Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ УСЛОВИЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ



ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ)

 

Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)

 

Комментарий к статье 19

 

1. Комментируемая статья содержит нормы, предусматривающие такой вид гражданско-правового договора, как энергосервисный договор (контракт). Эти нормы являются новеллами комментируемого Закона - в Федеральном законе "Об энергосбережении" о названном виде договора ничего не говорилось. Постольку поскольку нормы комментируемого Закона, регламентирующие энергосервисный договор (контракт) (в т.ч. нормы ст. 20 данного Закона о договорах купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта)), являются нормами гражданского права, эти нормы в силу п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ должны соответствовать названному Кодексу.

Часть 1 комментируемой статьи определяет предмет энергосервисного договора (контракта): осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Соответственно, в п. 8 ст. 2 комментируемого Закона понятие "энергосервисный договор (контракт)" определено как договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Следуя данным нормам, энергосервисный договор (контракт) можно представить как вид договора возмездного оказания услуг, понятие которого определено в п. 1 ст. 779 части второй ГК РФ: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В свою очередь, это означает возможность обращения при отсутствии соответствующих норм комментируемого Закона к нормам гл. 39 "Возмездное оказание услуг" данного Кодекса. Наряду с прочим имеет значение ст. 783 названной главы, в соответствии с которой общие положения о подряде (ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 данного Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определен перечень условий, которые должны содержаться в энергосервисном договоре (контракте) в обязательном порядке, т.е. вне зависимости от воли сторон названного договора. Это следующие условия:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Перечисленные условия являются существенными условиями энергосервисного договора (контракта). Понятие существенных условий договора определено в п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Там же установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет перечень возможных условий энергосервисного договора (контракта), т.е. тех условий, которые включаются в названный договор по соглашению его сторон. Это следующие условия:

1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в т.ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

4) иные определенные соглашением сторон условия.

Следует иметь в виду, что с учетом приведенных выше положений п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ те условия, относительно которых одной из сторон заявлено о необходимости достижения соглашения, являются существенными условиями и при недостижении такого соглашения договор не может считаться заключенным.

Необходимо также отметить, что согласно п. 4 ст. 421 части первой ГК РФ: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422); в случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней; при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Как указано в ст. 422 данного Кодекса, к которой сделана отсылка: договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1); если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).

В п. 5 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что в случае если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. Как определено в п. 1 ст. 5 данного Кодекса, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В п. 2 указанной статьи установлено, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

4. В ч. 4 комментируемой статьи определена особенность исполнения энергосервисного договора (контракта), заключенного с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта): такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить.

Как предусмотрено при этом, в противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным. В этой связи необходимо отметить следующее.

По общему правилу, закрепленному в ст. 168 части первой ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна (т.е. недействительна независимо от признания ее таковой судом, п. 1 ст. 166 данного Кодекса), если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима (т.е. недействительна в силу признания ее таковой судом, п. 1 ст. 166 данного Кодекса), или не предусматривает иных последствий нарушения. Как видно, норма ч. 4 комментируемой статьи не устанавливает иных последствий ее нарушения. Напротив, в ней непосредственно указано, что соответствующее условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.

Согласно п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом; суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Общие положения о последствиях недействительности сделки содержатся в ст. 167 данного Кодекса:

недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1);

при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2);

если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (п. 3).

 

Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)

 

Комментарий к статье 20

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность включения условий энергосервисного договора (контракта) в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа). Договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающий в себя условия энергосервисного договора (контракта), соответствует понятию смешанного договора, определенному в п. 3 ст. 421 части первой ГК РФ: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Как установлено там же, к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), во-первых, только по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, т.е. по согласованию между сторонами договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов. Данное правило соответствует следующим общим положениям п. 1 ст. 421 части первой ГК РФ о свободе договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Во-вторых, в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 19 комментируемого Закона. Это означает, что включаемые в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов условия должны соответствовать:

предмету энергосервисного договора (контракта), определенному в ч. 1 указанной статьи, - осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

определенному в ч. 2 указанной статьи перечню условий, которые должны содержаться в энергосервисном договоре (контракте) в обязательном порядке: 1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); 2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов; 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Наряду с прочим в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что цена в договорах купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), в части условий энергосервисного договора (контракта) определяется сторонами. Данное положение означает, что правила о регулировании цен (тарифов) на товары, услуги, являющиеся предметами указанных договоров, на цену услуг в части исполнения условий энергосервисного договора (контракта) не распространяются. Как предусмотрено общими положениями п. 1 ст. 424 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 132-ФЗ <81>): исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

--------------------------------

<81> СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3130.

 

2. В ч. 2 комментируемой статьи определен перечень возможных условий договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), т.е. тех условий, которые включаются в такие смешанные договоры по соглашению их сторон. Это следующие условия:

1) условие о количественном значении энергетических ресурсов, которое применяется сторонами при определении обязательств по договору и может быть определено, в частности, исходя из объема потребления соответствующих энергетических ресурсов, зафиксированного на момент начала исполнения такого договора, или другим способом, в т.ч. расчетным способом, и отличаться от фактического объема потребления энергетических ресурсов;

2) условие о проведении расчетов по такому договору исходя из показателей, достигнутых или запланированных для достижения в результате реализации условий энергосервисного договора (контракта), в т.ч. исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

3) условие о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в т.ч. до фиксации экономии энергетических ресурсов;

4) иные условия, определенные сторонами в соответствии с комментируемым Законом и законодательством РФ, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.

Аналогично сказанному выше (см. комментарий к ст. 19 Закона) следует отметить, что с учетом положений п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ те условия, относительно которых одной из сторон заявлено о необходимости достижения соглашения, являются существенными условиями и при недостижении такого соглашения договор не может считаться заключенным. Согласно п. 4 ст. 421 части первой ГК РФ: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422); в случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней; при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

3. Часть 3 комментируемой статьи наделяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти полномочием по установлению примерных условий договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта). Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

В п. 4 ст. 426 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) указано, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать типовые договоры, положения и т.п., но обязательные для сторон при заключении и исполнении только публичных договоров. Как определено в п. 1 ст. 426 части первой ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.); коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

 

Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 21

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено право государственных и муниципальных заказчиков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <82>, что и указано в ч. 1 его ст. 1. Согласно указанной норме названный Закон в т.ч. устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

--------------------------------

<82> СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3105.

 

Как определено в ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ <83>):

--------------------------------

<83> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.

 

под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков (в т.ч. для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в т.ч. для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в т.ч. для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ) (ч. 1);

под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ <84>) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

--------------------------------

<84> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 16.

 

В ч. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ <85>) предусмотрено, что в случае если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; при этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками; порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

--------------------------------

<85> СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1929.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи, регламентируя заключение и оплату государственных или муниципальных энергосервисных договоров (контрактов), отсылает к бюджетному законодательству РФ и законодательству РФ о размещении заказов.

Соответственно этому статьей 44 комментируемого Закона в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" включена глава 7.1 "Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд", содержащая единственную одноименную статью 56.1.

В ч. 1 ст. 56.1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках детализации ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в целях экономии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (обозначается сокращением "контракт на энергосервис").

В соответствии с ч. 2 ст. 56.1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (обозначаются сокращением "поставки энергетических ресурсов"). Там же указано, что размещение заказа на энергосервис осуществляется в порядке, установленном названным Законом, с учетом положений, предусмотренных данной статьей (см. ст. 44 Закона и комментарий к ней).

Соответственно ч. 2 комментируемой статьи статьей 33 комментируемого Закона также внесено изменение в п. 3 ст. 72 БК РФ, в результате которого предусмотрено следующее изъятие из общего правила о заключении государственных (муниципальных) контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств: государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) (см. комментарий к указанной статье).

 

Глава 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.