Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ



 

Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 9

 

Комментируемая статья определяет направления осуществления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ранее соответствующая регламентация содержалась в ст. 8 Федерального закона "Об энергосбережении", имевшей название "Основные принципы управления в области энергосбережения". В указанной статье (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ), в частности, предусматривалось, что энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:

стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;

организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;

осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

проведения энергетических обследований организаций;

проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;

реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.

В соответствии же с комментируемой статьей государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов.

Как установлено в ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, производимые на территории России, импортируемые в Россию для оборота на территории России товары (в т.ч. из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках (см. указанную статью и комментарий к ней);

2) запретов или ограничений производства и оборота в России товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей.

Согласно ч. 8 ст. 10 комментируемого Закона с 1 января 2011 г. к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения; с 1 января 2011 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения; в целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 г. - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения (см. указанную статью и комментарий к ней);

3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применению приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы посвящена статья 13 комментируемого Закона, в ч. 1 которой установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (см. указанную статью и комментарий к ней);

4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Согласно ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 этой статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. В данной статье также определены требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (см. указанную статью и комментарий к ней);

5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования.

Проведение обязательного энергетического обследования регламентировано нормами ст. 16 комментируемого Закона, в ч. 1 которой определен перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным (см. указанную статью и комментарий к ней);

6) требований к энергетическому паспорту.

Перечень информации, которую должен содержать энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, определен в ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона. Сбор и анализ данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований, регламентированы в ст. 17 данного Закона (см. указанные статьи и комментарии к ним);

7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Установление таких обязанностей регламентировано нормами ст. 12 комментируемого Закона, согласно ч. 4 которой в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома (см. указанную статью и комментарий к ней);

8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.

Обеспечению энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд посвящены нормы ст. 26 комментируемого Закона, в ч. 1 которой установлено, что государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг (см. указанную статью и комментарий к ней);

9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с данной статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством РФ требованиям к ним (см. указанную статью и комментарий к ней);

10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Обязанность организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности закреплена в ч. 1 ст. 25 комментируемого Закона. В этой статье и установлены требования к таким программам (см. указанную статью и комментарий к ней);

11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Функционированию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности посвящена статья 23 комментируемого Закона, в ч. 1 которой определены цели создания и функционирования названной государственной информационной системы (см. указанную статью и комментарий к ней);

12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень способов, посредством которых должно осуществляться информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определен в ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней);

13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Информация, регулярное распространение которой обязаны обеспечить органы государственной власти, органы местного самоуправления, предусмотрена в ч. 2 ст. 22 комментируемого Закона. В ч. 4 этой статьи предусмотрено, что образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. указанную статью и комментарий к ней);

14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом.

Данное направление осуществления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности логично дополняет изложенные выше такие направления. Уместно отметить, что значительное число норм комментируемого Закона делегирует полномочия по их детализации, в т.ч. по определению порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Законом, Правительству РФ и иным федеральным органам исполнительной власти (см. ст. 50 Закона и комментарий к ней);

15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с комментируемым Законом.

Как видно, перечень направлений осуществления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определен в комментируемой статье как открытый. При этом пункт 15 данной статьи отсылает к комментируемому Закону, хотя более предпочтительной представляется отсылка в целом к законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (о составе законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности см. ст. 3 Закона и комментарий к ней).

 

Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров

 

Комментарий к статье 10

 

1 - 7. Комментируемую статью, посвященную обеспечению энергетической эффективности при обороте товаров, открывают нормы о необходимости указания класса энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Ранее в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об энергосбережении" предусматривалось лишь то, что в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством РФ. Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 486-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта" <44> был принят и введен в действие Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 "Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования" <45> (признан национальным стандартом). Целью данного Стандарта является установление общих требований и правил предоставления информации об энергозатратах при эксплуатации определенных типов изделий: бытовых электрических приборов и устройств, в т.ч. светотехнического оборудования; газового оборудования бытового и коммунального назначения; теплоизоляционных изделий и материалов; автотранспортных средств индивидуального пользования.

--------------------------------

<44> СПС.

<45> М.: ИПК "Издательство стандартов", 2000.

 

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требование, согласно которому производимые на территории России, импортируемые в Россию для оборота на территории России товары (в т.ч. из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

В соответствии с данной нормой указанное требование распространяется на товары из числа:

1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 г.;

2) компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 г.;

3) иных товаров с даты, установленной Правительством РФ.

Как предусмотрено в ч. 2 комментируемой статьи, виды товаров, на которые распространяется требование ч. 1 данной статьи, и их характеристики устанавливаются Правительством РФ, категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу прямого предписания, данного в п. 1 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующие нормативные правовые акты должны быть разработаны и приняты Правительством РФ и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 января 2010 г.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи исключения из категорий товаров, на которые распространяется требование ч. 1 данной статьи, в т.ч. товары, использующие энергетические ресурсы в малом объеме, товары, имеющие ограниченную сферу применения, а также малораспространенные товары, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

Согласно ч. 4 комментируемой статьи определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ. В силу прямого предписания, данного в п. 1 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующие нормативные правовые акты должны быть разработаны и приняты Правительством РФ и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 января 2010 г.

В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что включение информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесение этой информации на его этикетку осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

Часть 6 комментируемой статьи закрепляет обязанность производителей, импортеров указывать информацию о классе энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках. Как установлено, эта обязанность подлежит исполнению с даты, определенной в соответствии с ч. 1 данной статьи, т.е. в отношении:

бытовых энергопотребляющих устройств - с 1 января 2011 г.;

компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники - с 1 января 2012 г.;

иных товаров - с даты, установленной Правительством РФ.

В ч. 7 комментируемой статьи предусмотрено право уполномоченного федерального органа исполнительной власти установить перечень иной информации об энергетической эффективности товаров, которая должна включаться в техническую документацию, прилагаемую к товарам, правила ее включения, а также дату, начиная с которой эта информация подлежит включению в техническую документацию.

В ч. 1 и 2 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней):

выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации (ч. 1);

реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным (ч. 2).

8. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи с 1 января 2011 г.:

к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Часть 8 комментируемой статьи также предусматривает, что в целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 г. - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Согласно заключительному положению ч. 6 ст. 48 комментируемого Закона требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, должны быть установлены Правительством РФ до 1 марта 2010 г. Как установлено там же, с 1 июля 2010 г. к обороту на территории РФ не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие указанным требованиям.

9. Как предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи, Правительством РФ должны быть утверждены:

правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

государственная программа в целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, которая подлежит реализации с 1 января 2011 г.

Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующие нормативные правовые акты должны быть разработаны и приняты Правительством РФ до 1 мая 2010 г.

 

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

 

Комментарий к статье 11

 

1 - 4. Комментируемая статья содержит новеллы, направленные на обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Часть 1 данной статьи закрепляет, что здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 этой статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности. Соответственно, статьей 42 комментируемого Закона в ГсК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, в обязательном порядке подлежит включению перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (см. указанную статью и комментарий к ней).

Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. При этом указано, что Правительство РФ вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят Правительством РФ до 1 мая 2010 г.

В ч. 2 и 3 комментируемой статьи установлены требования к содержанию требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Так, согласно ч. 2 данной статьи требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. Как предусмотрено при этом, срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

5. В ч. 5 комментируемой статьи перечислены здания, строения, сооружения, на которые требования энергетической эффективности не распространяются:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <46>, что и закреплено в его преамбуле;

--------------------------------

<46> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

 

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем 50 квадратных метров;

7) иные определенные Правительством РФ здания, строения, сооружения.

Согласно заключительному положению ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с данным Законом, не применяются также к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В ч. 3 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

7. В ч. 7 комментируемой статьи закреплена обязанность застройщиков обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом следует иметь в виду, что понятие "застройщик" определено в п. 12 ст. 2 комментируемого Закона - это лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (см. комментарий к указанной статье).

8. Как установлено в ч. 8 комментируемой статьи, проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. При этом предусмотрено, что в иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

В ч. 1 ст. 54 ГсК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ) предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 54 ГсК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ <47>) предметом государственного строительного надзора является проверка:

--------------------------------

<47> СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. 1. Ст. 3604.

 

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований ч. 2 и 3 ст. 52 данного Кодекса.

Статьей 54 ГсК РФ (в ред. Федерального закона от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ <48>) в отношении также предусмотрено следующее:

--------------------------------

<48> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2260.

 

государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 данного Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие данного Кодекса (ч. 3);

государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента РФ. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента РФ и (или) нормативным правовым актом Правительства РФ (ч. 3.1);

государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в ч. 3 данной статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ч. 4);

должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора (ч. 5);

по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 6);

не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного данным Кодексом, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий (ч. 7);

порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством РФ (ч. 8).

На основании последней из изложенных норм Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации <49> (в последующем вносились изменения).

--------------------------------

<49> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

 

9. В ч. 9 комментируемой статьи закреплена обязанность собственников зданий, строений, сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с комментируемым Законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В ч. 7 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

10. Часть 10 комментируемой статьи определяет последствия выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований: в указанном случае собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.

При этом определено, что такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период, в течение которого согласно требованиям энергетической эффективности их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здания, строения, сооружения. Согласно ч. 3 комментируемой статьи срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

В положениях ч. 10 комментируемой статьи видны аналогии с положениями ст. 723 части второй ГК РФ об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы. Так, в п. 1 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (ст. 397).

 

Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

 

Комментарий к статье 12

 

1. В комментируемой статье содержатся новеллы, имеющие целью обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Понятие "жилищный фонд" определено в ч. 1 ст. 19 ЖК РФ как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Согласно ч. 3 указанной статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Как определено в ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <50>, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

--------------------------------

<50> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

 

Предваряя рассмотрение норм комментируемой статьи, следует отметить, что в ч. 4 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору: класс энергетической эффективности такого дома определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующие нормативные правовые акты должны быть разработаны и приняты Правительством РФ и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

Часть 1 комментируемой статьи также предусматривает, что класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлены обязанности:

застройщика - разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности;

собственников помещений в многоквартирном доме - обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя.

При этом предусмотрено, что требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что при осуществлении государственного контроля за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.

В соответствии с данной нормой копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

4. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Как предусмотрено в данной норме, в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Такое же положение включено комментируемым Законом в ст. 39 ЖК РФ (см. ст. 41 Закона и комментарий к ней). Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят Правительством РФ до 1 мая 2010 г.

Согласно ч. 4 комментируемой статьи лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Понятие лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, определено в п. 11 ст. 2 комментируемого Закона - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В ч. 4 комментируемой статьи также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. При этом предусмотрено, что в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обязанность организации, осуществляющей снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора. Как определено в п. 1 ст. 426 части первой ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.); коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. Как определено в данной норме, указанные действия подлежат осуществлению регулярно, не реже чем один раз в год.

В данном перечне мероприятий согласно ч. 5 комментируемой статьи должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в т.ч. на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. В ч. 6 комментируемой статьи определено, что перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации.

При этом предусмотрено, что примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает обязанность лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Как определено в данной норме, указанные действия подлежат осуществлению регулярно, не реже чем один раз в год.

В ч. 5 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

8. В ч. 8 комментируемой статьи закреплены положения, направленные на обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде в отношении тепловой энергии:

в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил;

в случае если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством РФ действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии;

лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями данной части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

9. Часть 9 комментируемой статьи обязывает органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В данной норме определено, что такое информирование должно осуществляться регулярно (не реже чем один раз в год), путем размещения информации в средствах массовой информации.

10 - 11. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти должен быть утвержден перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

В ч. 11 комментируемой статьи предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

Как определено в ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ <51>), имущество общего пользования - это имущество (в т.ч. земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и т.п.).

--------------------------------

<51> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.

 

Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

 

Комментарий к статье 13

 

1. Комментируемая статья содержит нормы, направленные на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Ранее в Федеральном законе "Об энергосбережении" содержалась статья 11 "Учет энергетических ресурсов", которой устанавливалось следующее:

весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 1);

учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений (ч. 2).

В рамках исполнения указанного предписания Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации <52>. Наряду с этим существует целый ряд соответствующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В частности, Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94 <53>, утв. Минтопэнерго России 2 сентября 1994 г., Правила учета электрической энергии <54>, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г. и Минстроем России 26 сентября 1996 г., Правила учета тепловой энергии и теплоносителя <55>, утв. Минтопэнерго России 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, Правила учета газа <56>, утв. Минтопэнерго России 14 октября 1996 г.

--------------------------------

<52> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1870.

<53> М.: СПО ОРГРЭС, 1995.

<54> РВ. 1996. 14 ноября. N 215.

<55> РВ. 1995. 26 октября. N 204; 2 ноября. N 209.

<56> РВ. 1996. 5 декабря. N 230.

 

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет требование обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Как предусмотрено при этом, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом также предусмотрено, что в случае если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены комментируемым Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, то исполнение требований комментируемой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам.

Требования комментируемой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов в силу непосредственного указания в ч. 1 данной статьи не распространяются:

на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.;

на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);

на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Наряду с прочим в ч. 1 комментируемой статьи указано, что требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством РФ. Речь идет, прежде всего, о законодательстве о техническом регулировании и законодательстве об обеспечении единства измерений. Системообразующими актами названных отраслей законодательства являются Федеральные законы от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <57> и от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" <58>.

--------------------------------

<57> СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140.

<58> СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3021.

 

Федеральный закон "О техническом регулировании" согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ <59>) регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. Там же установлено, что названный Закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

--------------------------------

<59> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2293.

 

Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" в соответствии с ч. 2 его ст. 1 регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством РФ об обеспечении единства измерений, в т.ч. при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно данной норме установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. При этом указано на установление приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями законодательства РФ. Аналогично сказанному выше следует отметить, что речь идет, прежде всего, о законодательстве о техническом регулировании и законодательстве об обеспечении единства измерений.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в случае, если расчеты осуществляются по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), регламентированы ст. 20 комментируемого Закона, в ч. 1 которой предусмотрено, что по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 19 данного Закона, т.е. включении в договор (контракт) положений о предмете энергосервисного договора (контракта), а также обязательных условий энергосервисного договора (контракта) (см. указанные статьи и комментарии к ним).

На период до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов. В отношении установления таких расчетных способов данная норма отсылает к законодательству РФ, но предписывает, что указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Иначе говоря, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

3 - 7. В частях с 3 по 7 комментируемой статьи закреплен ряд переходных положений, направленных на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы:

до 1 января 2011 г. органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу комментируемого Закона (т.е. на 27 ноября 2009 г., см. ст. 49 Закона и комментарий к ней), приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 3 статьи);

до 1 января 2011 г. собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу комментируемого Закона (т.е. на 27 ноября 2009 г., см. ст. 49 Закона и комментарий к ней) и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в т.ч. временных объектов), за исключением объектов, указанных в ч. 3, 5 и 6 данной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 статьи);




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.