Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 15 страница



- указание на характер деятельности его участников;

- включение слов "объединение", "ассоциация" или "союз".

Права и обязанности членов ассоциаций и союзов регламентированы ст. 123 ГК РФ. Об ответственности членов ассоциаций и союзов см. ст. ст. 56, 399 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Финансирование деятельности ассоциаций и союзов обеспечивается их участниками, в том числе возможно на основании сметы, утверждаемой участниками.

Основы организации управления объединением юридических лиц (ассоциацией, союзом) в системе высшего и послевузовского профессионального образования определяются на базе общих положений комментируемой статьи учредительными документами ассоциаций и союзов.

Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", в качестве одного из основных направлений развития высшего и послевузовского профессионального образования предусматривает развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике.

Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России (АНВУЗ России) <63> функционирует с 1994 г. и осуществляет координацию работы ряда негосударственных вузов РФ, работая во взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерством образования и науки РФ, Рособрнадзором, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Российским союзом ректоров (РСР), Российским союзом студентов, региональными органами управления образованием, советами ректоров вузов. Устав некоммерческой организации "Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России" (утвержден протоколом N 1 от 7 апреля 2003 г. общего собрания членов ассоциации) в качестве целей создания ассоциации предусматривает развитие и совершенствование высшего профессионального образования граждан России, укрепление негосударственного сектора как неотъемлемой части образовательной системы РФ, координацию деятельности, представление и защиту общих интересов негосударственных высших учебных заведений - членов ассоциации <64>.

--------------------------------

<63> http://anvuz.ru/

<64> http:// www.giop.ru/ REOS/ giep/ giep.nsf/ html/ USTAV5

 

Ассоциация юридических вузов, основанная 16 февраля 1996 г. на учредительной конференции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (юридический факультет), объединяет 215 юридических вузов-членов <65> и в качестве своих задач провозглашает, в частности:

--------------------------------

<65> http:// www.jurvuz.ru/ modules.php?name= News&file= article&sid=3

 

1) комплексное исследование и разработку рекомендаций по методологии юридического образования;

2) решение организационных, научно-технических, экономических и учебно-методических проблем, связанных с подготовкой, переподготовкой кадров в юридических вузах;

3) оперативное реагирование на потребности в специалистах-юристах высокой квалификации для предприятий, организаций и учреждений;

4) объединение усилий юридических вузов для координации деятельности по формированию единого образовательного пространства и унифицированных требований в области юридического образования по внедрению новых форм и видов обучения;

5) координацию образовательно-профессиональных программ, общественной, профессиональной и учебно-методической работы юридических вузов и региональных учебно-методических центров;

6) общественный контроль за качеством юридического образования, содействие Министерству юстиции, Министерству образования Российской Федерации и в решении организационно-методических вопросов и др.

Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области (СНВ) создан в 1998 г. и объединяет 35 вузов в целях координации деятельности негосударственных некоммерческих учебных заведений по вопросам развития высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, обобщения положительного опыта организации учебного процесса, научной работы, повышения квалификации научно-педагогических кадров и других работников, совершенствования системы непрерывного образования в регионе, социальной поддержки и защиты интересов учебных заведений и членов вузовских коллективов <66>.

--------------------------------

<66> http://www.snv-moscow.ru/

 

Кроме того, в РФ созданы такие объединения, как:

- Ассоциация московских вузов <67>;

--------------------------------

<67> cr.bmstu.ru

 

- Ассоциация высших учебных заведений транспорта <68>;

--------------------------------

<68> http:// www.intforus.ru/ organizations2.php?id=22

 

- Некоммерческая организация "Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства" <69> и др.

--------------------------------

<69> http://www.agroob.ru/home

 

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р, предусматривает понятие университетского комплекса как объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем.

Кроме того, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. предусмотрено, что решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается в том числе внедрением моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, а также университетских, учебно-научно-исследовательских и учебно-производственных комплексов для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

Также следует отметить Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 676 "Об университетских комплексах", письмо Минобразования РФ от 9 ноября 2001 г. N 17-55-99ин/17-11 "О рекомендациях по созданию университетских комплексов".

2. Комментируемая статья предусматривает возможность создания объединений юридических лиц в сфере высшего и послевузовского профессионального образования без образования юридического лица путем заключения договора о совместной деятельности.

Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) представляет собой соглашение двух или нескольких лиц (товарищей), которые обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 1041 ГК РФ).

Необходимо учитывать, что некоммерческие организации и учреждения могут заключать договоры о совместной деятельности, если эти договоры не преследуют цели осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК РФ, п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25 июля 2000 г. N 56).

Договор совместной деятельности регламентирован положениями гл. 55 ГК РФ.

 

Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 15

 

1. В качестве самостоятельного структурного элемента системы высшего и послевузовского профессионального образования ст. 4 комментируемого Закона называет общественные и государственно-общественные объединения:

- творческие союзы;

- профессиональные ассоциации;

- общества;

- научные и методические советы;

- иные объединения.

В отличие от рассмотренных объединений юридических лиц в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (ассоциаций и союзов), создаваемых юридическими лицами в организационно-правовой форме ассоциации и союза как некоммерческой организации, общественные и государственно-общественные объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования создаются гражданами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме общественного объединения как некоммерческой организации, которое может и не являться юридическим лицом.

Часть 1 ст. 30 Конституции РФ признает и гарантирует право каждого на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, а также свободу деятельности общественных объединений.

Порядок создания и деятельности общественных объединений регламентирован:

1) Гражданским кодексом РФ;

2) Федеральным законом "О некоммерческих организациях";

3) Федеральным законом "Об общественных объединениях";

4) Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";

5) Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

6) Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

7) Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

Необходимо отметить, что под действие Федерального закона "Об общественных объединениях" подпадают все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2).

В числе возможных форм, в которых могут создаваться общественные объединения ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях", называет:

- общественную организацию;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическую партию.

Для создания общественного объединения необходима инициатива учредителей в числе не менее 3 физических лиц, причем в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18 Федерального закона "Об общественных объединениях").

На съезде (конференции) или общем собрании учредителей принимаются решения:

- о создании общественного объединения;

- об утверждении устава;

- о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

Причем важно учитывать, что именно с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным, то есть осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Вместе с тем права юридического лица приобретаются общественным объединением с момента его государственной регистрации (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. ст. 21, 23 Федерального закона "Об общественных объединениях").

О требованиях, предъявляемых законодательством РФ к учредителям, членам и участникам общественных объединений, см. ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях". Так, в самом общем виде учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Необходимо учитывать, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Условия и порядок приобретения, утраты членства регламентируются уставами общественных объединений. О содержании устава общественного объединения см. ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях".

О требованиях к символике общественных объединений см. ст. 24 Федерального закона "Об общественных объединениях". Символика общественных объединений подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденным Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 97.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрен такой вид общественного объединения, как общественная организация обучающихся, которая создается в целях представления и защиты интересов обучающихся высших учебных заведений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" его действие не распространяется на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.

Закон признает и гарантирует права студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации (п. 4 ст. 50 Закона РФ "Об образовании", подп. 4 п. 2 ст. 16 комментируемого Закона).

Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации одобрены рабочей группой по доработке проекта рекомендаций и нормативных документов по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ (Приказ Минобразования России от 21 июня 2002 г. N 2329) и доведены письмом Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21.

Так, развитие студенческого самоуправления направлено, в частности, на:

1) усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов;

2) контроль и организацию учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе;

3) формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

4) развитие и углубление инициативы студенческих коллективов и др.

В качестве субъектов студенческого самоуправления можно назвать студенческие коллективы (объединения), созданные:

- в группе;

- на факультете (межфакультетские);

- в вузе (межвузовские);

- в муниципальном образовании;

- на уровне субъекта РФ;

- на федеральном уровне.

На уровне учебной группы, факультета (отделения) и образовательного учреждения создаются такие формы, как:

1) профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности;

2) общественная организация (союз студентов учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением);

3) профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления;

4) орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т.д.).

На уровне субъекта РФ могут создаваться такие формы студенческого самоуправления, как:

1) региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций);

2) координационный студенческий орган (совет).

На уровне РФ возможна такая форма, как координационный орган, созданный при Министерстве образования РФ (либо межведомственный совет).

Следует также отметить Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации (письмо Министра образования РФ от 14 июля 2003 г. N 1551-68/15-01-15).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и общественных организаций обучающихся регулируются:

- уставом высшего учебного заведения;

- договором между высшим учебным заведением и общественной организацией обучающихся.

Примерное положение о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования одобрено Советом по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, созданным в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2006 г. N 100, и распространено письмом Минобрнауки РФ от 10 октября 2006 г. N АФ-234/06.

Студенческий совет, являясь одной из форм самоуправления образовательного учреждения (филиала) высшего профессионального образования, представляет собой постоянно действующий представительный и координирующий орган студентов очной и очно-заочной форм обучения и аспирантов вуза, созданный в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.

Студенческий совет действует на основании положения о студенческом совете, принимаемого на конференции студентов и аспирантов вуза, ученом совете вуза и утвержденного ректором вуза (п. 1.2 Примерного положения о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования).

О формах студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования выделим также письмо Рособразования от 19 февраля 2007 г. N 231/12-16 "О студенческом самоуправлении".

Приказом Минобрнауки РФ от 28 апреля 2006 г. N 100 "О Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования" был создан Совет по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также утверждено Положение о Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Совет по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, являясь совещательным органом, был создан в целях развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

В числе важнейших задач Совета можно назвать:

1) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях;

2) разработку стратегических направлений в области развития студенческого самоуправления;

3) совершенствование научно-методического обеспечения развития студенческого самоуправления.

Российский союз молодежи (РСМ) является создателем интернет-проекта "Студенческое самоуправление" <70>, целями которого являются информационное и методическое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления, а также формирование банка данных о существующих и вновь создаваемых органах студенческого самоуправления.

--------------------------------

<70> http://www.studorg.ru/

 

В качестве примеров форм студенческого самоуправления можно привести:

1) Студенческий союз МГУ, являющийся общественной организацией, объединяющей студентов, аспирантов и других учащихся Московского государственного университета <71>;

--------------------------------

<71> http:// www.studunion.msu.ru/ about.html

 

2) Российский профсоюз студентов "Союз молодежи СОЦПРОФ" <72>;

--------------------------------

<72> http://sotsprof.narod.ru/

 

3) Общероссийскую общественную организацию "Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений" (РАПОС) <73>, созданную в декабре 1991 г. и объединяющую 217 коллективных членов и около 1,2 миллиона человек в 67 субъектах РФ в целях координации и объединения усилий членов для защиты и реализации социальных и экономических прав, социальных гарантий и интересов студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях), развития и укрепления студенческого профсоюзного движения;

--------------------------------

<73> http:// www.rapos.ru/ Info/ viewtopic.php?t=36

 

4) Общероссийскую общественную организацию "Российский студенческий спортивный союз" <74>, созданную в целях содействия консолидации усилий всех заинтересованных лиц в развитии массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта среди молодежи, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях, и подготовки студентов-спортсменов к участию в спортивных соревнованиях различного уровня;

--------------------------------

<74> http:// www.studsport.ru/ modules.php?name= Content&pa= showpage&pid=9

 

5) Общероссийскую общественную организацию "Российский союз молодых ученых" <75>, созданную в целях содействия развитию и реализации творческого потенциала, повышения инновационной и общественной активности молодых ученых и специалистов РФ, расширения взаимодействия между молодыми учеными и специалистами для повышения эффективности ведущейся научной и инновационной деятельности и др.

--------------------------------

<75> http:// rosmu.ru/ statics/ attach/ union/ documents/ rosmu_ustav.pdf

 

Международная общественная организация "Евразийская студенческая ассоциация общественных объединений" <76> создана как ассоциация российских общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных объединений в организационно-правовой форме общественной организации.

--------------------------------

<76> http:// www.studunion.msu.ru/ esa_ ustav_ full.html#2

 

На уровне субъектов РФ также принимаются правовые акты, направленные на содействие развитию студенческого самоуправления. В качестве примера можно привести Постановление правительства Москвы от 10 августа 2010 г. N 678-ПП "О мерах по развитию студенческого самоуправления в городе Москве", которым утверждены:

1) Положение о координационном совете при правительстве Москвы органов студенческого самоуправления образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

2) Положение о координационном совете при правительстве Москвы проректоров и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

3) Примерное положение о студенческом совете образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования;

4) Положение о Московском городском конкурсе "Московский студенческий актив";

5) Положение о Московском городском конкурсе "Студент года города Москвы".

3. Одним из видов общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования является объединение работников высших учебных заведений, осуществляющее свою деятельность на основании норм Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Например, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации <77>, являющийся общероссийской, добровольной, общественной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, объединяющей членов профсоюза - работников, связанных общими профессиональными, социальными и трудовыми интересами по роду их деятельности в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления в сфере образования, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки любых организационно-правовых форм и форм собственности, и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования.

--------------------------------

<77> http:// www.ed-union.ru/ page.html?region= 1&sid= &page=57

 

Профессиональный союз работников Российской академии наук <78> является добровольной общероссийской общественной организацией, объединяющей граждан, работающих в учреждениях, на предприятиях и в организациях Российской Академии наук, других академических и научных организациях РФ, для осуществления коллективных действий по защите профессиональных, трудовых и социально-экономических интересов членов союза.

--------------------------------

<78> http:// www.ras.ru/ tradeunion/ generalinfo.aspx

 

Международная общественная организация "Евразийская студенческая ассоциация общественных объединений" <79> создана как ассоциация российских общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных объединений в организационно-правовой форме общественной организации.

--------------------------------

<79> http:// www.studunion.msu.ru/ esa_ustav_full.html#2

 

4. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность создания в системе высшего и послевузовского профессионального образования государственно-общественных объединений, представляющих собой субъектов системы высшего и послевузовского образования, не являющихся юридическими лицами.

Государственно-общественные объединения могут быть созданы в форме:

- учебно-методических объединений высших учебных заведений;

- научно-методических советов и комиссий;

- научно-технических советов и комиссий;

- других советов и комиссий.

Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации утверждено Приказом Минобразования РФ от 17 апреля 2001 г. N 1742.

Учебно-методическое объединение может быть учреждено федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, иным государственным органом управления образованием (п. 1.3 Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 17 апреля 2001 г. N 1742).

В числе задач учебно-методического объединения можно назвать участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов, координацию действий научно-педагогической общественности вузов и др.

Следует также отметить письмо Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. N 14-52-994ин/13 "О деятельности УМО".

Решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российского союза ректоров от 10 ноября 1998 г. N 2803/50-28 утверждено Типовое положение о Совете ректоров высших учебных заведений РФ.

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает создание государственно-общественных объединений также федеральными органами исполнительной власти. Такие государственно-общественные объединения осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Например, Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию создается в целях развития структуры и содержания непрерывного медицинского и фармацевтического образования и действует на основании Положения о координационном совете по медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 августа 2009 г. N 605.

Рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования должны учитываться в соответствии с п. 5 комментируемой статьи в деятельности как органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов городских округов, муниципальных районов, так и ученых советов высших учебных заведений.

 

Глава III. СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.