораторных, контрольных, курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике Итоговая: - государственный экзамен; - защита дипломного проекта (работы)
В рамках одной дисциплины проводится в одном учебном заведении. Первое высшее образование: - допускается распоряжением ректора (проректора) вуза или декана факультета; - сроки (дата) проведения по соглашению между вузом и студентом; - в течение 1 года количество экзаменов не более 20. Второе высшее образование: - допуск по распоряжению ректора (проректора) на основе договора; - ректор (проректор) вуза решает вопрос о перезачете курсов, сданных студентом в ранее оконченном аккредитованном вузе, при условии полного соответствия требованиям, установленным к учебным планам Проводится в сроки, установленные для иных выпускников вуза. Проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке. Допуск по завершении всего комплекса текущей аттестации. Решением ректора могут быть перезачтены результаты текущей аттестации студента, не завершившего обучения в имеющем государственную аккредитацию вузе и претендующего на получение диплома о высшем профессиональном образовании экстерном. Допуск оформляется согласно заявлению приказом ректора вуза, в котором студент претендует получить диплом о высшем образовании, не позднее чем за месяц до окончания семестра, предшествующего итоговой аттестации

 

Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473.

Например, к такого рода направлениям подготовки специалистов и специальностям отнесены:

- физика - не допускается заочная форма и экстернат;

- лечебное дело - заочная форма и экстернат;

- экология и природопользование - экстернат;

- журналистика - экстернат.

В соответствии с нормами п. 10 комментируемой статьи, а также п. 5 Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033, лица, проходящие обучение в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, могут пройти на условиях экстерната как текущую, так и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию в порядке, установленном для получения высшего образования впервые.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.