Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ



 

Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

 

Комментарий к статье 33

 

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определяются формы участия высших учебных заведений в международном сотрудничестве РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Создание сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности предусмотрено Приказом Минобразования РФ от 6 сентября 1999 г. N 254 "О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности".

Об утверждении научной программы "Создание и развитие международной инфраструктуры с целью представления достижений российских вузов в европейских научных программах" ("Содействие") см. Приказ Госкомвуза РФ от 4 июля 1996 г. N 1169.

Приложением 1 к Приказу Госкомвуза РФ от 4 июля 1996 г. N 1169 определен перечень основных направлений по программе "Содействие", предусматривающий, в частности:

1) разработку и внедрение в регионах России международной инфраструктуры для обеспечения участия российских вузов в европейских научных программах;

2) создание на базе ведущих университетов сети информационно-консультационных центров - "точек контакта" со странами Европейского содружества (ЕС);

3) организацию и проведение международных конференций, симпозиумов, семинаров и др.

Формы участия высших учебных заведений в международном сотрудничестве РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования предусматриваются также уставами соответствующих высших учебных заведений. Например, устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" <106> предусматривает, что университет осуществляет учебно-методическое и научно-техническое сотрудничество на основе межгосударственных соглашений, соглашений Министерства образования РФ, а также по прямым договорам (контрактам), заключенным университетом с зарубежными юридическими лицами, в том числе учебными заведениями, или с иностранными гражданами, предметом которых являются:

--------------------------------

<106> http:// www.spbstu.ru/ about/ statute/ issue5.html

 

1) педагогическая и научно-исследовательская работа за рубежом, обмен учеными и специалистами для чтения лекций и проведения совместных научных исследований;

2) обмен стажерами, студентами, аспирантами, докторантами;

3) выполнение совместных научно-исследовательских работ и образовательных проектов путем заключения соответствующих договоров;

4) участие в международных образовательных, научных программах и фондах;

5) обмен научной, учебной и учебно-методической литературой;

6) проведение международных научно-технических симпозиумов, конференций, семинаров и др.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи реализация форм участия высших учебных заведений в международном сотрудничестве РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется путем:

1) подготовки, переподготовки и повышения квалификации иностранных граждан в РФ;

2) преподавательской и научно-исследовательской работы граждан РФ за пределами территории РФ.

Указанные формы участия высших учебных заведений в международном сотрудничестве осуществляются с соблюдением следующих требований:

1) в пределах установленной Правительством РФ квоты;

2) на основе соответствующих договоров:

- по межгосударственным договорам;

- договорам между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и соответствующими органами управления образованием иностранных государств;

- по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и юридическими лицами.

Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования" предусмотрено, что количество проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (независимо от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ), и российских специалистов, командируемых за счет указанных ассигнований в зарубежные образовательные учреждения для преподавательской работы, не может превышать соответственно 10 тыс. человек и 300 человек в год.

Организация приема иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, а также командирования в зарубежные образовательные учреждения для преподавательской работы российских специалистов за счет ассигнований федерального бюджета осуществляются Министерством образования и науки РФ.

В качестве примера договора, согласно которому производится подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в РФ, можно назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об обучении вьетнамских граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации (Москва, 9 июля 2002 г.).

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области образования (Москва, 21 октября 1994 г.) предусматривает, что стороны по взаимной договоренности могут направлять граждан своего государства в образовательные учреждения другого государства, оплачивая их обучение из своего бюджета (ст. 7). Причем количество направляемых на обучение лиц, порядок их зачисления и финансирования могут определяться дополнительными протоколами.

Соглашение между Министерством образования и науки РФ и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования (Пекин, 9 ноября 2006 г.), в свою очередь, предусматривает, что Стороны ежегодно обмениваются стипендиатами: студентами, аспирантами и научно-педагогическими работниками для обучения, стажировки, повышения квалификации и проведения научной работы в высших учебных заведениях РФ и Китайской Народной Республики в соответствии с запрашиваемыми специальностями в количестве 100 человек в год от государства каждой из сторон (ст. 5).

Особо предусмотрены условия финансирования:

1) китайская сторона:

- ежегодно обеспечивает российским студентам и аспирантам бесплатное обучение, пользование библиотеками и, в соответствии с действующим в Китайской Народной Республике законодательством, предоставляет им стипендию, жилье;

- оплачивает проезд своих учащихся от Пекина до Москвы и обратно;

- осуществляет медицинское страхование участников обменов;

2) российская сторона:

- ежегодно обеспечивает китайским студентам и аспирантам бесплатное обучение, пользование библиотеками и, в соответствии с действующим в РФ законодательством, предоставляет им стипендию и жилье;

- оплачивает проезд своих учащихся от Москвы до Пекина и обратно;

- осуществляет медицинское страхование участников обменов.

Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2009 г. N 841.

Так, образовательное учреждение ежегодно самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема иностранных граждан.

Прием иностранных граждан в образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (п. 4 Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2009 г. N 841):

1) в пределах квоты, установленной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования"), - в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлениям Минобрнауки России;

2) в соответствии с международными договорами РФ и межправительственными соглашениями РФ <107> - в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

--------------------------------

<107> Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения (Москва, 24 ноября 1998 г.), Соглашение о сотрудничестве в области образования государств - участников СНГ (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (г. Тбилиси, 3 февраля 1994 г.).

 

3) на основании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637, - в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

4) в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" - в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Образец бланка свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 817.

На конкурсной основе проводится прием всех иностранных граждан для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, кроме принимаемых в пределах квоты, установленной Правительством РФ, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлениям Минобрнауки России.

Прием иностранных граждан по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами производится в соответствии с лицензией высшего учебного заведения, на условиях, предусмотренных правилами приема вуза.

Необходимо учитывать, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Отметим также Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 129 "О безвозмездной подготовке сотрудников органов внутренних дел (полиции) африканских государств в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации", Приказ Минобразования РФ от 9 июля 1998 г. N 1887 "О введении государственного тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран, поступающих на обучение в высшие учебные заведения Российской Федерации на коммерческой основе".

Статьей 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена процедура оформления приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях обучения в образовательном учреждении, которое выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству образовательного учреждения. Обратим внимание также на письмо Федерального агентства по образованию от 16 июня 2008 г. N 13-55-1076 "О порядке выдачи приглашений иностранным гражданам на въезд в Россию в целях обучения".

Процедуры приема документов от иностранных граждан, поступающих в российские высшие учебные заведения, регламентированы разд. II Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2009 г. N 841.

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2009 г. N 128. О вступительных испытаниях при поступлении иностранных граждан в российские высшие учебные заведения см. разд. III Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2009 г. N 841.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи предусмотрены 3 формы участия высших учебных заведений в международной деятельности РФ.

Так, высшие учебные заведения вправе:

- вступать в международные неправительственные организации;

- заключать договоры о совместной деятельности;

- создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения).

Необходимо отметить, что договоры о совместной деятельности, заключаемые российскими высшими учебными заведениями с иностранными партнерами, не подпадают под сферу действия Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

В настоящее время развитие международного сотрудничества является одним из приоритетных направлений деятельности высших учебных заведений, которое реализуется через участие в многосторонних академических программах, взаимодействие с образовательными и другими структурами международных организаций, создание специализированных структурных подразделений и пр.

Ассоциация академического сотрудничества (Academic Cooperation Association (ACA)) создана в июле 1993 г. в форме международной некоммерческой организации, деятельность которой прежде всего направлена на поддержку организации академического сотрудничества в Европе (штаб-квартира ACA расположена в Брюсселе) <108>. В состав ACA входят 20 ведущих национальных агентств из 14 европейских государств, отвечающих за развитие международного сотрудничества в своих странах.

--------------------------------

<108> http://www.aca-secretariat.be/

 

Российский Совет академической мобильности (РОСАМ) <109> создан в 1997 г. и является добровольным объединением вузов и других российских организаций, работающих в области образования и науки в форме ассоциации. РОСАМ реализует ряд программ в области международного сотрудничества и академической мобильности. В частности, программа "РОСАМ-НАБОР" оказывает содействие российским университетам в наборе на обучение иностранных граждан.

--------------------------------

<109> http:// www.rciabc.vsu.ru/ mnfop/ rosam.htm

 

Ассоциация проректоров по международным связям вузов г. Москвы и Московской области <110> была создана в 1998 г. как общественная организация на основании межвузовских договоров. К основным задачам данной организации относятся оказание помощи высшим учебным заведениям в получении информации по международным образовательным программам и фондам в области подготовки совместных международных проектов, организация взаимодействия между международными службами высших учебных заведений г. Москвы и Московской области и обмен опытом практической работы и др.

--------------------------------

<110> http:// www.rciabc.vsu.ru/ mnfop/ avrirhe.htm

 

Санкт-Петербургская Ассоциация проректоров по международным связям <111>, созданная в 1994 г., объединяет проректоров по международным связям, деканов факультетов по работе с иностранными студентами, руководителей отделов и других подразделений, ответственных за международные отношения в петербургских вузах.

--------------------------------

<111> http:// www.rciabc.vsu.ru/ mnfop/ spavria.htm

 

В РФ также созданы региональные центры международного сотрудничества и академической мобильности.

Так, например, Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности при Омском государственном педагогическом университете (МЦ МС и АМ при ОмГПУ) создан в 1999 г. Приказом Министерства образования РФ и включен в Реестр "Высшая школа. Центры международного сотрудничества и академической мобильности (сеть центров)" в соответствии с приложением к Приказу Минобразования РФ от 6 сентября 1999 г. N 254. Основными задачами МЦ МС и АМ при ОмГПУ являются, в частности: сотрудничество с зарубежными партнерами в области образования и науки; обеспечение коллективного представительства учебных заведений региона на мировом рынке образования и науки; организация обмена учащимися и специалистами и развитие современных форм академической мобильности и др. <112>.

--------------------------------

<112> http:// www.rciabc.vsu.ru/ mnfop/ ospu.htm

 

Центр международного учебно-научно-технологического сотрудничества "Интернаука" (Центр "Интернаука") <113> создан в 1990 г. в форме закрытого акционерного общества на основе учредительного договора вузов и НИИ Ростовской области, а также договора о совместной деятельности по развитию объединения учебных заведений Юга России "Южно-Российский центр академической мобильности" (ЮРЦАМ) от 17 октября 1997 г., подписанного вузами и органами управления образованием и наукой девяти субъектов Федерации юга России. Важнейшими задачами Центра "Интернаука" являются: сотрудничество с зарубежными партнерами в области образования, науки и технологического развития; обеспечение коллективного представительства учебных заведений Юга России на мировом рынке образования и науки; изучение потребностей зарубежных государств, организаций, граждан в образовательных и научных услугах учебных заведений Юга России и др.

--------------------------------

<113> http:// www.rciabc.vsu.ru/ mnfop/ ic.htm

 

4. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрено право высших учебных заведений на осуществление внешнеэкономической деятельности. Указанная деятельность ведется высшим учебным заведением, если:

1) это предусмотрено его уставом;

2) такая деятельность направлена на выполнение задач высшего учебного заведения (п. 2 ст. 8 комментируемого Федерального закона), а также на развитие международных контактов.

Так, например, в соответствии с Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет печати" <114> университет вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, направленной на развитие международных контактов и выполнение задач, определенных Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в рамках которой университет проводит:

--------------------------------

<114> http:// mgup.ru/ article/ 242

 

- патентование и лицензирование ноу-хау;

- выпуск книг, брошюр и других печатных материалов;

- импорт машин, оборудования, работ и услуг для развития собственной базы и производства, а также для реализации другим предприятиям и учреждениям.

Внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения осуществляется прежде всего в сфере обмена услугами в сфере образования, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности и может относиться по своему характеру как к коммерческой, так и к некоммерческой деятельности.

Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях были одобрены Президентом РФ В.В. Путиным 18 октября 2002 г.

Правовые основы внешнеэкономической деятельности высшего учебного заведения заложены:

1) Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

2) Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

3) Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

4) Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" и др.

 

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 34

 

1. Комментируемый Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" был опубликован в Собрании законодательства РФ от 26 августа 1996 г. (N 35, ст. 4135) и вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 29 августа 1996 г. (N 164). Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Исходя из правовой позиции, выраженной, в частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку "Российская газета" является ежедневной газетой и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов, а Собрание законодательства является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, правильнее будет считать первой официальной публикацией публикацию в "Российской газете".

С момента принятия в комментируемый Закон были внесены изменения 48 федеральными законами. Кроме того, ряд норм комментируемого Закона был признан не соответствующим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани", а также Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной").

 

 

 

Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / под ред. Н.Н. Ковалевой // СПС КонсультантПлюс. 2011.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.