Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ



ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

1 - 2. В ч. 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями: отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Часть 2 данной статьи определяет цель комментируемого Закона, обозначая желаемый результат такого регулирования: создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон "Об энергосбережении" вместо таких норм в свой преамбуле определял, что он регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов. Как видно, в ч. 1 комментируемой статьи учтена новелла комментируемого Закона о расширении его предмета регулирования за счет отношений по повышению энергетической эффективности. Понятие энергетической эффективности определено в п. 4 ст. 2 данного Закона как характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В то же время в комментируемый Закон не вошли положения ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об энергосбережении", определяющие, что объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:

эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Видимо, федеральный законодатель посчитал данные положения излишне декларативными.

Предмет регулирования комментируемого Закона непосредственно связан с предметами регулирования иных законодательных актов федерального уровня. Составить представление о круге таких актов позволяют положения гл. 10 комментируемого Закона, которыми вносятся изменения в связи с принятием данного Закона. Это Федеральные законы "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", "О техническом регулировании", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О бухгалтерском учете", Закон РФ "О защите прав потребителей", а также кодифицированные акты - ГсК РФ, ЖК РФ, КоАП РФ, БК РФ, НК РФ.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 2

 

В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Ранее в ст. 1 Федерального закона "Об энергосбережении" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ) содержались определения следующих основных понятий:

энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;

энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;

энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;

вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;

эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;

показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;

непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;

возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;

альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.

Как видно, в комментируемой статье воспроизведены только три первых из указанных понятий, т.е. понятия "энергосбережение", "энергетический ресурс" и "вторичный энергетический ресурс", но несколько с иным содержанием определений.

Термины и понятия в области энергосбережения приведены в приложении А (справочное) к Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51387-99 "Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения" <11> (признан национальным стандартом), принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 485-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта" <12>. Как указано в названном приложении, термины, вводимые данным стандартом, устанавливают единый понятийный аппарат и формализованный технический язык в отношении рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов. Термины и понятия ГОСТ Р 51387-99 использованы в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52104-2003 "Ресурсосбережение. Термины и определения" <13> (признан национальным стандартом), принятом и введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. N 235-ст "О принятии и введении в действие государственных стандартов" <14>.

--------------------------------

<11> М.: ИПК "Издательство стандартов", 2000.

<12> СПС.

<13> М.: ИПК "Издательство стандартов", 2003.

<14> СПС.

 

В приложении А к ГОСТ Р 51387-99 "Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения" приведены следующие термины и понятия (к терминам, отмеченным знаком (*), даются пояснения).

Общие понятия:

1) энергоноситель - вещество в различных агрегатных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) либо иные формы материи (плазма, поле, излучение и т.д.), запасенная энергия которых может быть использована для целей энергоснабжения;

2) природный энергоноситель* - энергоноситель, образовавшийся в результате природных процессов;

3) произведенный энергоноситель* - энергоноситель, полученный как продукт производственного технологического процесса;

4) топливо - вещества, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности для получения тепловой энергии, выделяющейся при его сгорании;

5) топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) - совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности;

6) вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР)* - топливно-энергетические ресурсы, полученные как отходы или побочные продукты (сбросы и выбросы) производственного технологического процесса;

7) первичная энергия - энергия, заключенная в ТЭР;

8) полезная энергия* - энергия, теоретически необходимая (в идеализированных условиях) для осуществления заданных операций, технологических процессов или выполнения работы и оказания услуг;

9) возобновляемые топливно-энергетические ресурсы* - природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов;

10) энергоустановка - комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

Использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение:

11) рациональное использование ТЭР* - использование топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества;

12) экономия ТЭР* - сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ТЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества;

13) непроизводительный расход ТЭР - потребление ТЭР, обусловленное несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, нормативными и методическими документами;

14) энергосбережение* - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;

15) энергосберегающая политика - комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ТЭР;

16) энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

17) топливно-энергетический баланс* - система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом (включая потери и остаток) ТЭР в хозяйстве в целом или на отдельных его участках (отрасль, регион, предприятие, цех, процесс, установка) за выбранный интервал времени;

18) энергетический паспорт промышленного потребителя ТЭР - нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения и могущей содержать энергосберегающие мероприятия;

19) энергетический паспорт гражданского здания - документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов;

20) энергосберегающая технология - новый или усовершенствованный технологический процесс, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования ТЭР;

21) сертификация энергопотребляющей продукции - подтверждение соответствия продукции нормативным, техническим, технологическим, методическим и иным документам в части потребления энергоресурсов топливо- и энергопотребляющим оборудованием.

Показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов:

22) показатель энергетической эффективности - абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса;

23) коэффициент полезного использования энергии - отношение всей полезно используемой в хозяйстве (на установленном участке, энергоустановке и т.п.) энергии к суммарному количеству израсходованной энергии в пересчете ее на первичную;

24) коэффициент полезного действия - величина, характеризующая совершенство процессов превращения, преобразования или передачи энергии, являющаяся отношением полезной энергии к подведенной;

25) потеря энергии* - разность между количеством подведенной (первичной) и потребляемой (полезной) энергии;

26) полная энергоемкость продукции - величина расхода энергии и (или) топлива на изготовление продукции, включая расход на добычу, транспортирование, переработку полезных ископаемых и производство сырья, материалов, деталей с учетом коэффициента использования сырья и материалов;

27) энергоемкость производства продукции* - величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы;

28) показатель экономичности энергопотребления изделия* - количественная характеристика эксплуатационных свойств изделия, отражающих его техническое совершенство, определяемое совершенством конструкции и качеством изготовления, уровнем или степенью потребления им энергии и (или) топлива при использовании этого изделия по прямому функциональному назначению.

В приложении А к ГОСТ Р 51387-99 "Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения" также даны следующие пояснения к терминам:

2) природный энергоноситель. К природным энергоносителям относят, например, воду гидросферы (при использовании энергии рек, морей, океанов); горячую воду и пар геотермальных источников; воздух атмосферы (при использовании энергии ветра); биомассу; органическое топливо (нефть, газ, уголь и т.д.);

3) произведенный энергоноситель. К произведенным энергоносителям относятся, например, сжатый воздух, водяной пар различных параметров котельных установок и других парогенераторов; горячую воду; ацетилен; продукты переработки органического топлива и биомассы и т.п.;

6) вторичные топливно-энергетические ресурсы. Наиболее часто встречаются вторичные ТЭР в виде тепла различных параметров и топлива. Например, к ВЭР в виде тепла относят нагретые отходящие газы технологических агрегатов; газы и жидкости систем охлаждения; отработанный водяной пар; сбросные воды; вентиляционные выбросы, тепло которых может быть полезно использовано. К ВЭР в виде топлива относят, например, твердые отходы, жидкие сбросы и газообразные выбросы нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности, в частности доменный газ, древесную пыль, биошламы, городской мусор и т.п.;

8) полезная энергия. Примеры определения термина: а) в освещении - по световому потоку ламп; б) в силовых процессах: для двигательных процессов - по рабочему моменту на валу двигателя; для процессов прямого воздействия - по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом для заданных условий; в) в электрохимических и электрофизических процессах - по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом - для заданных условий; г) в термических процессах - по теоретическому расходу энергии на нагрев, плавку, испарение материала и проведение эндотермических реакций; д) в отоплении, вентиляции, кондиционировании, горячем водоснабжении, холодоснабжении - по количеству тепла, полученному пользователями; е) в системах преобразования, хранения, транспортирования топливно-энергетических ресурсов - по количеству ресурсов, получаемых из этих систем;

9) возобновляемые топливно-энергетические ресурсы. Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников энергии: солнечного излучения, энергии ветра, рек, морей и океанов, внутреннего тепла Земли, воды, воздуха; энергии естественного движения водных потоков и существующих в природе градиентов температур; энергии от использования всех видов биомассы, получаемой в качестве отходов растениеводства и животноводства, искусственных лесонасаждений и водорослей; энергию от утилизации отходов промышленного производства, твердых бытовых отходов и осадков сточных вод; энергию от прямого сжигания растительной биомассы, термической переработки отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности;

11) рациональное использование ТЭР. Понятие "Рациональное использование ТЭР" является более общим по сравнению с понятием "Экономное расходование ТЭР" и включает: выбор оптимальной структуры энергоносителей, т.е. оптимального количественного соотношения различных используемых видов энергоносителей в установке, на участке, в цехе на предприятии, в регионе, отрасли, хозяйстве - в зависимости от рассматриваемого уровня энергобаланса; комплексное использование топлива, в т.ч. отходов топлива в качестве сырья для промышленности (например, использование золы и шлаков в строительстве); комплексное использование гидроресурсов рек и водоемов; учет возможности использования органического топлива (например, нефти) в качестве ценного сырья для промышленности; комплексное исследование экспортно-импортных возможностей и других структурных оптимизаций;

12) экономия ТЭР. Величину экономии определяют через сравнительное сокращение расхода, а не потребления ТЭР. Понятие "потребление" при переходе от отдельного элемента к установке, техпроцессу, цеху, предприятию теряет определенность и физический смысл, поэтому в принятой терминологической системе использовано слово "расход" (латинский аналог "gasto"), корреспондирующееся с расходной частью топливно-энергетического баланса конкретными энергопотребляющими объектами (изделиями, процессами, работами и услугами). Эталонные значения расхода ТЭР устанавливаются в нормативных, технических, технологических, методических документах и утверждаются уполномоченным органом применительно к проверяемым условиям и результатам деятельности;

14) энергосбережение. Интересы реализации положений Федерального закона "Об энергосбережении" требуют раскрытия его правовых норм специалистам технического профиля с учетом вхождения в международное понятийное "техническое поле" в области энергетики и энергосбережения (см. термины "Рациональное использование ТЭР", "Экономия ТЭР" и "Экономное расходование ТЭР" в данном документе);

17) топливно-энергетический баланс. Термин выражает полное количественное соответствие (равенство) за определенный интервал времени между расходом и приходом энергии и топлива всех видов в энергетическом хозяйстве, включая (где это необходимо) изменение запасов ТЭР. Топливно-энергетический баланс является статической характеристикой динамической системы энергетического хозяйства за определенный интервал времени. Оптимальная структура топливно-энергетического баланса является результатом оптимизационного развития энергетического хозяйства.

Топливно-энергетический баланс может составляться: а) по видам ТЭР (ресурсные балансы); б) по стадиям энергетического потока (добыча, переработка, преобразование, транспортирование, хранение, использование) ТЭР; в) как единый (сводный) топливно-энергетический баланс с учетом перетоков всех видов энергии и ТЭР между стадиями и в целом по народному хозяйству; г) по энергетическим объектам (электростанции, котельные), отдельным предприятиям, цехам, участкам, энергоустановкам, агрегатам и т.д.; д) по назначению (силовые процессы, тепловые, электрохимические, освещение, кондиционирование, средства связи и управления и т.д.); е) по уровню использования (с выделением полезной энергии и потерь); ж) в территориальном разрезе и по отраслям народного хозяйства.

При составлении топливно-энергетического баланса различные виды ТЭР приводят к одному количественному измерению. Процедура приведения к единообразию может производиться: по физическому эквиваленту энергии, заключенной в ТЭР, т.е. в соответствии с первым законом термодинамики; по относительной работоспособности (эксергии), т.е. в соответствии со вторым законом термодинамики; по количеству полезной энергии, которая может быть получена из указанных ТЭР в теоретическом плане для заданных условий;

25) потеря энергии. Потери энергии можно классифицировать следующим образом:

а) по области возникновения: при добыче; при хранении; при транспортировании; при переработке; при преобразовании; при использовании; при утилизации;

б) по физическому признаку и характеру: потери тепла в окружающую среду с уходящими газами, технологической продукцией, технологическими отходами, уносами материалов, химическим и физическим недожогом, охлаждающей водой и т.п.; потери электроэнергии в трансформаторах, дросселях, токопроводах, электродах, линиях электропередач, энергоустановках и т.п.; потери с утечками через неплотности; гидравлические - потери напора при дросселировании, потери на трение при движении жидкости (пара, газа) по трубопроводам с учетом местных сопротивлений последних; механические - потери на трение подвижных частей машин и механизмов;

в) по причинам возникновения: вследствие конструктивных недостатков; в результате неоптимально выбранного технологического режима работы; в результате неправильной эксплуатации агрегатов; в результате брака продукции и т.п.; по другим причинам;

27) энергоемкость производства продукции. Практически при производстве любого вида продукции расходуются ТЭР, и для каждого из видов продукции существует соответствующая энергоемкость технологических процессов их производства. При этом энергоемкость технологических процессов производства одних и тех же видов изделий, выпускаемых различными предприятиями, может быть различна;

28) показатель экономичности энергопотребления изделия. Показатели экономичности энергопотребления индивидуальны для различных видов изделий. Они характеризуют совершенство конструкции данного вида изделия и качество его изготовления.

В определениях понятий "регулируемые виды деятельности", "лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома" и "застройщик", данных соответственно в п. 10, 11 и 12 комментируемой статьи, содержатся отсылки к иным отраслям законодательства, в связи с чем необходимо отметить следующее.

Как определено в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) <15>:

--------------------------------

<15> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6236.

 

естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральным законом "О естественных монополиях" согласно п. 1 его ст. 4 (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ <16>) регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

--------------------------------

<16> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

 

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В ч. 1 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что органами регулирования естественных монополий может применяться такой метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Согласно ч. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ <17>) перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

--------------------------------

<17> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

 

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <18>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ).

--------------------------------

<18> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 36.

 

В соответствии с названным Законом согласно ч. 2 его ст. 1 подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В ч. 2 ст. 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ <19>) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Как установлено там же, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

--------------------------------

<19> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 14.

 

Понятие "застройщик" определено в п. 16 ст. 1 ГсК РФ как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

 

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 3

 

Комментируемая статья определяет состав законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, используя при этом понятие законодательства в его широком смысле, охватывающем как собственно законодательные, так и иные нормативные правовые акты.

Регламентируя данный вопрос, статья 2 Федерального закона "Об энергосбережении" определяла, что законодательство РФ об энергосбережении состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Как видно, комментируемая статья в целом воспроизводит указанное регулирование. Изменения коснулись лишь следующего: прежде всего, изменилось название самой отрасли законодательства, что предопределено расширением предмета регулирования комментируемого Закона (см. ст. 1 Закона и комментарий к ней); не воспроизведено положение, согласно которому иные федеральные законы, образующие законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, должны приниматься в соответствии с комментируемым Законом; к числу актов законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности отнесены муниципальные правовые акты в этой области. Иные изменения носят редакционный характер, более точно учитывая федеративное устройство России.

Обращает на себя внимание то, что в комментируемой статье не закреплены традиционные для федерального законодателя положения, основанные на норме ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с указанной конституционной нормой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же предусмотрено, что в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении" указывалось, что в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные названным Законом, то применяются правила международного договора.

О понятиях общепризнанных принципов и норм международного права разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <20>.

--------------------------------

<20> РГ. N 244. 2003. 2 декабря.

 

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <21>. Согласно положениям названного Закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием "международный договор РФ" охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

--------------------------------

<21> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Разъяснения этих положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <22> и п. 3 названного выше Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.

--------------------------------

<22> РГ. N 247. 1995. 28 декабря.

 

Кстати говоря, в ч. 2 ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ) были определены следующие основные направления международного сотрудничества в области энергосбережения:

взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;

участие России, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;

согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами РФ, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов подтверждения соответствия.

Эти положения в комментируемый Закон не вошли, видимо, постольку, поскольку федеральный законодатель посчитал данные положения излишне декларативными.

В отношении видов правовых актов законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности необходимо отметить следующее.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ.

Как установлено в ст. 76 Конституции РФ: по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч. 1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст. 71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Полномочия органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст. 6 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Иными нормативными правовыми актами РФ, нежели федеральные законы, являются нормативные правовые акты РФ Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В ч. 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <23> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

--------------------------------

<23> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.

 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. N 418) <24>, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

--------------------------------

<24> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; 2006. N 29. Ст. 3251.

 

Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 <25> (в последующем вносились изменения).

--------------------------------

<25> РГ. N 108. 2007. 24 мая.

 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с ч. 2 и 4 ст. 76 Конституции РФ принимаются по предметам совместного ведения России и ее субъектов, а также вне пределов ведения России, совместного ведения России и ее субъектов. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст. 7 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Перечень вопросов, которые регулируются законами субъектов РФ, определен в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <26>. При этом данный перечень определен как открытый - согласно подп. "н" п. 2 ст. 5 названного Закона законом субъекта РФ регулируются и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

--------------------------------

<26> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

 

Иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нежели законы субъектов РФ (не беря во внимание конституции субъектов РФ, уставы субъекта РФ и постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ), - это нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Указанным актам посвящены нормы ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения (п. 1);

акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ (п. 2);

акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения России и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ (п. 3).

Муниципальные правовые акты.

Понятие муниципального правового акта определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <27> - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

--------------------------------

<27> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 7 названного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В ч. 2 указанной статьи установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст. 8 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

В систему муниципальных правовых актов в соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ <28>) входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

--------------------------------

<28> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 21.

 

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 4

 

В комментируемой статье определен перечень принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, т.е. тех исходных начал, которые должны учитываться при определении содержания правовых норм в названной области. Это, в частности, следующие принципы:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Ранее Федеральный закон "Об энергосбережении" называл основные принципы энергосберегающей политики государства. Так, в ст. 4 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ) было определено, что энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:

приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;

осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;

сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.

В приложении Б (справочное) к упоминаемому выше (см. комментарий к ст. 2 Закона) ГОСТ Р 51387-99 "Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения" определено, что стандартизация в области энергосбережения базируется на восьми основных принципах, учитываемых в правовых, организационных и нормативно-методических документах:

1) принцип энергетической системности: все виды энергетических объектов имеют тенденцию к объединению во взаимосвязанные системы, служащие для обеспечения хозяйства страны всеми видами энергии, топлива и способные выступать как единое и сложное целое, результат функционирования которого не равен сумме результатов функционирования отдельных объектов системы.

Принцип охватывает как уровни иерархии (разукрупнения) систем и объектов, включаемых в энергетическое хозяйство, так и уровни управления этими системами и объектами в рамках действующего законодательства (Федеральный закон "Об энергосбережении", другие правовые акты и директивные документы), опираясь на прогнозы, планы, программы (в т.ч. Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" (1998 - 2005 гг.)), стандарты, другие нормативные и методические документы, содержащие конкретные нормативы отечественного (ГОСТ Р), регионального, межгосударственного (ГОСТ) или международного происхождения в обеспечение энергосбережения;

2) принцип стадийной комплексности: все виды энергодобывающих, энергопроизводящих, энергопреобразующих, энергоиспользующих и энергосберегающих процессов базируются на создании и эксплуатации энерготехнологического оборудования, установок, приборов и других объектов, являющихся результатом организованной, регулируемой и установленной в нормативно-методической документации последовательности действий определенного рода, охватываемых стандартами и другими нормативно-методическими, технологическими документами.

Принцип предполагает установление в документации по стадиям жизненного цикла объектов (от маркетинга до ликвидации-утилизации или удаления) гибких, информативных, достоверных, качественных и количественных требований и показателей энергосбережения;

3) принцип рациональности стратегических ограничений на использование топливно-энергетических ресурсов (обозначаются в ГОСТ Р 51387-99 сокращением "ТЭР"): нормативно-методическое обеспечение процессов производства, преобразования, транспортирования, хранения, использования, утилизации ТЭР должно быть направлено на предотвращение исчерпания природных топливно-энергетических ресурсов с учетом их разведанных запасов, рационализации способов добычи, вовлечения вторичных энергоресурсов, а также с опорой на тенденции развития технологий по обеспечению заданных уровней качества продукции, процессов, работ и услуг в рамках обязательных стратегических ограничений при воздействии дополнительных регуляторов эффективности деятельности по энергообеспечению и энергосбережению.

Принцип является центральным среди других, предполагая охват нормативно-методическим обеспечением четырех обязательных (для реализации и гармонизации деятельности) групп аспектных стратегий: ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных; четырех видов дополнительных факторов-регуляторов: энерготранспортных, финансово-экономических (товарных), нормативно-метрологических, информационно-управляющих (в т.ч. ориентирующих);

4) принцип функциональной взаимосвязанности: стандартизация требований энергосбережения неотделима от общих проблем нормативно-методического обеспечения ресурсопотребления и ресурсосбережения, а также от упорядочения (путем стандартизации) усложняющихся энергообъектов, обоснованной регламентации технологических процессов и технических средств энергообеспечения, установления требований энергопаспортизации и энергосбережения, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости технических средств, методик контроля, измерений, испытаний, достижения позитивной коммуникативности (взаимопонимания) на уровне субъектов деятельности, экологичности и безопасности (для здоровья и жизни людей) процессов и средств, от необходимости гармонизации отечественных нормативно-методических документов любого уровня с современными международными и региональными требованиями.

Принцип активно проявляется при проектировании (разработке) программ, нормативных и методических документов;

5) принцип неразрывности деятельности: прогнозирование, планирование, реализация, регулирование и оценка (надзор, контроль) результатов нормативно-методического обеспечения требований энергопотребления и энергосбережения должны осуществляться постоянно (в непрерывном или дискретном режимах, обусловленных спецификой функционирования энергоисточников, энергопередатчиков и энергопользователей-потребителей) на стадиях жизненного цикла энергообъектов.

Принцип положен в основу при формировании структуры комплекса документов "Энергосбережение" и может быть использован при стандартизации на региональных, локальных уровнях деятельности;

6) принцип рыночной конъюнктурности: ценовая политика, кредитные и страховые преимущества, налоговые льготы и санкции, другие формы, уровни стимулирования и поддержки энергосберегающих мероприятий должны отражать в совокупности динамичную структуру информационных потоков о запасах ТЭР, возможностях повторного (вторичного) их использования, возможностях получения энергообеспечивающих и энергосберегающих объектов, технологий, нормативно-методических, иных документов из других регионов и стран, о приоритетах развития техники и технологиях энергосбережения, об экологических ограничениях и требованиях безопасности.

Принцип ориентирует на учет при стандартизации стратегических (целеполагающих (таргетинговых), продуктопродвигающих (маркетинговых)) и директивных решений различных уровней, прямо и косвенно стимулирующих процессы энергосбережения в рыночных условиях хозяйствования;

7) принцип обязательности требований: обязательными при нормативно-методическом обеспечении являются стратегические ограничения и положительная динамика уровней, требований, показателей энергосбережения, закладываемых в конструкторско-технологические решения и проявляемых в процессах использования потребляющих ТЭР энергообъектов.

Принцип устанавливает тенденцию развития хозяйства в сторону энергосбережения с учетом того, что статус конкретных показателей энергосбережения определяют в соответствии с действующим техническим законодательством, нормативно-методическими документами, учитываемыми при заключении договоров на поставку, контрактов между производителями (поставщиками) и потребителями ТЭР и энергосберегающего оборудования в условиях действующих рыночных отношений;

8) принцип паритетности: требования и показатели в нормативно-методических документах по энергосбережению не должны предоставлять односторонних преимуществ отдельным субъектам деятельности и объектам федерального, регионального, локального значения независимо от форм собственности, если они связаны внутри страны, региона единой системой добычи, переработки, транспортирования, хранения, производства, распределения, использования, утилизации ТЭР.

Принцип устанавливает порядок, в соответствии с которым требования и показатели энергосбережения, устанавливаемые в нормативно-методических документах ведомствами, организациями и другими, должны соответствовать основополагающим государственным стандартам комплекса "Энергосбережение".

 

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 5

 

1. Комментируемая статья определяет сферу действия комментируемого Закона. Ранее в рамках подобной регламентации в ст. 3 Федерального закона "Об энергосбережении" была определена область применения названного Закона. Однако в ч. 1 указанной статьи лишь предусматривалось, что данный Закон действует на всей территории РФ, а в ч. 2 статьи был определен перечень целей регулирования этого Закона (об этом перечне говорилось в комментарии к ст. 1 Закона). Соответственно, упомянутые положения Федерального закона "Об энергосбережении" не вошли в комментируемый Закон, поскольку носили слишком общий характер.

Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, действие комментируемого Закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. При этом следует иметь в виду определение понятия "энергетический ресурс", данное в п. 1 ст. 2 комментируемого Закона: согласно этому определению под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

2. Часть 2 комментируемой статьи распространяет действие положений комментируемого Закона, установленных в отношении энергетических ресурсов, в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

О понятии централизованного водоснабжения говорилось в ст. 135 "Централизованное и нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения" Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ <29>: при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование; при нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом. Однако в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <30> такие понятия не используются.

--------------------------------

<29> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.

<30> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381

 

В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 <31>, используется понятие "централизованная система коммунального водоснабжения", определенное как комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

--------------------------------

<31> СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

 

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи положения комментируемого Закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности. Иначе говоря, к осуществляемым такими организациями иным видам деятельности, нежели регулируемые, положения данного Закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не применяются.

Понятие "регулируемые виды деятельности" определено в п. 10 ст. 2 комментируемого Закона как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) (см. комментарий к указанной статье). Как видно, данное понятие для целей применения норм комментируемого Закона имеет свое специфическое определение.

4. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрены изъятия из сферы действия комментируемого Закона в части регулирования отношений в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов: к названным отношениям комментируемый Закон применяется с учетом положений законодательства РФ в области обороны, законодательства РФ в области использования атомной энергии.

Законодательство РФ в области обороны согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <32> основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, названный Закон и законы РФ в области обороны. В соответствии с п. 2 указанной статьи законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Федеральный закон "Об обороне", как указано в его преамбуле, определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

--------------------------------

<32> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <33> отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, регулируются названным Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ. В ч. 2 указанной статьи установлено, что деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, осуществляется на основании иных федеральных законов и не находится в сфере действия названного Закона. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" согласно его преамбуле определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

--------------------------------

<33> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.