Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9 страница



--------------------------------

<39> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 16-125/ 16-125

 

1) академия - образовательная организация дополнительного профессионального образования, реализующая дополнительные профессиональные программы на базе высшего образования, в том числе в обязательном порядке программы профессиональной переподготовки; осуществляет реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров, а также научную деятельность; является координационным центром для иных образовательных организаций дополнительного профессионального образования сферы ее деятельности;

2) институт профессиональных квалификаций - образовательная организация дополнительного профессионального образование, которая реализует на базе среднего профессионального и высшего образования дополнительные профессиональные программы;

3) центр - образовательная организация дополнительного профессионального образования, в которой высвобождаемые работники, самозанятое и незанятое население и безработные граждане, имеющие среднее профессиональное и высшее образование, проходят повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности, при этом реализация центром дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки не является обязательной.

2. Таким образом, видно, что основные отличия федерального университета исходя из критерия осуществляемых видов деятельности заключаются в следующем:

1) инновационный характер реализуемых образовательных программ;

2) интегрированность реализуемых образовательных программ в мировое образовательное пространство;

3) задача обеспечения системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования;

4) осуществление деятельности на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

5) обеспечение путем научных исследований интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

6) обладание статусом ведущего научного и методического центра в широкой сфере деятельности.

Такой вид высшего ученого заведения, как федеральный университет, был введен в российскую правовую систему с принятием Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов". Законопроект N 87129-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ и разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах".

Федеральные университеты рассматриваются как новая модель высшей школы, основанная на интеграции трех сфер науки, производства и образования.

Приложением к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Образование" при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. N АФ-33/03пр была определена Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов (одобрена на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Образование" при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22 сентября 2009 г.) предусмотрено <40>:

--------------------------------

<40> http:// mon.gov.ru/ pro/ pnpo/ fed/ 09.09.22-fu.konc.pdf

 

1) понятие федерального университета как автономного учреждения, осуществляющего образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и (или) регионального уровня;

2) основные цели деятельности федерального университета:

- формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок;

- подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и разработка научно-технических решений для инновационного развития регионов и страны, реализации ее геополитических интересов;

- проведение на высоком уровне научных исследований в соответствующих областях науки и высоких технологий;

3) основные отличительные признаки федерального университета:

- широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий, дифференцированность программ по целевым группам и уровням;

- широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, проводимых университетом, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ;

- широкое участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающее устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета.

Основная задача государственной поддержки института федеральных университетов заключается в выведении на высокий качественный уровень деятельности образовательных организаций, способных взять на себя ответственную роль в организации, координации и методическом развитии систем профессионального образования в регионах, за сохранение и развитие их кадрового потенциала.

Одними из первых федеральных университетов были созданы:

1) федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет";

2) федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет".

Так, распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 1518-р в целях обеспечения эффективной государственной поддержки модернизации системы высшего профессионального образования, повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибирского федерального округа, подготовки высококвалифицированных специалистов, укрепления научно-образовательных и производственно-технологических связей с зарубежными странами было принято решение реорганизовать государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Красноярский государственный университет" (г. Красноярск), Красноярская государственная архитектурно-строительная академия (г. Красноярск), "Красноярский государственный технический университет" (г. Красноярск), "Государственный университет цветных металлов и золота" (г. Красноярск) в форме присоединения учреждений к университету, образовав федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет".

Также отметим распоряжения Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 1616-р, от 16 января 2010 г. N 12-р, от 16 января 2010 г. N 13-р, Указ Президента РФ от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". Министром образования и науки РФ 10 ноября 2009 г. был утвержден план мероприятий по реализации Указа Президента РФ от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" <41>.

--------------------------------

<41> http:// mon.gov.ru/ pro/ pnpo/ fed/ 09.11.10-plan.pdf

 

В развитие положений Указа Президента РФ от 21 октября 2009 г. N 1172 были изданы:

1) распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 г. N 499-р (о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова");

2) распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 г. N 500-р (о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет");

3) распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 г. N 501-р (о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина");

4) распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 г. N 502-р (о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет");

5) распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 г. N 503-р (о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет").

В отношении федеральных университетов ст. 10 комментируемого Закона установлены особенности порядка создания и реорганизации, лицензирования их деятельности и аккредитации.

Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 10 комментируемого Закона федеральные университеты создаются Правительством РФ по решению Президента РФ в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении РФ, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений.

Особенности управления федеральным университетом установлены п. 2.1 ст. 12 комментируемого Закона, в соответствии с которым в федеральных университетах создаются попечительские советы. Попечительские советы создаются в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития высших учебных заведений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществления контроля за их использованием.

Ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до пяти лет (п. 5.1 ст. 12 комментируемого Федерального закона).

3. Особенности университета как высшего учебного заведения заключаются:

1) в реализации образовательных программ по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

2) в осуществлении подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации работников высшей квалификации для разнообразных областей деятельности;

3) в осуществлении подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации научных и научно-педагогических работников;

4) в выполнении научных исследований по широкому спектру наук;

5) в обладании статусом ведущего научного и методического центра в областях своей деятельности.

4. Помимо подразделения высших учебных заведений по видам п. 2.1 комментируемой статьи предусмотрено выделение категорий высших учебных заведений. Так, предусмотрена возможность установления в отношении университетов категории "национальный исследовательский университет".

Данная категория может быть установлена:

1) только в отношении университетов, находящихся в ведении РФ;

2) только в отношении университетов, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

3) решением Правительства РФ;

4) по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, проводимого в порядке, регламентированном Правительством РФ;

5) на определенный срок - 10 лет.

Распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1613-р определен Перечень университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" (государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики"; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева" и т.д.).

Кроме того, Перечень университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2010 г. N 812-р (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородский государственный университет"; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный технический университет" и т.д.).

Положение о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550.

Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством РФ по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

По своему виду конкурс является открытым (п. 3 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет").

Согласно п. 2.1 комментируемой статьи перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так, Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", утвержден перечень показателей оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".

Конкурсная комиссия создается Правительством РФ. Состав конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1218-р.

Информация об итогах конкурса публикуется Министерством образования и науки РФ в печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о его проведении, а также размещается на официальных сайтах Министерства и Федерального агентства по образованию в сети Интернет не позднее 10 дней со дня утверждения конкурсной комиссией протокола о победителях конкурса.

Программы развития национальных исследовательских университетов утверждаются приказами Министерства образования и науки РФ, к примеру:

1) Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 579 "Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский физико-технический институт (государственный университет)" на 2009 - 2018 годы";

2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 580 "Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева" на 2009 - 2018 годы";

3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2010 г. N 802 "Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский энергетический институт (технический университет)" на 2010 - 2019 годы";

4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2010 г. N 803 "Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" на 2010 - 2019 годы" и ряд других.

Установление Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет" является основанием для финансирования из федерального бюджета программ развития университетов - победителей конкурса.

Учитывая положения п. 2.1 комментируемой статьи, университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет".

Пунктом 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2009 г. N 276 установлены следующие критерии оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет":

- достижение в отчетном году показателей категории "А";

- достижение в отчетном году не менее половины показателей категории "Б" в каждой группе показателей.

Реализация программ развития национальных исследовательских университетов признается эффективной при одновременном выполнении указанных критериев.

В соответствии с п. 5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2009 г. N 276 оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Министерством образования и науки РФ 1 раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Министерство образования и науки РФ до 1 марта года, следующего за отчетным.

Согласно п. 23 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", при лишении Правительством РФ университета категории "национальный исследовательский университет" финансирование программ развития прекращается.

5. Отличительные особенности академии с точки зрения осуществляемой деятельности заключаются:

1) в осуществлении подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации работников высшей квалификации только для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

2) в проведении научных исследований преимущественно в одной из областей науки или культуры;

3) в обладании статусом ведущего научного и методического центра в областях своей деятельности.

Для такого вида высшего учебного заведения, как институт, п. 4 комментируемой статьи установлены следующие особенности:

1) необязательная реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования;

2) подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников только для определенной области профессиональной деятельности (а не научной или научно-педагогической);

3) возможность осуществления только фундаментальных или только прикладных научных исследований;

4) отсутствие статуса ведущего научного и методического центра.

6. Пунктом 5 комментируемой статьи вводится термин "статус высшего учебного заведения", под которым понимается совокупность следующих характеристик высшего учебного заведения как юридического лица:

- вид;

- организационно-правовая форма;

- наличие или отсутствие государственной аккредитации.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Таким образом, изменение хотя бы одного из параметров статуса высшего учебного заведения влечет необходимость изменения его наименования (п. 6 комментируемой статьи).

Пунктом 6 комментируемой статьи также предусмотрено понятие "специальное название высшего учебного заведения". Имеются в виду такие, например, названия, характеризующие высшее учебное заведение, как консерватория, высшее училище и др. В случае использования в наименовании высшего учебного заведения специального названия наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения. Например, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России" <42>, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" <43>.

--------------------------------

<42> http://schepkin.maly.ru/

<43> http:// www.uvauga.ru/ Science/ Science_main.htm

 

7. Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" ст. 9 комментируемого Закона была дополнена п. 7, предусматривающим возможность установления особенностей правового статуса для двух высших учебных заведений РФ:

1) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова";

2) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет".

Также установлена правовая форма, которой могут устанавливаться особенности правового статуса указанных образовательных учреждений, - это специальный федеральный закон.

Так, принят Федеральный закон "О МГУ и СПбГУ".

Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" до 2020 г. одобрена распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2010 г. N 1617-р.

Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года одобрена распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2010 г. N 1696-р.

Остановимся на особенностях правовой конструкции и организации деятельности названных высших учебных заведений:

1) законодательство РФ в области образования применяется к Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О МГУ и СПбГУ" (п. 2 ст. 1);

2) созданы в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного учреждения (п. 2 ст. 2);

3) Правительство РФ выступает учредителем, утверждает устав (п. п. 3, 4 ст. 2);

4) ректор назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ (п. 5 ст. 2);

5) срок полномочий ректора не может превышать 5 лет (п. 5 ст. 2);

6) по достижении ректором предельного возраста (65 лет в соответствии со ст. 332 ТК РФ), установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент РФ вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок, каждый раз в пределах 5-летнего срока (п. 6 ст. 2);

7) полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию соответственно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом (п. 5 ст. 3);

8) правовое положение структурных подразделений, а также юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы этих университетов, определяется Федеральным законом "О МГУ и СПбГУ", другими федеральными законами и, соответственно, уставами университетов (п. 5 ст. 3);

9) деканы факультетов, заведующие кафедрами избираются в порядке, установленном уставами университетов (п. 6 ст. 3);

10) руководители иных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами университетов (п. 6 ст. 3);

11) реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований (п. 1 ст. 4);

12) Правительством РФ устанавливается специальный порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета (п. 3 ст. 4);

13) вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым самостоятельно (п. 4 ст. 4);

14) выдают лицам, завершившим обучение по реализуемым образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой РФ, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются, соответственно, этими университетами (п. 5 ст. 4);

15) финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников (п. 1 ст. 5).

В соответствии со ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Устав Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" принят Советом Ученых советов - Конференцией МГУ 19 марта 2007 г. и утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 223.

Устав Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" принят в новой редакции Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ 9 апреля 2007 г. и действует с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Конференции от 24 декабря 2007 г., от 21 мая 2008 г. и от 24 ноября 2008 г., утвержден Федеральным агентством по образованию <44>.

--------------------------------

<44> http:// www.spbu.ru/ structure/ documents/ ustav/

 

Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности

 

Комментарий к статье 10

 

1. Комментируемая статья претерпела существенные изменения, вступившие в силу с 1 января 2010 г. и внесенные:

1) Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";

2) Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ.

Так, в частности, ранее действовавший п. 1 комментируемой статьи предусматривал, что регламентация вопросов создания и реорганизации высшего учебного заведения обеспечивается исключительно Законом РФ "Об образовании", что нельзя было признать удовлетворительным.

В настоящее время предусмотрена норма, согласно которой вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются законодательством РФ.

К законодательству РФ, регулирующему отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией высших учебных заведений, можно отнести, в частности:

- Гражданский кодекс РФ;

- Бюджетный кодекс РФ;

- Закон РФ "Об образовании";

- Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.