Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 3 страница



В соответствии с п. 80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), порядок отчисления определяется уставом высшего учебного заведения в соответствии с законодательством РФ.

Так, в соответствии с Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов" <90> (п. 104) студент может быть отчислен из университета:

--------------------------------

<90> http:// finec.ru/ files/ doc/ University/ official_documents/ ustav2002.pdf

 

1) по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учебное заведение или болезнью;

2) в связи с окончанием университета;

3) в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ;

4) по инициативе администрации:

- за невыполнение учебного плана при получении не менее трех неудовлетворительных оценок в рамках экзаменационной сессии;

- как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность;

- как не выполнивший программу производственной практики или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета по практике при условии, если он имеет две неудовлетворительные оценки по курсовым экзаменам;

- за нарушение предусмотренных уставом обязанностей, правил внутреннего распорядка и проживания в общежитии;

- при установлении приговором суда наказания, препятствующего продолжению учебы;

- за нарушение условий договора.

 

Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

 

Комментарий к статье 17

 

1. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, регламентированы помимо комментируемой статьи также положениями ст. ст. 173, 177 гл. 26 Трудового кодекса РФ.

В числе гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, можно назвать:

1) предоставление дополнительных отпусков с сохранением средней заработной платы;

2) предоставление дополнительных отпусков без сохранения заработной платы;

3) установление сокращенного рабочего времени;

4) присоединение к дополнительным отпускам ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) оплату проезда к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно;

6) увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки, если они предусмотрены коллективным договором или трудовым договором (контрактом).

Необходимо отметить, что условия предоставления гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, предусмотренные комментируемым Законом и ТК РФ, имеют отличия. Например, в соответствии с комментируемой статьей дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы могут предоставляться как лицам, получающим высшее образование впервые, так и лицам, получающим второе и последующее высшее образование. Однако, согласно ст. 177 ТК РФ, любые гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотренные гл. 26 ТК РФ, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

При применении данных положений необходимо учитывать нормы ст. 5 ТК РФ, согласно которым нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Причем, в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, подлежит применению ТК РФ. Практика Конституционного Суда РФ говорит об отсутствии нарушения положений Конституции РФ в нормах ст. 177 ТК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 167-О). Причем норма ч. 1 ст. 177 ТК РФ не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанность работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем.

Рассмотрим подробнее условия предоставления вышеуказанных гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой.

Предоставление дополнительных отпусков с сохранением средней заработной платы:

- обучение в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;

- обучение по заочной и очно-заочной (вечерней) формам;

- получение образования соответствующего уровня впервые;

- успешность обучения;

- работникам, как направленным на обучение работодателем, так и поступившим самостоятельно.

 

┌─────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐

│ Цель │Срок │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Сдача зачетов и экзаменов (прохождение │По 40 календарных дней │

│промежуточной аттестации) на 1 и 2 курсах │ │

│соответственно │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Сдача зачетов и экзаменов (прохождение │По 50 календарных дней │

│промежуточной аттестации) на последующих курсах │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ При освоении основных образовательных программ │50 календарных дней │

│высшего профессионального образования в │ │

│сокращенные сроки на 2-м курсе │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Подготовка и защита дипломного проекта (работы) │4 месяца │

│(выпускная квалификационная работа) со сдачей │ │

│государственных экзаменов │ │

├─────────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Сдача итоговых государственных экзаменов │1 месяц │

└─────────────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘

 

Средняя заработная плата на период указанных отпусков начисляется в порядке, установленном для ежегодных отпусков (ст. 139 ТК РФ, Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Необходимо учитывать, что в случаях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме, дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня.

Причем по соглашению работодателя и работника ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться к дополнительным отпускам с сохранением средней заработной платы.

Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057 "Об утверждении формы справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию" утверждена форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию.

Предоставление отпусков без сохранения заработной платы:

- получение образования соответствующего уровня впервые;

- работникам, как направленным на обучение работодателем, так и поступившим самостоятельно.

 

Цель Срок
Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения 15 календарных дней
Слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов 15 календарных дней
Студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой: - для сдачи зачетов и экзаменов (прохождение промежуточной аттестации); - для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) (выпускная квалификационная работа) со сдачей государственных экзаменов; - для сдачи итоговых государственных экзаменов 15 календарных дней в учебном году; 4 месяца; 1 месяц

 

В случаях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме, отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня. Причем по соглашению работодателя и работника ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться к отпускам без сохранения заработной платы.

Установление сокращенного рабочего времени:

1) обучение в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;

2) обучение по заочной и очно-заочной (вечерней) формам;

3) получение образования соответствующего уровня впервые;

4) работникам, как направленным на обучение работодателем, так и поступившим самостоятельно;

5) на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов.

Формы установления сокращенного рабочего времени:

1) по желанию работника:

- рабочая неделя, сокращенная на 7 часов;

- за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда;

2) по соглашению сторон трудового договора:

- путем предоставления работнику 1 свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели;

- за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме, сокращенное рабочее время может устанавливаться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня.

Оплата проезда к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно:

- обучение в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;

- обучение по заочной форме;

- получение образования соответствующего уровня впервые;

- успешность обучения;

- работникам, как направленным на обучение работодателем, так и поступившим самостоятельно;

- 1 раз в учебном году;

- для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

В случаях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме, оплата проезда к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно может производиться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня.

Важно иметь в виду, что все вышеуказанные льготы предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ). Причем в случае внутреннего совместительства отпуск предоставляется по обоим местам работы, но оплачивается только по основному месту работы.

Кроме того, при совмещении учебы с работой одновременно в 2-х высших учебных заведениях гарантии и компенсации могут предоставляться только по одному из этих высших учебных заведений (причем по выбору студента) (п. 7 комментируемой статьи, ст. 177 ТК РФ).

 

Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья разграничивает статус студента высшего учебного заведения и слушателя учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования.

Причем выделяется 3 категории слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования:

1) слушатели высших учебных заведений на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;

2) слушатели высшего учебного заведения (только если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование);

3) слушатели ординатуры или интернатуры медицинских высших учебных заведений.

Во втором случае обучающийся поступил и проходит обучение одновременно в двух высших учебных заведениях путем получения второго высшего профессионального образования. Таким образом, исходя из положений п. 1 комментируемой статьи такой обучающийся является одновременно студентом одного высшего учебного заведения, наделяясь соответствующим предусмотренным Законом статусом, а также слушателем другого высшего учебного заведения, в котором он получает второе высшее образование.

Рекомендации по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) были определены приложением к письму Минобразования РФ от 21 февраля 2000 г. N 14-55-132ин/15.

Подготовительные отделения создаются в соответствии с уставами высших учебных заведений и являются их структурными подразделениями.

В соответствии с п. 2 Рекомендаций по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме, а срок обучения на подготовительном отделении по очной форме обучения, как правило, составляет 8 месяцев, по очно-заочной (вечерней), заочной, как правило, - 10 месяцев.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусматривает, что высшее учебное заведение может иметь интернатуру, ординатуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, подготовительные отделения и курсы и другие структурные подразделения (п. 16).

Положение о клинической ординатуре утверждено Приказом Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. N 23.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 октября 2010 г. N 12-568 "О проекте контрольных цифр приема в аспирантуру, докторантуру, интернатуру, ординатуру на 2011 - 2013 годы" была установлена необходимость для подведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы послевузовского профессионального образования, представить по прилагаемой форме предложения по проекту контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру по отраслям науки и специальностям в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59, в интернатуру и ординатуру по врачебным специальностям на 2011 - 2013 гг. Предложения по проекту контрольных цифр приема по специальностям представляются в соответствии с имеющейся лицензией на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. При разработке вуз ориентируется на потребности и перспективы развития рынка труда и приоритетных отраслей инновационной экономики, складывающиеся демографические тенденции, а также профильность заявляемой специальности для данного вуза.

Клиническая ординатура представляет собой часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в РФ, являющуюся формой непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации. Следует также отметить письмо Минздрава РФ от 23 мая 2000 г. N 2510/5785-26, письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июня 2006 г. N 3361-ВС "О клинической ординатуре".

Срок обучения в клинической ординатуре составляет 2 г. (п. 6 Положения о клинической ординатуре). Однако в зависимости от специальности подготовки данный срок может быть продлен по представлению Ученого совета учреждения Министерством здравоохранения и социального развития РФ до 5 лет.

О порядке приема в клиническую ординатуру см. п. п. 7 - 15 Положения о клинической ординатуре.

Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному обучающимся совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) и утвержденному руководителем кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) не позднее чем через 1 месяц со дня зачисления в ординатуру (п. 33 Положения о клинической ординатуре).

Лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о высшем медицинском образовании по форме, утвержденной приложением к Положению о клинической ординатуре.

По результатам аттестации решением аттестационной комиссии лицам, окончившим обучение в клинической ординатуре, выдается сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность (п. 40 Положения о клинической ординатуре).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 июля 1997 г. N 217 "О совершенствовании послевузовской подготовки медицинских и фармацевтических кадров в интернатуре" не подлежит применению в связи с отсутствием регистрации в Минюсте России (письмо Минздрава РФ от 21 января 2000 г. N 2510/584-32 "Об интернатуре"). Данным правовым актом ранее применявшийся Приказ Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" был признан утратившим силу.

В этой связи Приказ Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" является действующим правовым актом (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июля 2009 г. N 224916/16-1).

Приказ Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" определяет наименование врачебных специальностей, по которым разрешается подготовка в интернатуре, форму плана подготовки в интернатуре, положение об одногодичной специализации (интернатуре). Вместе с тем данный документ должен применяться в части, не вступающей в противоречия с требованиями законодательства РФ.

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, выпускник медицинского (фармацевтического) образовательного учреждения высшего профессионального образования приобретает право на занятие медицинской (фармацевтической) деятельностью при условии получения медицинского (фармацевтического) образования в РФ, наличия диплома и специального звания, а также сертификата специалиста по соответствующей специальности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования после сдачи сертификационного экзамена.

Пунктом 7 ст. 6 комментируемого Закона установлено, что для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского (фармацевтического) образования, условием для занятия в государственной, муниципальной организации соответствующей должности является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Вместе с тем, в соответствии с комментируемой статьей, а также п. 2 ст. 25 Закона РФ "Об образовании", послевузовское профессиональное образование может быть получено в интернатуре образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Таким образом, письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июня 2010 г. N 16-3/10/2-5048 "Об итоговой аттестации врачей-интернов" разъяснено, что в связи с подготовкой приказа Минздравсоцразвития России об исключении должностей врача-интерна, врача-интерна учреждения госсанэпидслужбы, провизора-интерна из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" с 2010/2011 учебного года подготовка интернов на базе лечебно-профилактических учреждений осуществляться не будет.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июня 2010 г. N 16-3/10/2-5048 "Об итоговой аттестации врачей-интернов" указано, что лицам, прошедшим интернатуру на базе лечебно-профилактических учреждений, не могут быть выданы документы об образовании в связи с отсутствием у них лицензии на образовательную деятельность. Однако для урегулирования указанного вопроса предложено подведомственным образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования провести итоговую аттестацию интернов, проходящих подготовку в лечебно-профилактических учреждениях, с выдачей документов о послевузовском медицинском (фармацевтическом) образовании при условии наличия заключенного договора между образовательным учреждением и органом управления здравоохранением субъекта РФ.

Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников утвержден Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 705н.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования приравнен к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения только в части получения образовательных услуг.

То есть на слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования распространяется право пользоваться в высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения и др.

Согласно п. 2 ст. 17 комментируемого Закона слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, предоставляются дополнительные отпуска (15 календарных дней) без сохранения заработной платы по месту работы для сдачи выпускных экзаменов.

В отношении особой категории слушателей подготовительных отделений федеральных государственных высших учебных заведений предусмотрено обеспечение стипендией граждан (п. 3 комментируемой статьи):

1) проходивших в течение не менее 3-х лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами;

2) уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Размер таких стипендий должен устанавливаться в повышенном размере, то есть превышающем на 50% размер, предусмотренный для студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения.

Порядок отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2007 г. N 302.

 

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

 

Комментарий к статье 19

 

1. Помимо студентов и слушателей к субъектам учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования относится также самостоятельная категория субъектов - аспиранты, адъюнкты, докторанты и соискатели. Комментируемая статья посвящена особенностям правового статуса таких субъектов в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Правовое регулирование отношений, связанных с обучением в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, а также самостоятельной подготовкой слушателей, основано на нормах:

1) Закона РФ "Об образовании";

2) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

3) Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";

4) Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования;

5) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277;

6) Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.