Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ



 

Статья 15. Энергетическое обследование

 

Комментарий к статье 15

 

1. Комментируемая статья посвящена энергетическому обследованию, понятие которого определено в п. 7 ст. 2 комментируемого Закона как сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В ч. 1 комментируемой статьи определены виды объектов энергетического обследования - это продукция, технологический процесс, а также юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Исходя из положений данной статьи, к продукции, представляющей собой объект энергетического обследования, относятся в т.ч. здания, строения, сооружения. Исходя из положения п. 4 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, к технологическим процессам, представляющим собой объекты энергетического обследования, относятся в т.ч. производство и (или) транспортировка воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добыча природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработка природного газа, нефти, транспортировка нефти, нефтепродуктов.

Федеральный закон "Об энергосбережении" также предусматривал проведение энергетических обследований, но только в отношении организаций. Кроме того, в названном Законе содержалась иная регламентация проведения энергетических обследований (в т.ч. не было дано определение этому понятию), о чем подробнее сказано ниже. Соответственно, утратили свою практическую значимость Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита), утв. Приказом Минпромэнерго России от 4 июля 2006 г. N 141 <67>.

--------------------------------

<67> Еженедельник промышленного роста. 2006. N 28.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основные цели энергетического обследования. Таковыми, в частности, являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Ранее в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об энергосбережении" было определено лишь то, что энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.

В развитие положений ч. 2 комментируемой статьи в ч. 7 данной статьи определен перечень информации, который должен содержать составленный по результатам энергетического обследования энергетический паспорт (см. ниже), а в ч. 5 ст. 17 комментируемого Закона - цели, в которых используется информация, полученная при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований (см. указанную статью и комментарий к ней).

3. В ч. 6 комментируемой статьи установлено, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. В соответствии с п. 6 ч. 7 данной статьи энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, наряду с прочим должен содержать информацию о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Дополняя это обязательное правило, часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность разработки по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Разработка такого отчета предусматривается по соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В развитие данного общего правила в ч. 8 ст. 18 комментируемого Закона предусмотрено, что: члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов; члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов.

Как установлено в ч. 4 комментируемой статьи, создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями комментируемого Закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <68> (далее по тексту комментируемого Закона в юридико-технических целях сокращенно обозначается "Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").

--------------------------------

<68> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

 

Предмет регулирования Федерального закона "О саморегулируемых организациях" определен в ч. 1 его ст. 1: названным Законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Возможность же одновременного регулирования создания и функционирования саморегулируемых организаций в области энергетического обследования комментируемым Законом и Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" предопределена положением ч. 2 ст. 1 последнего, согласно которому (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

Особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций в области энергетического обследования определены в ст. 18 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с комментируемым Законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Обязательному энергетическому обследованию посвящена статья 16 данного Закона, в ч. 1 которой определен перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. Федеральный закон "Об энергосбережении" также предусматривал деление энергетических обследований на обязательные и добровольные, однако лица, для которых проведение энергетического обследования являлось обязательным, определялись совершенно по иным критериям (см. ст. 16 Закона и комментарий к ней).

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт. То, что полученные результаты энергетического обследования подлежат отражению в энергетическом паспорте, отражено в определении понятия "энергетическое обследование", данном в п. 7 ст. 2 комментируемого Закона. Федеральный закон "Об энергосбережении" понятие энергетического паспорта не использовал, но это понятие использовалось в документах по стандартизации (см. комментарий к ст. 2 Закона). Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 471-ст <69> принят и введен в действие Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 "Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы" <70> (признан национальным стандартом).

--------------------------------

<69> СПС.

<70> М.: ИПК "Издательство стандартов", 2000.

 

Часть 6 комментируемой статьи также предусматривает, что лицо, проводившее энергетическое обследование, передает энергетический паспорт лицу, заказавшему проведение энергетического обследования, а паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, - собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома. При этом следует иметь в виду, что понятие "лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома" определено для целей комментируемого Закона в п. 11 его ст. 2 - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (см. комментарий к указанной статье).

7 - 8. В ч. 7 комментируемой статьи определен перечень информации, которую должен содержать энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования. В частности, это информация:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Данный перечень закреплен в развитие положений ч. 2 комментируемой статьи, определяющих основные цели энергетического обследования (см. выше). В свою очередь, в развитие этих положений в ч. 5 ст. 17 комментируемого Закона определены цели, в которых используется информация, полученная при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований (см. указанную статью и комментарий к ней).

8. В ч. 8 комментируемой статьи закреплены полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по установлению требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в т.ч. требований к его форме и содержанию, правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. При этом предусмотрено, что указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).

Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации, т.е. без обследования непосредственно самих зданий, строений, сооружений. Данная норма основана на презумпции соответствия характеристик зданий, строений, сооружений, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта проектной документации.

 

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

 

Комментарий к статье 16

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

В рамках регламентации данного вопроса в ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об энергосбережении" предусматривалось, что:

обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива;

энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

При применении положений ч. 1 комментируемой статьи следует иметь в виду, что понятия организаций с участием государства или муниципального образования, а также регулируемых видов деятельности для целей применения комментируемого Закона имеют свои специальные определения, данные соответственно в п. 9 и 10 ст. 2 этого Закона (см. комментарий к указанной статье):

организации с участием государства или муниципального образования - это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) России, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Россия, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям (п. 9);

регулируемые виды деятельности - это виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) (п. 10).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет сроки проведения обязательного энергетического обследования: лица, указанные в ч. 1 данной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу комментируемого Закона (т.е. с 27 ноября 2009 г., см. ст. 49 Закона и комментарий к ней) до 31 декабря 2012 г., а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Ранее в ч. 3 ст. 10 Федерального закона "Об энергосбережении" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) устанавливалось, что сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В ч. 8 введенной в КоАП РФ комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены права федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, в целях выявления лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

1) организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;

2) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

 

Статья 17. Сбор и анализ данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований

 

Комментарий к статье 17

 

1. Комментируемая статья регламентирует сбор и анализ данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований.

В ч. 1 данной статьи установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.

Как предусмотрено при этом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при осуществлении перечисленных действий обязан руководствоваться требованиями, определенными Правительством РФ. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят Правительством РФ до 1 мая 2010 г. Согласно ч. 8 ст. 15 данного Закона правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливаются этим федеральным органом исполнительной власти.

2 - 4. В ч. 2 комментируемой статьи закреплена обязанность каждой саморегулируемой организации в области энергетического обследования один раз в три месяца направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В ч. 9 введенной в КоАП РФ комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

В отношении добровольных энергетических обследований в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено право уполномоченного федерального органа исполнительной власти запрашивать и получать у саморегулируемых организаций в области энергетического обследования данные о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных по результатам таких обследований энергетических паспортов в соответствии с перечнем информации, указанной в ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона, с учетом требований законодательства РФ о коммерческой тайне.

Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулирует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <71>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <72>).

--------------------------------

<71> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

<72> СЗ РФ. 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5497.

 

Как определено в ст. 3 названного Закона:

коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1);

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2).

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен обеспечить прием копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также информации, запрошенной в соответствии с ч. 3 данной статьи, в форме электронного документа. В этой связи необходимо отметить следующее:

согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <73> электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе;

--------------------------------

<73> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3448.

 

обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является целью Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <74>, что и закреплено в п. 1 его ст. 1.

--------------------------------

<74> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

 

5. В ч. 5 комментируемой статьи определены цели использования информации, полученной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований. Такая информация используется в целях получения объективных данных:

об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований;

об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях (перечень таких показателей указан в ч. 7 ст. 15 комментируемого Закона).

Данные положения закреплены в развитие положений ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона, определяющих основные цели энергетического обследования, а также положений ч. 7 указанной статьи, определяющих перечень информации, который должен содержать составленный по результатам энергетического обследования энергетический паспорт (см. указанную статью и комментарий к ней).

 

Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования

 

Комментарий к статье 18

 

1 - 3. Комментируемой статьей, несмотря на ее название, определены не только требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования, но и особенности создания и функционирования таких саморегулируемых организаций. Как установлено в ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона, создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями комментируемого Закона и Федерального закона "О саморегулируемых организациях".

Согласно ч. 1 комментируемой статьи статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее соответствия требованиям, установленным ч. 3 данной статьи, а именно:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 15 субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем 10 субъектов профессиональной деятельности.

При этом определено, что под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. ниже);

2) наличие указанных в ч. 4 данной статьи документов, в т.ч. стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования;

3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

Общими положениями о саморегулируемых организациях в ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) предусмотрено следующее:

саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных названным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 1);

объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами (ч. 2);

саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <75>, при условии ее соответствия всем установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в ч. 1 данной статьи относятся: 1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное; 2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; 3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (ч. 3);

--------------------------------

<75> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

в случае если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации (ч. 4);

требования, предусмотренные п. 1 - 3 ч. 3 данной статьи и предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в названном Законе требованиями к саморегулируемым организациям (ч. 5);

некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра (ч. 6).

В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, предусмотренные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", а также документы, подтверждающие соблюдение установленных ч. 3 данной статьи требований.

Как предусмотрено в ч. 8 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в ст. 3 названного Закона требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 или 2 данной статьи, заявления и следующих документов:

1) копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

2) копии устава некоммерческой организации;

3) заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц;

4) заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей;

5) перечня членов некоммерческой организации с указанием вида (видов) осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации;

6) документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных названным Законом способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

7) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных ч. 4 ст. 3 названного Закона, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;

8) копии предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 названного Закона стандартов и правил саморегулируемой организации;

9) иные документы, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена другими федеральными законами.

4 - 5. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязательность разработки и утверждения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования следующих документов:

1) порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации;

2) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, в т.ч. стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее по тексту данной статьи в юридико-технических целях обозначаются сокращением "стандарты и правила");

3) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил;

4) стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования и о деятельности ее членов.

В ч. 5 данной статьи предусмотрено, что саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе утверждать и иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности ее членов по проведению энергетического обследования.

В основе регулирования, содержащегося в ч. 4 и 5 комментируемой статьи, лежат следующие нормы ст. 4 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), посвященные предмету саморегулирования, стандартам и правилам саморегулируемых организаций:

предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации (ч. 1);

саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций (ч. 2);

стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида (ч. 3);

саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в т.ч. нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части (ч. 4);

саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации (ч. 5);

стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (ч. 6);

стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации (ч. 7).

6 - 7. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в т.ч. иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным комментируемым Законом, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с данным Законом саморегулируемой организацией в области энергетического обследования.

Как определено в п. 1 ч. 3 данной статьи, саморегулируемая организация в области энергетического обследования может объединять субъектов предпринимательской деятельности, под которыми понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, и (или) субъектов профессиональной деятельности, под которыми понимаются физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Одним из условий осуществления предпринимательской деятельности является регистрация субъектов в установленном порядке, в связи с чем необходимо отметить следующее:

согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ <76>), правоспособность юридического лица (способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности) возникает в момент его создания. Как установлено в п. 2 ст. 51 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ <77>), юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

--------------------------------

<76> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2722.

<77> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

 

в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно п. 2 указанной статьи глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства:

отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) <78>, что и указано непосредственно в ч. 1 его ст. 1.

--------------------------------

<78> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565.

 

В ч. 6 комментируемой статьи установлено, что квалификационным требованием для приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу - субъекту профессиональной деятельности, о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи условиями членства лица в саморегулируемой организации в области энергетического обследования являются:

1) для юридического лица - наличие не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;

2) для индивидуального предпринимателя - наличие у него знаний в указанной области и (или) наличие знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор;

3) для физического лица - наличие у него знаний в указанной области.

Часть 7 комментируемой статьи предусматривает, что саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе установить дополнительные по отношению к указанным в ч. 6 данной статьи требования к членству в такой саморегулируемой организации. Как установлено при этом, такие дополнительные требования могут быть связаны лишь с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований и не должны противоречить комментируемому Закону и иным нормативным правовым актам РФ.

8. В ч. 8 комментируемой статьи предусмотрено, что члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность. В этой связи следует отметить, что в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона "О саморегулируемых организациях": субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов (ч. 3); субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида (ч. 4).

Детализируя правило ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона, согласно которому деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, часть 8 комментируемой статьи предусматривает следующее:

члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов;

члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов.

Наряду с прочим в ч. 8 комментируемой статьи предусмотрено, что конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии с ч. 2 ст. 9 названного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (см. комментарий к ст. 23 Закона).

9. Положениями ч. 9 комментируемой статьи регламентировано осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Согласно общей норме, которая содержится в ст. 23 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Прежде всего это означает необходимость обращения к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <79>, который согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ <80>) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

--------------------------------

<79> СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6249.

<80> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3601.

 

Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с ч. 2 его ст. 1 устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В то же время в ч. 4 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Данным положением и предопределено установление в ч. 9 комментируемой статьи особенностей осуществления государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее по тексту комментируемой статьи в юридико-технических целях обозначается сокращением "орган государственного контроля") путем проведения плановых и внеплановых проверок. При этом предусмотрено следующее:

порядок проведения плановых и внеплановых проверок устанавливается органом государственного контроля в соответствии с законодательством РФ и требованиями данной статьи;

предметом государственного контроля является соблюдение саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;

плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля;

внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее членами требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их деятельности, установленных комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

Частью 9 комментируемой статьи также определены последствия выявления нарушений саморегулируемой организацией в области энергетического обследования установленных требований и несоответствия саморегулируемой организации в области энергетического обследования установленным требованиям:

в первом случае орган государственного контроля направляет в саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций;

во втором случае и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования.

Как предусмотрено в ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), саморегулируемая организация, не соответствующая требованиям ст. 3 названного Закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; это заявление в письменной форме представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций; заявление о несоответствии саморегулируемой организации требованиям ст. 3 названного Закона может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не более одного раза в год; в течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций по основанию, указанному в этом заявлении; в случае если по истечении указанного срока саморегулируемая организация не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в ст. 3 названного Закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций.

 

Глава 5. ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ ДОГОВОРЫ (КОНТРАКТЫ) И ДОГОВОРЫ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ПОСТАВКИ, ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ,




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.