Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7 страница



Причем данные лица, будучи студентами государственных или муниципальных вузов, вправе претендовать на ускоренное обучение при условии прохождения всех контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для данного направления подготовки или специальности.

5. Трудовое законодательство РФ исходит из признания основополагающего принципа регулирования трудовых отношений как запрещение дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Вместе с тем не может рассматриваться как дискриминация установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.

Трудовые отношения предполагают соглашение о выполнении работником за плату трудовой функции, то есть работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации (ст. 15 ТК РФ).

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъявляет работодателю, в частности, документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (ст. 65 ТК РФ). Отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, является основанием для прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

В этой связи п. 7 комментируемой статьи закреплена гарантия, заключающаяся в том, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Однако данная гарантия распространяется только на лиц, освоивших вышеуказанные программы в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Кроме того, для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является:

1) освоение образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию;

2) первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Важно учитывать отсутствие связи между правом на занятие в государственной, муниципальной организации определенной должности и получением образования в государственном или негосударственном высшем учебном заведении.

Различий между уровнями высшего профессионального образования при реализации данного права комментируемый Закон также не устанавливает.

Так, равным образом квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" дают гражданину право при поступлении на работу претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Ограничения данного права могут быть установлены только федеральным законом.

Например, в соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, а дополнительные требования могут быть установлены только федеральным законом.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" также предусматривает в отношении образования необходимость наличия высшего профессионального образования для кандидата на должность судьи. Ограничения по уровню высшего профессионального образования Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит.

По данному вопросу выделим также письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 "О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра".

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (гл. 13).

 

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании

 

Комментарий к статье 7

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи регламентированы условия выдачи документов о соответствующем уровне образования:

- завершение обучения по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

- прохождение итоговой аттестации.

Для прохождения итоговой аттестации в форме итоговых аттестационных испытаний допускаются только обучающиеся, успешно и в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При выполнении условия успешного прохождения всех установленных итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155.

В том случае, когда лицо проходит обучение в не имеющем государственной аккредитации высшем учебном заведении или успешно окончило такое образовательное учреждение, такое лицо вправе пройти текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033.

Пунктом 4 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ предусмотрены 2 вида итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений:

- защита выпускной квалификационной работы;

- государственный экзамен.

Вместе с тем конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464, предусматривает, что оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать (п. 8.2):

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточную аттестацию обучающихся;

- итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

В отношении итоговой государственной аттестации бакалавра предусмотрено не менее 2-х государственных экзаменов (п. 8.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр")).

Однако по решению ученого совета вуза дополнительно может быть включена защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), требования к содержанию, объему и структуре которой определяются высшим учебным заведением.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным уровням высшего профессионального образования (п. 5 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ).

 

Выпускная квалификационная работа Государственные экзамены
Темы определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы в порядке, установленном высшим учебным заведением Программы (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов
Подлежит рецензированию, порядок которого устанавливается высшим учебным заведением Не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента
Условия и сроки выполнения устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения  
Критерии оценки утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов  
Порядок проведения
Разрабатывается высшим учебным заведением
Доводится до сведения студентов не позднее чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации
Защита (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее 2/3 ее состава. К защите допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний Порядок приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением
Результаты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний экзаменационных комиссий. Лица, не проходившие итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (медицинские показания, другие документально подтвержденные исключительные случаи), не подлежат отчислению, а допускаются для прохождения итоговых аттестационных испытаний: - на дополнительных заседаниях государственных аттестационных комиссий; - в сроки, установленные высшим учебным заведением, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления
Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации (протоколы экзаменационных комиссий)
Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы, но не прошедшим 1 или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением: - не ранее чем через 3 месяца и не более чем через 5 лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые (рекомендательно); - не более 2-х раз

 

Порядок организации деятельности государственной аттестационной комиссии регламентирован разд. III Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ.

Государственная аттестационная комиссия включает в себя экзаменационные комиссии по видам итоговых аттестационных испытаний.

К важнейшим функциям государственной аттестационной комиссии относятся:

1) определение соответствия подготовки выпускника требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

2) принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома.

Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрены основания и порядок отмены решения государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании:

1) основание - нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании по вине обучающегося;

2) порядок - решением федерального органа исполнительной власти, утвердившего председателя государственной аттестационной комиссии.

В соответствии с п. 9 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Например, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 марта 2010 г. N 123 "О председателях государственных аттестационных комиссий образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и учреждений науки, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 2010 год".

2. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрены 3 вида документов об уровнях высшего профессионального образования:

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста;

- диплом магистра.

Кроме того, в соответствии с п. 5 комментируемой статьи предусмотрена выдача по результатам защиты диссертации:

- диплома кандидата наук;

- диплома доктора наук.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой РФ.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 27 Закона РФ "Об образовании", введенного в действие с 1 января 2011 г., сведения о выданных документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях вносятся в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение которого на электронных носителях организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Причем перечень сведений, вносимых в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, порядок формирования и ведения указанного федерального реестра, в том числе порядок предоставления доступа к содержащимся в нем сведениям, должен быть установлен Правительством РФ.

Образцы государственных документов о высшем профессиональном образовании утверждены Постановлением Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании".

Форма диплома о дополнительном (к высшему) образовании утверждена Приказом Минобразования РФ от 2 ноября 1999 г. N 754.

Образец государственного документа о послевузовском профессиональном образовании утвержден Приказом Минобразования РФ от 15 октября 1999 г. N 568 "Об утверждении образца государственного документа о послевузовском профессиональном образовании".

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65.

Инструкция о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении) утверждена Приказом Минобразования РФ от 22 мая 2000 г. N 1509.

Инструкция о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов в военных образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД России утверждена Приказом МВД РФ от 27 января 1997 г. N 46.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 810 "О предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки полномочий на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации" на основании норм ст. 6 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки были предоставлены полномочия на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в РФ.

3. Учитывая особый правовой статус Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" было введено положение о том, что данные образовательные учреждения выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой РФ:

1) заверенные печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета;

2) формы утверждаются соответственно этими университетами.

Правовой статус документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, аналогичен статусу документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и, следовательно, дает их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

 

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

 

Комментарий к статье 8

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи регламентировано понятие "высшее учебное заведение". Необходимо иметь в виду, что п. 1 ст. 3 комментируемого Закона установлена тождественность терминов "образовательное учреждение высшего профессионального образования" и "высшее учебное заведение".

Исходя из содержания понятия "высшее учебное заведение", предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, можно выделить следующие признаки правовой конструкции высшего учебного заведения:

- является юридическим лицом;

- имеет организационно-правовую форму учреждения;

- является образовательным учреждением;

- учреждено и действует на основании законодательства РФ об образовании;

- имеет лицензию на ведение соответствующей образовательной деятельности;

- реализует в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Необходимо отметить, что перечисленные признаки высшего учебного заведения являются самыми общими и конкретизируются Законом РФ "Об образовании", а также комментируемым Законом.

Наиболее общими терминами применительно к высшему учебному заведению являются термины "образовательная организация" (ст. 11.1 Закона РФ "Об образовании"), "образовательное учреждение" (ст. 12 Закона РФ "Об образовании").

Термин "образовательная организация" появился в Законе РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Причем было предусмотрено, что только негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, для государственных образовательных организаций существовала только форма образовательного учреждения.

В редакции ст. 11.1 Закона РФ "Об образовании", внесенной Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и вступившей в силу с 1 января 2005 г., указанная норма была распространена и на государственные образовательные организации.

Итак, в настоящее время действует норма, согласно которой государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Вместе с тем в п. 1 комментируемой статьи указывается на то, что высшее учебное заведение является образовательным учреждением. Представляется, что подобное ограничение не является вполне обоснованным. Более удачной является формулировка ст. 11.1 Закона РФ "Об образовании".

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "Об образовании" сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, входит в систему образования в РФ.

Понятие образовательного учреждения регламентировано п. 1 ст. 12 Закона РФ "Об образовании". Исходя из содержания п. 1 и п. 2 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" можно выделить следующие характерные признаки образовательного учреждения:

- является юридическим лицом;

- создано в форме учреждения;

- осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ;

- обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Пунктом 3 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" предусмотрены виды образовательных учреждений, выделяемые по критерию подведомственности:

- государственные, подразделяющиеся на федеральные и находящиеся в ведении субъектов РФ;

- муниципальные;

- негосударственные (частные, созданные гражданином (гражданами) и (или) юридическими лицами).

Особо выделяется понятие федерального государственного образовательного учреждения как образовательного учреждения:

- находящегося в федеральной собственности;

- финансируемого за счет средств федерального бюджета.

Помимо видов образовательных учреждений п. 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено выделение типов образовательных учреждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее учебное заведение относится к типу образовательных учреждений, именуемых учреждениями высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Необходимо отметить, что, несмотря на установленное п. 3 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" распространение действия законодательства РФ в области образования на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" отличие в их регламентации связано со статусом типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Так, предусмотрены отличия по статусу типовых положений в отношении:

1) государственных и муниципальных образовательных учреждений;

2) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

3) негосударственных образовательных учреждений.

Для государственных и муниципальных образовательных учреждений предусмотрено, что их деятельность регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений.

Для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, Правительством РФ утверждаются специальные типовые положения об образовательных учреждениях.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

На сегодняшний день утверждены следующие типовые положения:

1) Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71;

2) Перечень военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования утвержден распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 1404-р;

3) Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования;

4) Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Приказом МВД РФ от 14 января 2005 г. N 22.

Кроме того, приложением к Приказу Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80 утверждено Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

Так, Федеральным законом "О МГУ и СПбГУ" регламентированы особенности правового положения ведущих классических университетов РФ - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица.

Необходимо иметь в виду, что тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей) (п. 6 ст. 12 Закона РФ "Об образовании"). Причем в редакции п. 6 ст. 12 Закона РФ "Об образовании", действующей до 1 января 2010 г., государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения) определялся в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ и устанавливался.

С 1 января 2010 г. при государственной аккредитации образовательного учреждения (кроме Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, который подтверждает или изменяет тип и (или) вид образовательного учреждения.

Кроме того, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса.

На основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования, должны быть определены критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения (п. 6 ст. 12 Закона РФ "Об образовании").

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы охраны РФ, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 414.

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <34> предусмотрено введение нового понятия "организации, осуществляющие образовательную деятельность". Причем вводится 2 вида организаций, осуществляющих образовательную деятельность:




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.