Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 14 страница



- по инициативе не менее 50% членов ученого совета;

- в иных случаях, предусмотренных уставом.

Так, например, в соответствии с уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет", принятым конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ТюмГНГУ от 2 июня 2003 г. <54>, численность ученого совета установлена в количестве не более 51 человека, а полномочия включают, в частности (п. 5.10):

--------------------------------

<54> http:// www.tsogu.ru/ university/ 1034/ 1058/

 

- установление структуры университета;

- принятие решения о созыве конференции;

- увеличение срока обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

- сокращение срока обучения в установленных случаях;

- утверждение учебных планов, определение нормы учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава;

- избрание деканов факультетов и заведующих кафедрами;

- установление сроков начала учебного года для определенных категорий обучающихся;

- утверждение положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

- сроки (дата) и процедура проведения выборов ректора университета, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним и др.

3. В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" текст комментируемой статьи был дополнен п. 2.1, предусматривающим особенности органов управления федерального университета.

Так, в федеральных университетах создаются попечительские советы. Вместе с тем в силу положений п. 2.1 комментируемой статьи допускается создание попечительного совета и в других высших учебных заведениях, если это предусмотрено их уставами.

Целями создания попечительского совета являются:

- содействие решению текущих и перспективных задач развития высшего учебного заведения;

- привлечение дополнительных финансовых ресурсов;

- осуществление контроля за использованием дополнительных финансовых ресурсов.

Уставом высшего учебного заведения предусматривается в отношении попечительского совета:

- порядок его формирования;

- срок полномочий;

- компетенция;

- порядок деятельности.

Так, например, Уставом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", в редакции, принятой конференцией 1 февраля 2010 г. и утвержденной Минобрнауки России 1 июня 2010 г. <55>, предусмотрены основные задачи попечительского совета:

--------------------------------

<55> http:// www.sfu-kras.ru/ files/ USTAV_FGAOU_2010_iyun.pdf

 

1) содействие формированию стратегии и программ развития университета и их реализации;

2) содействие функционированию и комплексному развитию университета как научно-образовательного, инновационно-производственного, культурно-интеллектуального центра;

3) содействие сотрудничеству с государственными, общественными и деловыми структурами;

4) содействие привлечению внебюджетных средств для реализации программ развития;

5) содействие формированию целевого капитала и других фондов, средства которых используются на развитие университета, и др.

Предусмотрено также, что попечительский совет формируется из числа ведущих государственных и общественных деятелей, авторитетных представителей производственной, финансовой, научной и культурной сфер РФ и Сибирского федерального округа. Порядок формирования предусматривает первоначальное утверждение состава ученым советом, а затем самим попечительским советом.

Рекомендации к утверждению положения о попечительском совете государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования утверждены письмом Минобразования РФ от 24 марта 2000 г. N 15-13ин/15-11 "О попечительском совете вуза".

Пунктом 58 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)), предусмотрена возможность создания в любом высшем учебном заведении попечительских и других советов по различным направлениям деятельности, порядок создания и деятельности, а также состав и полномочия которых определяются уставом или положениями, принятыми ученым советом.

Так, в федеральных университетах создаются наблюдательные советы. Например, устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", в редакции, принятой на конференции от 19 февраля 2010 г. и утвержденный Минобрнауки России 1 июня 2010 г. <56>, предусматривает создание наблюдательного совета из числа представителей учредителя, исполнительных органов государственной власти, общественности, а также работников университета.

--------------------------------

<56> http:// sfedu.ru/ docs/ ufudoc/ izmenenia_ v_ ustav_ 15062010.pdf

 

Уставы многих высших учебных заведений содержат норму о возможном создании попечительских и иных советов по различным направлениям деятельности. Например, п. 5.8 Устава образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет" <57>, п. 5.27 Устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" <58>.

--------------------------------

<57> http:// www.vsu.ru/ russian/ university/ constitution/ part5.html

<58> http:// www.mgus.ru/ ustav/ upravlenie

 

4. Исполнительным органом высшего учебного заведения, непосредственно осуществляющим управление его деятельностью, является ректор (п. 3 комментируемой статьи).

Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695.

Порядок избрания на должность ректора высшего учебного заведения регламентирован:

1) комментируемым Законом;

2) Федеральным законом "О МГУ и СПбГУ";

3) Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);

4) уставами высших учебных заведений.

Рекомендации по процедуре проведения выборов ректоров подведомственных Рособразованию образовательных учреждений высшего профессионального образования доведены письмом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2006 г. N 18-02-10/08.

Пунктами 3 - 5 комментируемой статьи регламентирована процедура избрания ректора для государственных или муниципальных высших учебных заведений.

1. Определение кандидатуры на должность ректора:

уставом высшего учебного заведения или разработанным в соответствии с уставом положением, регламентирующим процедуру избрания ректора, определяются квалификационные и иные требования, предъявляемые к кандидатам на должность ректора. Например, Порядок избрания ректора ГУ-ВШЭ в 2009 г., утвержденный ученым советом ГУ-ВШЭ 5 декабря 2008 г., протокол N 52 <59>, предусматривает, что кандидат на должность ректора должен отвечать следующим требованиям:

--------------------------------

<59> http:// www.hse.ru/ org/ hse/ election/ procedure

 

- быть гражданином РФ;

- иметь ученую степень и (или) ученое звание;

- быть в возрасте не старше 65 лет;

- обладать знаниями, умениями и навыками планирования и осуществления учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса, а также решения социально-экономических задач, обладать высокими морально-этическими качествами.

Процедура выдвижения кандидатуры на должность ректора регламентирована уставом высшего учебного заведения, разработанным в соответствии с уставом положением, регламентирующим процедуру избрания ректора.

В соответствии с п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, а также сроки и процедура проведения выборов ректора определяются ученым советом. Кроме того, такой порядок должен предусматривать возможность их самовыдвижения (п. 3 комментируемой статьи, п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Например, Положение о процедуре выборов ректора Государственного образовательного учреждения "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники", утвержденное протоколом ученого совета от 27 мая 2009 г. N 5 <60>, предусматривает формирование ученым советом комиссии по выборам ректора из числа не менее 5 человек научно-педагогических работников и сотрудников, представляющих НИИ, факультеты и другие структурные подразделения университета. Порядок выдвижения кандидатов на должность ректора университета предусматривает:

--------------------------------

<60> http:// www.tusur.ru/ ru/ management/ rector/ regulations.html

 

- регламентацию права на выдвижение (принадлежит ученому совету, коллективам кафедр и иных структурных подразделений, общественным организациям, объединениям работников университета, путем самовыдвижения);

- порядок принятия решений о выдвижении или поддержке кандидата и др.

В соответствии с положениями п. 3 комментируемой статьи кандидатуры на должности ректоров, прошедшие выдвижение, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий. Аттестационные комиссии создаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов, муниципальных районов.

2. Рассмотрение и согласование кандидатуры аттестационной комиссией.

Список кандидатов на должность ректора утверждается ученым советом и представляется аттестационной комиссии.

Состав аттестационных комиссий различается в зависимости от подведомственности высшего учебного заведения и предусмотрен п. 4 комментируемой статьи. В самом общем виде в состав аттестационных комиссий включаются в равной степени представители соответствующих органов государственной власти, а также общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Положение об аттестационной комиссии Правительства РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 146.

Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 17 ноября 2006 г. N 288.

Также можно выделить следующие нормативные акты:

- Приказ Росавиации от 16 марта 2010 г. N 61 "О создании Аттестационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию кандидатур на должности ректоров подведомственных высших учебных заведений";

- Приказ Минюста РФ от 30 марта 2007 г. N 65 "Об Аттестационной комиссии Министерства юстиции Российской Федерации по аттестации кандидатов на должности ректоров высших учебных заведений и утверждении Положения о ней";

- Приказ Росжелдора от 11 сентября 2008 г. N 296 "Об утверждении Положения о Комиссии по аттестации кандидатов на должности ректоров государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта";

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 августа 2008 г. N 460н "Об Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по рассмотрению кандидатур на должность ректора образовательного учреждения Минздравсоцразвития России";

- Приказ МИД РФ от 6 марта 2007 г. N 3189 "Об Аттестационной комиссии Министерства иностранных дел Российской Федерации" и др.

3. Избрание ректора.

Ректор избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, муниципального района.

Избрание производится тайным голосованием на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения. Процедуре голосования предшествует обсуждение программ претендентов (претендента) (п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Срок полномочий определяется уставом высшего учебного заведения и не может превышать 5 лет.

Порядок избрания ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений устанавливается уставом таких высших учебных заведений (п. 5 комментируемой статьи, п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Например, п. 6.10 Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", принятого протоколом конференции от 22 декабря 2003 г. N 3 <61>, предусматривает, что:

--------------------------------

<61> http:// www.spbstu.ru/ about/ statute/ issue6.html

 

- ректор считается избранным на должность, если в голосовании участвовало не менее 2/3 делегатов конференции при наличии более половины голосов, поданных за его кандидатуру;

- ректор приступает к исполнению своих обязанностей после утверждения его в должности Минобрнауки России.

Процедура избрания ректора завершается заключением между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, срочного трудового договора на срок до 5 лет.

Примерная форма трудового договора (контракта), заключаемого Министерством образования Российской Федерации с ректором подведомственного учреждения высшего профессионального образования, утверждена приложением 1 к Приказу Минобразования РФ от 27 июля 2000 г. N 2345.

Об особенностях регулирования труда педагогических работников см. гл. 52 ТК РФ. Также можно выделить письмо Федерального агентства по образованию от 20 июля 2005 г. N 17-02-10/192 "О трудовом договоре с ректором".

В соответствии с п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), совмещение должности ректора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) не разрешается, кроме того, ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству.

Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрено 2 основания проведения повторных выборов ректора:

- нарушение установленной законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов;

- признание выборов несостоявшимися или недействительными.

Полномочия ректора определяются уставом высшего учебного заведения.

Пунктами 5.1 и 5.2 комментируемой статьи установлены особенности назначения ректоров, а также Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета:

 

Вид вуза Орган, уполномоченный назначить ректора Срок
Федеральный университет Правительство РФ До 5 лет
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Санкт-Петербургский государственный университет Президент РФ До 5 лет

 

Обращаем внимание на ст. 2 Федерального закона "О МГУ и СПбГУ".

5. В соответствии с п. 3.1 ст. 20 комментируемого Закона, п. 62 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), в высшем учебном заведении может учреждаться должность президента.

Порядок учреждения должности президента высшего учебного заведения:

- по решению его ученого совета;

- по согласованию с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение;

- путем внесения соответствующих положений в устав высшего учебного заведения.

В отношении федерального университета установлено, что такая должность учреждается при создании федерального университета и закрепляется в его уставе.

Порядок избрания на должность президента высшего учебного заведения предусматривает:

1) кандидат, как правило, должен иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения;

2) кандидат на должность президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не может занимать одновременно должность ректора;

3) кандидатура президента для государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое высшее учебное заведение;

4) процедура избрания проходит на заседании ученого совета высшего учебного заведения;

5) избрание производится тайным голосованием простым большинством голосов;

6) трудовой договор заключается органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до 5 лет.

Об основаниях прекращения трудового договора с президентом высшего учебного заведения см. ТК РФ.

Полномочия президента высшего учебного заведения, осуществляемые по согласованию с ректором, регламентированы п. 3.2 ст. 20 комментируемого Закона.

Типовое положение о президенте государственного высшего учебного заведения утверждено руководителем Федерального агентства по образованию 18 марта 2007 г., согласовано Российский союзом ректоров 18 марта 2007 г. и доведено письмом Рособразования от 10 апреля 2007 г. N 18-10/174.

Помимо вышеуказанных должностей Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусмотрены следующие управленческие должности и органы высшего учебного заведения:

- проректоры (п. 63);

- ученые советы (советы) структурных подразделений высшего учебного заведения (п. 64);

- деканы, возглавляющие факультеты (п. 65);

- заведующие кафедрами (п. 66);

- руководители филиалов (институтов) (п. 67).

6. Особенности организации управления государственным и муниципальным высшим учебным заведением установлены п. п. 6 - 8 комментируемой статьи для 2 случаев:

- лишение высшего учебного заведения государственной аккредитации;

- высшее учебное заведение создается или реорганизуется.

Управленческие последствия лишения высшего учебного заведения государственной аккредитации:

1) ректор и отвечающие за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом власти, в ведении которых находится высшее учебное заведение;

2) выборы ректора не допускаются;

3) ректор принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок до 5 лет;

4) по представлению ректора высшего учебного заведения учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается новый состав ученого совета.

Избрание ученого совета производится в таком высшем учебном заведении:

- после возобновления государственной аккредитации;

- не ранее чем через 1 год со дня лишения государственной аккредитации.

В случае создания или реорганизации государственного или муниципального высшего учебного заведения:

1) до избрания ученого совета устав утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района на срок не более чем 1 год;

2) с ректором заключается трудовой договор на срок не более 5 лет.

 

Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 13

 

1. В соответствии с положениями ст. 4 комментируемого Закона структура системы высшего и послевузовского профессионального образования включает в себя в качестве группы субъектов (учреждения, организации и предприятия), объединенных общими целями - проведение научных исследований и обеспечение функционирования и развития высшего и послевузовского профессионального образования:

- научные;

- проектные;

- производственные;

- клинические;

- медико-профилактические;

- фармацевтические;

- культурно-просветительские.

Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки является важнейшим принципом функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 2.1 комментируемого Закона).

Основные формы интеграционного сотрудничества высшего и послевузовского профессионального образования и науки предусмотрены п. 2 ст. 2.1 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <62>.

--------------------------------

<62> Список web-ссылок на научные институты см.: http:// www.scientific.ru/ instit/ comment1.html.

 

Великая хартия европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) в качестве фундаментального провозглашает принцип деятельности университета как учреждения, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование, а также принцип неотделимости педагогической деятельности университета от исследовательской деятельности.

Положение о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утверждено Приказом Госкомвуза России от 22 июня 1994 г. N 614.

Высшее учебное заведение, в частности, выполняет:

- фундаментальные и прикладные научные исследования;

- научно-техническую деятельность;

- подготовку научно-педагогических работников высшей квалификации.

Научная деятельность высшего учебного заведения регламентирована также гл. IV Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 27 февраля 2009 г. N 66.

Порядок создания на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 27 февраля 2009 г. N 65.

Научная деятельность высшего военно-учебного заведения регламентирована:

1) Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования;

2) Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80;

3) Положением об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 14 января 2005 г. N 22.

Об особенностях правового положения научной организации см. ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

Методические рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности утверждены письмом Рособразования от 3 декабря 2009 г. N 20-1834 "О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности". Также следует отметить письмо Минобрнауки РФ от 7 августа 2009 г. N ВМ-790/04 "О реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". В частности, приложением к письму Минобрнауки РФ от 7 августа 2009 г. N ВМ-790/04 утверждены Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

 

Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 14

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрены 2 вида объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) в системе высшего и послевузовского профессионального образования:

- объединения, являющиеся юридическими лицами и действующие на основании своих уставов;

- объединения, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании договоров о совместной деятельности.

Гражданское законодательство РФ предусматривает такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, как объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Причем объединения юридических лиц могут создаваться как коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, так и общественными и иными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями. Общим для них является то, что ассоциация (союз) всегда является некоммерческой организацией.

В соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона РФ "Об образовании" как государственные, так и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ, а согласно п. 8 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).

Пункт 15 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) также предусматривает право высших учебных заведений на добровольное объединение в ассоциации (союзы).

Образовательные объединения (ассоциации и союзы) создаются в целях развития и совершенствования образования.

В числе основных особенностей правовой конструкции объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) можно назвать следующее:

- основанность на членстве;

- учредители и участники исключительно юридические лица;

- создается в целях координации деятельности участников, представления и защиты общих интересов;

- непосредственно не может осуществлять предпринимательскую деятельность;

- члены несут субсидиарную ответственность по их обязательствам.

В отношении учредительных документов объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) п. 1 ст. 122 ГК РФ предусматривает 2 документа: учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Вместе с тем п. 1 ст. 14 комментируемого Закона указывает на то, что объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в сфере высшего и послевузовского профессионального образования могут иметь права юридических лиц и действовать на основании своих уставов. Последнее, однако, не означает отсутствия у таких некоммерческих организаций учредительных договоров.

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в сфере высшего и послевузовского профессионального образования могут быть созданы как образовательными учреждениями высшего профессионального образования, так и другими организациями и учреждениями, действующими в системе высшего и послевузовского профессионального образования (см., например, ст. 4 комментируемого Закона).

О содержании учредительных документов объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) см. п. 2 ст. 52, ст. 122 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Требования к наименованию объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов) предусмотрены п. 5 ст. 121 ГК РФ, ст. 4, п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 14 комментируемого Закона:




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.