Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ



 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 6

 

В комментируемой статье определен перечень полномочий органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а в двух следующих статьях - перечни полномочий в названной области соответственно органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Тем самым осуществлено разграничение полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что является одной из новелл комментируемого Закона.

Как установлено в ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды России.

Осуществление Федеральным Собранием РФ как законодательным органом государственной власти России полномочий, перечисленных в комментируемой статье, заключается в осуществлении законодательного регулирования по данным вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти по предметам ведения России и совместного ведения России и ее субъектов. Такое регулирование и осуществлено путем принятия комментируемого Закона.

Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ: является главой государства (ч. 1); является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2); в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3); как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ч. 4).

На основании нормы ч. 1 ст. 110 Конституции РФ в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство РФ является органом государственной власти России, осуществляет исполнительную власть России, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. В соответствии со ст. 13 названного Закона, основанной на положениях ст. 114 Конституции РФ, в общие полномочия Правительства РФ наряду с прочим входит организация реализации внутренней и внешней политики России.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики закреплены в ст. 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ). В ней, в частности, наряду с прочим установлено, что Правительство РФ: осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие России, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <34> (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Согласно п. 2 названного Указа функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <35> (в ред. последующих изменений).

--------------------------------

<34> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

<35> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

 

Ранее в ст. 9 Федерального закона "Об энергосбережении" устанавливалось, что: разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 1); государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 2).

В первоначальной редакции п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" <36>, было прямо определено, что Ростехнадзор наряду с прочим является органом государственного энергетического надзора.

--------------------------------

<36> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

 

Однако это положение исключено с принятием Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" <37>, которым также утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно п. 1 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052 <38>) Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу РФ) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

--------------------------------

<37> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.

<38> СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 378.

 

Ростехнадзор в соответствии с действующей редакцией п. 1 названного выше Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В отношении названных в комментируемой статье полномочий органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо отметить следующее.

Формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 1).

Соответственно в п. 1 ст. 7 комментируемого Закона указано на такое полномочие органов государственной власти субъектов РФ, как проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ. Постольку поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в ст. 8 данного Закона о полномочиях органов местного самоуправления по проведению государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не говорится. Направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст. 9 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 2).

Вслед за данным положением в п. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесены разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а в п. 1 ст. 8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регламентирована в ст. 14 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям (п. 3).

Аналогично вышесказанному следует отметить, что вслед за рассматриваемым положением в п. 6 ст. 7 комментируемого Закона среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ названа координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта РФ, а в п. 4 ст. 8 данного Закона среди полномочий органов местного самоуправления названа координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, а также организациями с участием государства или муниципального образования регулируется ст. 24 и 25 комментируемого Закона соответственно (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации (п. 4).

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона, виды товаров, на которые распространяется указанное требование, устанавливаются Правительством РФ, категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В ч. 5 этой же статьи установлено, что включение информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесение этой информации на его этикетку осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. ст. 10 Закона и комментарий к ней).

Установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов (п. 5).

Согласно ч. 4 ст. 10 комментируемого Закона определение класса энергетической эффективности товара осуществляется в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ. В ч. 1 ст. 12 данного Закона предусмотрено, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ (см. ст. 10 и 12 Закона, а также комментарии к ним).

Определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (п. 6).

В ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено, что здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 данной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Там же указано, что Правительство РФ вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (см. ст. 11 Закона и комментарий к ней).

Установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 7).

Установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с п. 4 ст. 7 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ч. 4 ст. 12 данного Закона в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (п. 8).

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона, требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Там же указано, что Правительство РФ вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил (см. ст. 26 Закона и комментарий к ней).

Установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 9).

Согласно ст. 28 комментируемого Закона государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования (п. 10).

В ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона предусмотрено, что создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 11).

Как указано в ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с данной статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством РФ требованиям к ним. Там же предусмотрено, что утвержденные Правительством РФ требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий (см. ст. 14 Закона и комментарий к ней).

Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти (п. 12).

Соответственно, в п. 3 ст. 7 комментируемого Закона предусмотрено такое полномочие органов государственной власти субъектов РФ, как установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ, а в п. 2 ст. 8 данного Закона предусмотрено такое полномочие органов местного самоуправления, как установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления. Соответствующие полномочия продублированы в ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление (п. 13).

Направлениям и формам государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности посвящена статья 27 комментируемого Закона. Наряду с прочим в ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что Россия вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Как указано там же, средства федерального бюджета, предусмотренные указанным федеральным законом, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. 27 Закона и комментарий к ней).

Осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 14).

Соответственно, в п. 7 ст. 7 комментируемого Закона указано на такое полномочие органов государственной власти субъектов РФ, как осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ. Постольку поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в ст. 8 данного Закона о полномочиях органов местного самоуправления по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не говорится. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности регламентирован статьей 28 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных комментируемым Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ к полномочиям органов государственной власти РФ (п. 15).

Перечень полномочий органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в комментируемой статье определен как открытый. Аналогично в ст. 7 комментируемого Закона определен открытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в названной области. В то же время в ст. 8 данного Закона перечень полномочий органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определен как исчерпывающий. Следует подчеркнуть, что в п. 15 комментируемой статьи говорится отнесении к полномочиям органов государственной власти РФ в области иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 7

 

Статья 5 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя устанавливает, что Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ч. 1) и что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3). Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ч. 3 указанной статьи установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется данной Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Там же предусмотрено, что конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Осуществление законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ полномочий, перечисленных в комментируемой статье, с учетом положения подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заключается в осуществлении законодательного регулирования по данным вопросам, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов.

В отношении системы органов исполнительной власти субъекта РФ в ст. 17 названного Закона (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ <39>):

--------------------------------

<39> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950.

 

в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 1);

в соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России (ч. 3);

структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ч. 4).

В отношении названных в комментируемой статье полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо отметить следующее.

Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1).

Данное полномочие органов государственной власти субъектов РФ предусмотрено вслед за тем, как в соответствии с п. 1 ст. 6 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти РФ отнесены формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Постольку поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в ст. 8 данного Закона о полномочиях органов местного самоуправления по проведению государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не говорится. Направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены в ст. 9 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 2).

Рассматриваемое полномочие органов государственной власти субъектов РФ закреплено вслед за п. 2 ст. 6 комментируемого Закона, которым к полномочиям органов государственной власти РФ отнесены разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Соответственно, в п. 1 ст. 8 данного Закона среди полномочий органов местного самоуправления указаны разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Разработка региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регламентирована в ст. 14 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3).

Аналогично вышесказанному следует отметить, что данное полномочие органов государственной власти субъектов РФ предусмотрено вслед за таким указанным в п. 12 ст. 6 комментируемого Закона полномочием органов государственной власти РФ, как установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти. Соответственно, согласно п. 2 ст. 8 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления. Соответствующие полномочия продублированы в ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4).

Установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с п. 7 ст. 6 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регламентировано положениями ч. 4 ст. 12 данного Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта РФ мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 5).

Соответственно, согласно п. 3 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов местного самоуправления относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Среди же полномочий органов государственной власти РФ в п. 10 ст. 6 данного Закона предусмотрено установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования. Информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности посвящена статья 22 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта РФ (п. 6).

Данное полномочие органов государственной власти субъектов РФ предусмотрено вслед за тем, как пунктом 3 ст. 6 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти РФ отнесена координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям. Соответственно, в п. 4 ст. 8 данного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, а также организациями с участием государства или муниципального образования регулируется ст. 24 и 25 комментируемого Закона соответственно (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ (п. 7).

Рассматриваемое полномочие органов государственной власти субъектов РФ закреплено вслед за п. 14 ст. 6 комментируемого Закона, которым к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Постольку поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в ст. 8 данного Закона о полномочиях органов местного самоуправления по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не говорится. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности регламентирован статьей 28 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных комментируемым Законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 8).

Как видно, перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в комментируемой статье определен как открытый, аналогично тому, как в ст. 6 комментируемого Закона определен открытый перечень полномочий органов государственной власти РФ в названной области. В то же время в ст. 8 данного Закона перечень полномочий органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определен как исчерпывающий. Следует подчеркнуть, что в п. 8 комментируемой статьи говорится об отнесении к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности только законодательными актами федерального уровня.

Соответственно положениям комментируемой статьи статья 35 комментируемого Закона вносит дополнения в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ <40>), определяющий перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

--------------------------------

<40> СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2709.

 

Согласно этим дополнениям (новые подпункты 65 и 66) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение таких вопросов, как:

утверждение и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов РФ, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. 65 п. 2 ст. 26.3);

осуществление регионального государственного контроля за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (подп. 66 п. 2 ст. 26.3).

В указанной ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наряду с прочим предусмотрено следующее:

по вопросам, указанным в п. 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в т.ч. региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п. 3.1 в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ);

по вопросам, указанным в п. 2 данной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ. Перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в п. 2 данной статьи или в порядке, предусмотренном п. 5 данной статьи (п. 4);

до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ, могут устанавливаться не указанные в п. 2 данной статьи полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (п. 5).

 

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 8

 

В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Как указал КС России в Определении от 2 ноября 2006 г. N 540-О <41>, из данного конституционного положения и из положений ч. 1 ст. 130, ч. 1 и 2 ст. 132 Конституции РФ следует, что, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне; при этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований - России и субъектов РФ.

--------------------------------

<41> ВКС РФ. 2007. N 2.

 

Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Там же определено, что муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. В указанной норме (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ <42>) также определено, что:

--------------------------------

<42> СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 12.

 

сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления;

городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных названным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления;

внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ <43>) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В ч. 2 указанной статьи установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом. Как указано там же (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ), уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

--------------------------------

<43> СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. 1. Ст. 3104.

 

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Там же предусмотрено, что наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

В отношении названных в комментируемой статье полномочий органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо отметить следующее.

Разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 1).

Данное полномочие органов местного самоуправления закреплено вслед за тем, как в п. 2 ст. 6 комментируемого Закона закреплено полномочие органов государственной власти РФ по разработке и реализации федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а в п. 2 ст. 7 данного Закона - полномочие органов государственной власти субъектов РФ по разработке и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Разработка муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регламентирована в ст. 14 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления (п. 2).

Аналогично вышесказанному следует отметить, что рассматриваемое полномочие органов местного самоуправления предусмотрено вслед за такими указанными в п. 12 ст. 6 и п. 3 ст. 7 комментируемого Закона полномочиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, как установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. Соответствующие полномочия продублированы в ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 3).

Данное полномочие органов местного самоуправления аналогично закрепленному в п. 5 ст. 7 комментируемого Закона полномочию органов государственной власти субъектов РФ по информационному обеспечению на территории соответствующего субъекта РФ мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Среди же полномочий органов государственной власти РФ в п. 10 ст. 6 данного Закона предусмотрено установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования. Информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности посвящена статья 22 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (п. 4).

Рассматриваемое полномочие органов местного самоуправления установлено вслед за тем, как: в п. 3 ст. 6 комментируемого Закона в качестве полномочия органов государственной власти РФ предусмотрена координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; в п. 6 ст. 7 данного Закона в качестве полномочия органов государственной власти субъектов РФ предусмотрена координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта РФ. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, а также организациями с участием государства или муниципального образования регулируется ст. 24 и 25 комментируемого Закона соответственно (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Соответственно положениям комментируемой статьи статья 40 комментируемого Закона дополняет часть 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющую полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, пунктом 8.2, предусматривающим, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают такими полномочиями, как утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 3 указанной ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Как предусмотрено там же, подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.