Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8 страница



--------------------------------

<34> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 3-24/ 3-24

 

- образовательные организации;

- научные организации и иные организациями - организации, осуществляющие обучение.

Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность. Научные организации и иные организации могут быть созданы в форме коммерческих организаций и осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности. Такие организации не являются образовательными.

Предусматривается также понятие образовательной организации высшего образования как образовательной организации, предметом основной деятельности которой является реализация программ бакалавриата, подготовки специалиста и (или) магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров на основе интеграции образовательной деятельности и осуществляемых ими научных исследований по соответствующим направлениям развития науки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и социальной сферы.

В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" также предусмотрена регламентация правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрены задачи, для реализации которых создаются и осуществляют свою деятельность высшие учебные заведения. Необходимо отметить, что перечисленные в п. 2 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" задачи в большей мере могут относиться к целям высшего образования и деятельности высшего учебного заведения. Основная же задача высшего учебного заведения сформулирована в п. 1 комментируемой статьи как реализация в соответствии с лицензией образовательных программ высшего профессионального образования.

Тем не менее все задачи высшего учебного заведения можно классифицировать по их направленности:

1) направленные на развитие личности:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

2) направленные на развитие науки, искусства, образования:

- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) направленные на развитие гражданского общества:

- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) помимо перечисленных в п. 2 комментируемой статьи задач высшего учебного заведения также включают задачу удовлетворения потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации (п. 11 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Также необходимо отметить, что Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ, утвержденным приложением к Приказу Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80, предусмотрены задачи высшего военно-учебного заведения (подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил офицеров - квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, в том числе руководящего и научно-педагогического состава вузов, и т.д.).

Задачи высшего учебного заведения нельзя рассматривать в отрыве от задач образования в целом и высшего образования в частности, а также основных требований к содержанию образования.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РФ "Об образовании" задачами высшего профессионального образования являются:

- подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня;

- удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

К задачам послевузовского профессионального образования относится, в свою очередь, предоставление гражданам возможности повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования (п. 1 ст. 25 Закона РФ "Об образовании").

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. В соответствии с положениями п. 1 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" содержание образования должно быть ориентировано на достижение трех основных целей:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

Вместе с тем содержание образования должно обеспечивать реализацию следующих задач (п. 2 ст. 14 Закона РФ "Об образовании"):

1) достижение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;

2) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

3) интеграция личности в национальную и мировую культуру;

4) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

5) формирование духовно-нравственной личности;

6) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации (п. 3 ст. 14 Закона РФ "Об образовании").

Согласно п. 4 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры подчеркивает в ст. 1 необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности высшего образования, в частности, в том, что касается его вклада в устойчивое развитие и совершенствование общества в целом, к примеру <35>:

--------------------------------

<35> Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (принята на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" (Париж, 5 - 9 октября 1998 г.)): http:// www.ejoe.ru/ sod/ 99/ 4_99/ st180.html.

 

1) обеспечение подготовки высококвалифицированных выпускников путем предоставления возможности получения соответствующих квалификаций, включая профессиональную подготовку;

2) использование курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества;

3) обеспечение возможности (espace ouvert) для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни;

4) предоставление учащимся оптимального диапазона выбора и придания гибкого характера началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы наряду с возможностью для индивидуального развития и социальной мобильности и т.д.

В литературе отмечается, что основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики <36>.

--------------------------------

<36> Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2003. N 2 (25). С. 64 - 69.

 

3. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, высшее учебное заведение является юридическим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Причем согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждение относится к группе юридических лиц, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право.

Определение юридического лица через понятие организации делает особый акцент на такой признак его правовой конструкции, как организационное единство, означающий наличие определенным образом упорядоченной внутренней структуры, организации управления, системы внутренних взаимоотношений юридического лица.

Пунктом 3 ст. 8 комментируемого Закона регламентированы основные положения о структуре высшего учебного заведения. Так, предусмотрено, что высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с п. 18 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Исходя из положений п. 3 комментируемой статьи структуру высшего учебного заведения составляют его структурные подразделения, статус и функции которых должны быть отражены в уставе высшего учебного заведения или регламентированы в установленном им порядке.

В соответствии с п. 19 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Однако содержание структуры юридического лица в целом и высшего учебного заведения в частности может рассматриваться в более широком смысле, чем отражено в комментируемой статье. Так, структура может включать в себя основы управления, систему органов юридического лица.

Статьей 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Причем порядок назначения, а также порядок избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Учитывая положения ст. 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях", структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" регламентирована структура управления некоммерческой организацией, включающая в себя высший орган управления (ст. 29), а также исполнительный орган некоммерческой организации (ст. 30).

Итак, комментируемая статья предусматривает термин "структурное подразделение высшего учебного заведения", статус и функции которого определяются учредительными документами юридического лица либо иными локальными актами юридического лица.

Пунктом 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования исключительно при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. О лицензировании деятельности высшего учебного заведения см. подробнее ст. 33.1 Закона РФ "Об образовании".

Однако речь идет не о любых структурных подразделения высшего учебного заведения, поскольку согласно п. 22 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) только само высшее учебное заведение любого вида либо его филиалы могут реализовывать вышеуказанные образовательные программы. Причем высшее учебное заведение в части реализации образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Так, в соответствии с п. 20 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) представительство представляет и защищает интересы высшего учебного заведения, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.

Согласно п. 17 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в составе университета и академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность, могут быть созданы институт и (или) научно-исследовательский институт.

Приложением к Приказу Минобразования РФ от 4 октября 1999 г. N 464 утверждено Примерное положение о редакционно-издательском подразделении высшего учебного заведения.

Так, в соответствии с п. 1.1 Примерного положения о редакционно-издательском подразделении высшего учебного заведения редакционно-издательское подразделение (отдел, группа, центр, сектор и т.д.) (РИО) высшего учебного заведения является одним из основных структурных подразделений вуза, назначение которого состоит в осуществлении на профессиональном уровне издательских функций вуза на основании лицензии на издательскую деятельность.

В качестве примера можно привести структуру Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации", включающую в себя <37>:

--------------------------------

<37> См. подробнее: http:// www.rags.ru/ node/ 2345/.

 

1) ректора;

2) ректорат;

3) ученый совет;

4) институт;

5) управления;

6) кафедры;

7) центры;

8) отделы;

9) исполнительную дирекцию совета ректоров;

10) издательство;

11) загородный учебно-оздоровительный комплекс "Солнечный";

12) библиотеку.

Устав Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" (утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2007 г. N 852) предусматривает, что в состав Академии входят филиалы, институты, в том числе научно-исследовательские, факультеты, кафедры, аспирантура и докторантура, учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, библиотека, издательство, редакции журналов и малотиражной газеты, управления и объекты производственной, социальной инфраструктуры и иные структурные подразделения, осуществляющие образовательную, научную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую, методическую, редакционно-издательскую и финансово-экономическую деятельность, предусмотренную законодательством РФ и уставом (п. 17).

4. Особый статус предусмотрен комментируемым Федеральным законом для филиалов высших учебных заведений как вида структурного подразделения юридического лица.

Вместе с тем в структуре высшего учебного заведения может создаваться и такое обособленное структурное подразделение, как представительство. Хотя такой вид структурного подразделения не упоминается в тексте комментируемого Закона, он предусмотрен п. 7 ст. 12 Закона РФ "Об образовании".

Причем указана основная особенность правового статуса представительства образовательного учреждения, которая заключается в запрете на ведение образовательной деятельности (п. 7 ст. 12 Закона РФ "Об образовании"). Этот запрет логично вытекает из понятия представительства юридического лица, предусмотренного п. 1 ст. 55 ГК РФ.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 8 комментируемого Закона филиалом высшего учебного заведения являются обособленное структурное подразделение, расположенное вне места его нахождения.

Пунктом 3 ст. 55 ГК РФ предусмотрены особенности правовой конструкции, общие как для филиала, так и для представительства:

- не являются юридическими лицами;

- должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;

- действуют на основании утвержденных им положений;

- наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом;

- руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии с разъяснениями п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, считаются совершенными от имени юридического лица.

Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, а ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

В уставе высшего учебного заведения должны быть отражены следующие сведения о филиалах и (или) представительствах (п. 20 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)):

- сведения о наличии филиала и (или) представительства;

- сведения о месте их нахождения;

- реквизиты документа об их создании, переименовании и ликвидации;

- порядок управления их деятельностью.

В соответствии с п. 20 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) непосредственное управление деятельностью филиала и представительства осуществляет руководитель (директор), назначаемый приказом ректора, имеющий, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной, организационной работы в высшем учебном заведении и действующий на основании доверенности, выданной ректором.

Пунктом 21 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусмотрено, что представительства высшего учебного заведения создаются и ликвидируются высшим учебным заведением по согласованию:

- с учредителем;

- с органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения представительства;

- с органами местного самоуправления по месту нахождения представительства.

Филиалы высшего учебного заведения создаются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ (п. 21 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Особенности создания филиалов установлены абз. 5 п. 3 комментируемой статьи для филиалов федеральных государственных высших учебных заведений, которые создаются учредителем по согласованию:

1) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Кроме того, филиалы федеральных государственных высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, создаются учредителем только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337, Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Абзацем 6 п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что типовое положение (положение) о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются Минобрнауки России.

Так, Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2005 г. N 297.

Пунктами 2 - 4, 16 Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регламентированы основы процедуры создания (ликвидации) филиалов высших учебных заведений.

Особенности наименования филиала предусмотрены п. п. 2 и 6 Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений).

В уставе высшего учебного заведения в отношении его филиала должны быть предусмотрены (п. п. 6, 8 Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)):

- наименование филиала;

- его местонахождение;

- реквизиты акта учредителя о создании, переименовании филиала;

- порядок управления филиалом.

Положение о филиале разрабатывается в соответствии с Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) и утверждается ректором высшего учебного заведения, если иное не предусмотрено уставом высшего учебного заведения.

В соответствии с п. 3 ст. 8 комментируемого Закона показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации высших учебных заведений.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" утверждены:

- показатели деятельности высших учебных заведений;

- критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов.

 

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

 

Комментарий к статье 9

 

1. В соответствии с положениями п. 1 комментируемой статьи в РФ признаются 4 вида высших учебных заведений:

- федеральный университет;

- университет;

- академия;

- институт.

Рассмотрим установленные п. п. 1.1, 2, 3, 4 комментируемой статьи особенности видов высших учебных заведений, характеризуемые законодателем через осуществляемые виды деятельности:

 

  Федеральный университет Университет Академия Институт
Виды деятельности реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей) реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования
обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования      
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально- экономического развития региона осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно- педагогических работников осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно- педагогической деятельности осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования
является ведущим научным и методическим центром является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности  

 

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <38> предусмотрено 3 вида образовательных организаций высшего образования:

--------------------------------

<38> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 14-113/ 14-113-2

 

1) колледж - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;

2) институт - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста;

3) университет - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Кроме того, проектом в отношении университетов, находящихся в ведении РФ, предусмотрено установление категорий: "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет".

Проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается введение понятия "образовательная организация дополнительного профессионального образования" <39>, которая представляет собой организацию, предметом основной деятельности которой является реализация дополнительных профессиональных программ. Причем выделены виды образовательных организаций дополнительного профессионального образования:




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.