Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 13 страница



Порядок проведения олимпиад школьников утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285.

Положение о всероссийской олимпиаде школьников утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2009 г. N 695.

В соответствии с разъяснениями, предусмотренными в письме Минобразования РФ от 3 июля 2002 г. N 03-14ин/14-03:

1) к всероссийским олимпиадам школьников, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний, относятся олимпиады по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки, информатика;

2) к международным олимпиадам, дающим право на поступление в вузы без вступительных испытаний, относятся олимпиады по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике.

Причем необходимо иметь в виду, что право на поступление в вузы без вступительных испытаний подтверждается следующими документами:

1) дипломы I, II и III степеней участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (бланк диплома Минобразования России за подписью первого заместителя министра);

2) документы победителя или участника международной олимпиады (диплом или сертификат) и письмо Минобразования России, подтверждающие участие в олимпиаде.

Необходимо отметить, что для граждан, проходивших в течение не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2, п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусмотрена подготовка ко вступительным испытаниям, осуществляется на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений, порядок отбора которых и предусматриваемый в соответствии с таким порядком перечень определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Данная категория граждан принимается на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений при наличии документов об образовании, необходимых для обучения по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях. Кроме того, обучение на указанных подготовительных отделениях осуществляется за счет средств федерального бюджета при соблюдении условия поступления на подготовительные отделения впервые после окончания военной службы по контракту.

Порядок отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ко вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2007 г. N 302.

Перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ко вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. N 167.

Отметим также Приказ Федерального агентства по образованию от 5 октября 2009 г. N 1513 "Об установлении контрольных цифр приема граждан, проходивших военную службу по контракту, на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год для подготовки ко вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета", письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 8 февраля 2007 г. N 02-55-20 ин/кК.

Порядок выдачи и учета направлений на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, утвержден Приказом Минобороны РФ от 28 апреля 2006 г. N 176.

6. Пунктом 8 комментируемой статьи закреплены основные принципы обучения в высшем учебном заведении:

- создание необходимых условий для получения качественного образования;

- запрет использования антигуманных и опасных для жизни или здоровья методов обучения.

Создание необходимых условий для получения качественного образования обеспечивается путем целенаправленной организации высшим учебным заведением образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий (п. 44 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Гарантия качества подготовки обеспечивается комплексом средств, в частности:

- разработка стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

- мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

- разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

- обеспечение компетентности преподавательского состава и др.

Перечень образовательных программ для соответствующих уровней высшего профессионального образования и направлений подготовки (специальности) определяется в лицензии высшего учебного заведения (п. 2 комментируемой статьи).

Высшее учебное заведение в целях обеспечения реализации образовательных программ и направлений подготовки определяет в соответствии с общими требованиями законодательства РФ, а также образовательными стандартами и требованиями:

- содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности);

- сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования.

Образовательная деятельность высшего учебного заведения регламентирована гл. III Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

Организация образовательного процесса по основным образовательным программам регламентируется расписанием занятий и образовательной программой (п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)). Вместе с тем основная образовательная программа включает в себя:

- учебный план;

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- другие материалы, обеспечивающие качество подготовки;

- программы учебной и производственной практики;

- календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основные образовательные программы в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов подлежат ежегодному обновлению с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

О максимальных объемах учебной нагрузки, сроках начала и окончания учебного года, продолжительности установления каникул см. п. п. 40 - 41 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

Перечень форм проведения учебных занятий в высшем учебном заведении, установленный п. 42 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), носит рекомендательный характер, поскольку высшее учебное заведение может устанавливать и иные виды учебных занятий. Вместе с тем для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 - 50 минут.

Об особенностях обучения граждан по программе военной подготовки см. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования см. распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р.

Способами оценки качества освоения образовательных программ являются:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

В этой связи в уставе высшего учебного заведения указываются (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)):

- система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся;

- формы, порядок и периодичность ее проведения;

- порядок утверждения положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Общими требованиями к промежуточной аттестации являются требования (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)):

- в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов, кроме экзаменов и зачетов по физической культуре и факультативным дисциплинам;

- для обучения в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната - в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Например, Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, утвержденное Ученым советом ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова 23 января 2009 г., протокол N 1 <51>, предусматривает, что в качестве результатов текущего контроля ежемесячно анализируются такие показатели, как посещаемость теоретических и практических занятий, качество и своевременность выполнения контрольных, лабораторных, курсовых и других видов работ по дисциплинам, практикам, а также сведения о количестве студентов, получивших неудовлетворительные оценки или "незачет" по текущим контрольным работам и зачетам. В свою очередь, промежуточная аттестация студентов осуществляется в форме зачетов и курсовых экзаменов в соответствии с утвержденными учебными планами. Причем зачеты служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий в соответствии с утвержденной программой, а экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания и практические умения, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

--------------------------------

<51> http:// www.mma.ru/ categories/ student/ contr

 

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся может утверждаться и факультетами вуза, если это предусмотрено уставом образовательного учреждения. Например, Положение о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости студентов юридического факультета МГУ имени М.Н. Ломоносова, принятое на заседании Ученого совета юридического факультета, протокол N 9 от 23 октября 2009 г. <52>.

--------------------------------

<52> http:// www.law.msu.ru/ teaching/ documents/ jurfak/ promegh-attest-kontrol-uspev

 

Необходимо отметить, что требования к системе оценки качества освоения основных образовательных программ предусматриваются также федеральными государственными образовательными стандартами. Так, например, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "магистр"), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 543, предусматривает, что конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения, а для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом (п. п. 8.2, 8.3). Кроме того, помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки:

- рецензирование работ;

- оппонирование рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.

В соответствии с п. 9 комментируемой статьи федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования предусматривается также учебная и производственная практика, которая представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретизация видов практики производится в основной образовательной программе вуза, а цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом самостоятельно.

Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464, практики проводятся в организациях и учреждениях по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а учебная практика и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом (п. 7.16).

Причем аттестация по итогам практики предусматривает:

- наличие плана практики;

- характеристику с места практики;

- отзыв руководителя практики;

- устный (или письменный) отчет обучающегося.

В качестве раздела учебной практики может выступать научно-исследовательская работа обучающегося.

Практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями. Такими договорами предусматривается обязанность предприятий, учреждений и организаций предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1154.

Постановлением Центризбиркома РФ от 10 июня 2009 г. N 163/1160-5 утверждено Положение о порядке прохождения практики студентов и стажировки аспирантов (докторантов) образовательных учреждений высшего профессионального образования в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Инструкция об организации и проведении войсковой стажировки, практики курсантов, профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, слушателей факультетов внутренних войск военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом МВД РФ от 7 мая 2007 г. N 414.

Инструкция об организации и проведении стажировки преподавателей, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования внутренних войск МВД России, слушателей факультетов внутренних войск военных образовательных учреждений профессионального образования Минобороны России утверждена Приказом МВД РФ от 22 января 1996 г. N 33.

Итоговая аттестация регламентирована:

- федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;

- федеральными государственными требованиями;

- образовательными стандартами и требованиями (в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета);

- основными образовательными программами вузов;

- уставами вузом и разрабатываемыми в соответствии с ними положениями.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения имеет обязательный характер и проводится только после освоения образовательной программы в полном объеме (п. 47 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Итоговая аттестация в вузах осуществляется государственной аттестационной комиссией. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155.

Положение об организации итоговой государственной аттестации выпускников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждено Приказом МВД РФ от 29 марта 2005 г. N 216.

Пунктом 4 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации предусмотрены виды итоговой государственной аттестации:

- защита выпускной квалификационной работы;

- государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Например, в п. 8.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464, указывается, что итоговая государственная аттестация бакалавра включает не менее 2-х государственных экзаменов, а по решению ученого совета вуза дополнительно может быть включена защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Причем требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену определяются высшим учебным заведением.

Высшим учебным заведением определяются:

- требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы;

- программа государственного экзамена.

Лицам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, высшим учебным заведением выдаются документы государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании (см. ст. 7 комментируемого Закона).

 

Статья 12. Управление высшим учебным заведением

 

Комментарий к статье 12

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определяются важнейшие принципы управления высшим учебным заведением, а также система правового регулирования отношений, связанных с управлением высшим учебным заведением.

Так, управление высшим учебным заведением основывается на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Само управление высшим учебным заведением неразрывно связано с последовательной реализацией принципа автономии образовательного учреждения высшего профессионального образования (ст. 3 комментируемого Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Причем в Законе РФ "Об образовании" определены формы самоуправления образовательного учреждения:

- совет образовательного учреждения;

- попечительский совет;

- общее собрание;

- педагогический совет;

- другие формы.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении высшим учебным заведением представляет собой регламентированную в соответствии с общими требованиями законодательства РФ уставом вуза форму организации системы управления, в которой во главе органов управления стоит одно лицо, полномочное выступать от имени юридического лица и принимать юридически обязательные решения, но вместе с тем компетенция которого ограничена необходимостью соотносить принимаемые решения с решениями коллегиальных структур управления вузом. В качестве примера можно привести взаимодействие ректора и ученого совета высшего учебного заведения.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии:

1) с Законом РФ "Об образовании";

2) с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

3) с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);

4) с уставом высшего учебного заведения.

Особо выделяются высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82.

Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждено Приказом МВД РФ от 14 января 2005 г. N 22.

Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации утверждено Приказом Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80.

Устав высшего учебного заведения конкретизирует механизм управления вузом и является в целом важнейшим документом, регламентирующим отношения, складывающиеся в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

Так, п. 2.2 комментируемой статьи закреплена диспозитивная норма, согласно которой порядок формирования органов управления высшего учебного заведения и их компетенция в части, не урегулированной законодательством РФ, определяются уставом высшего учебного заведения.

Как сам устав, так и изменения и дополнения к нему принимаются коллегиально - общим собранием (конференцией), включающим представителей:

- педагогических работников;

- научных работников;

- других категорий работников;

- обучающихся высшего учебного заведения.

Причем порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется ученым советом высшего учебного заведения (п. 55 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)). Вместе с тем число членов ученого совета в общем числе делегатов не должно превышать 50%.

Важнейшей гарантией участия в разработке устава как для работников, так и обучающихся является создание условий для ознакомления с уставом, предложениями о внесении в него изменений и свободного обсуждения предложений.

Устав высшего учебного заведения как некоммерческой организации утверждается его учредителем. О создании высшего учебного заведения см. ст. 10 комментируемого Закона.

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <53> предусмотрена следующая система органов управления образовательной организации высшего образования:

--------------------------------

<53> http:// zakonoproekt2011.ru/ edu/ 01-12-2010#clause_ comments/ 14-116/ 14-116

 

1) органы самоуправления:

- общее собрание (конференция);

- ученый совет;

- иные коллегиальные органы, формируемые в случаях, предусмотренных законодательством РФ и уставом образовательной организации высшего образования;

2) ректор, осуществляющий непосредственное управление образовательной организацией;

3) наблюдательный совет, создаваемый в соответствии с уставом в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития образовательной организации, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития, осуществления контроля за использованием финансовых и имущественных ресурсов;

4) президент федерального университета (должность должна быть предусмотрена в уставе при создании), иной образовательной организации высшего образования (должность учреждается по решению ее ученого совета);

5) выборные представительные органы - ученые советы (советы) в структурных подразделениях (могут создаваться по решению ученого совета образовательной организации);

6) деканы факультетов, избираемые ученым советом в порядке, определяемом уставом;

7) заведующие кафедрами, избираемые ученым советом в порядке, определяемом уставом.

2. Система управления высшим учебным заведением в самом общем виде представлена 2 основными органами:

- представительный орган - ученый совет;

- исполнительный орган - ректор.

Ученый совет представляет собой выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство высшим учебным заведением. Однако данный орган обязателен в силу положений п. 2 комментируемой статьи для государственных или муниципальных высших учебных заведений.

Количество членов ученого совета определяется на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения (п. 57 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Состав ученого совета включает в себя в самом общем виде 2 категории членов:

- входящие в ученый совет в силу занимаемой в высшем учебном заведении должности;

- иные лица, избираемые на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения.

Поименный состав ученого совета объявляется приказом ректора высшего учебного заведения. Срок полномочий ученого совета не более 5 лет.

Состав ученого совета включает в себя следующих должностных лиц:

- ректор;

- проректоры;

- президент;

- деканы факультетов.

Вместе с тем имеются особенности участия указанных лиц в ученом совете:

- ректор является одновременно председателем ученого совета;

- президент высшего учебного заведения входит в ученый совет в случае, когда данная должность предусмотрена уставом высшего учебного заведения;

- деканы факультетов являются членами ученого совета только при наличии соответствующего решения самого ученого совета высшего учебного заведения.

Помимо вышеуказанных должностных лиц в состав ученого совета входят и другие члены, которые избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования:

- руководители структурных подразделений;

- преподаватели;

- студенты;

- иные лица.

Ученым советом высшего учебного заведения могут быть регламентированы нормы представительства в ученом совете как от структурных подразделений, так и обучающихся.

Кворум для избрания в состав ученого совета высшего учебного заведения, а равно отзыва из его состава составляет 50% и более голосов делегатов, присутствующих на общем собрании (при наличии не менее 2/3 списочного состава делегатов).

Прекращение членства в ученом совете может быть связано:

- с увольнением (переводом) из высшего учебного заведения;

- с отчислением из высшего учебного заведения;

- с отзывом из состава ученого совета по решению 50% и более голосов делегатов, присутствующих на общем собрании.

Досрочные выборы членов ученого совета высшего учебного заведения возможны:




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.