Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ



 

Статья 28. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 28

 

Комментируемая статья посвящена, на что указано непосредственно в ее названии, государственному контролю за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Федеральный закон "Об энергосбережении" подобных самостоятельных норм не содержал.

Регламентация комментируемой статьи сводится к трем моментам: во-первых, перечислены субъекты, государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности которыми осуществляется; во-вторых, обозначены два уровня такого контроля - федеральный и региональный; в-третьих, указано, что такой контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

В качестве субъектов, в отношении которых осуществляется государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в комментируемой статье названы организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, должностные лица, а также физические лица.

В отношении характеристик организаций, от которых не зависит возможность осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, необходимо отметить следующее:

организационно-правовая форма. Виды организационно-правовых форм юридических лиц определены в ст. 50 части первой ГК РФ, предусматривающей деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 2 указанной статьи юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (а таковыми согласно п. 1 статьи являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности), могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В п. 3 этой же статьи (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (а таковыми согласно п. 1 статьи являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками), могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (п. 3 ст. 2 в ред. Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ <106>) дополняет этот перечень общинами коренных малочисленных народов РФ, казачьими обществами, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями. И этот перечень не является закрытым - существует еще немало других организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации и которые предусмотрены иными законодательными актами;

--------------------------------

<106> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.

 

форма собственности. Как установлено в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (данная конституционная норма воспроизведена и детализирована в ст. 212 части первой ГК РФ). Следует иметь в виду, что исходя из норм п. 2 ст. 48 и п. 3 ст. 213 части первой ГК РФ об иных формах собственности, нежели частная, можно вести речь лишь применительно к государственным и муниципальным предприятиям, а также учреждениям. Юридические лица всех иных организационно-правовых форм являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (соответственно, речь идет только о частной собственности).

Применение комментируемой статьи подразумевает необходимость обращения к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 18 Закона), регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии со ст. 46 комментируемого Закона внесено дополнение в ст. 9 "Организация и проведение плановой проверки" названного Закона, предусматривающее изъятие из общего правила ч. 2 названной статьи о периодичности проведения плановых проверок: в указанную ст. 9 Закона включена новая часть 9.1, предусматривающая, что плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года; при этом предусмотрено, что периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством РФ (см. комментарий к указанной статье).

Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с ч. 2 его ст. 1 устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определяющей понятийный аппарат данного Закона, наряду с прочим в п. 2 и 3 даны определения следующим понятиям:

федеральный государственный контроль (надзор) - это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ (п. 2). Там же предусмотрено, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом;

региональный государственный контроль (надзор) - это деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ (п. 3). Там же предусмотрено, что порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством РФ, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Соответственно данным положениям в комментируемой статье определено, что государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти (такой контроль именуется федеральным государственным контролем), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля. Осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусмотрено среди полномочий органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в п. 14 ст. 6 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к ст. 7 Закона, система и структура федеральных органов исполнительной власти определены Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти";

органами исполнительной власти субъектов РФ (такой контроль именуется региональным государственным контролем), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля. Осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ предусмотрено среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в п. 7 ст. 7 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к ст. 7 Закона, в п. 4 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ) установлено, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наряду с прочим в комментируемой статье предусмотрено, что и федеральный государственный контроль, и региональный государственный контроль осуществляются в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят Правительством РФ до 1 мая 2010 г. Установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности положением п. 9 ст. 6 данного Закона.

 

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

 

Комментарий к статье 29

 

В комментируемой статье говорится об ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Ранее при регламентации подобного вопроса в ст. 18 Федерального закона "Об энергосбережении" предусматривалось, что лица, виновные в нарушении положений названного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Как видно, комментируемая статья содержит по сути такое же регулирование. Новым является лишь то, что непосредственно названы виды юридической ответственности за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности - дисциплинарная, гражданская (т.е. гражданско-правовая) и административная. Не упомянут еще один традиционно выделяемый вид юридической ответственности - уголовная ответственность, поскольку таковая за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не установлена. Предусмотрена же такая ответственность согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ может быть только путем включения соответствующей нормы в данный Кодекс.

В отношении названных в комментируемой статье видов ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности необходимо отметить следующее.

Дисциплинарная ответственность.

Как следует из положений ст. 22 и 192 ТрК РФ, дисциплинарная ответственность - это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТрК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Согласно ч. 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <107>) федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (речь идет о ч. 5 ст. 189 данного Кодекса, в которой предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

--------------------------------

<107> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 192 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ <108>) к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 данного Кодекса, а также п. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 данного Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

--------------------------------

<108> СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 812.

 

В ч. 4 ст. 192 ТрК РФ установлено, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Как предусмотрено в ч. 5 данной статьи, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Гражданско-правовая ответственность.

Как представляется, речь идет о гражданско-правовой ответственности, во-первых, за нарушение обязательств, возникающих из отношений, регулируемых законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и, во-вторых, за причинение вреда в результате несоблюдения требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств регламентирована положениями гл. 25 части первой ГК РФ. Как установлено в ст. 393 "Обязанность должника возместить убытки" названной главы:

должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1);

убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 данного Кодекса (п. 2);

если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения (п. 3);

при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4).

Обязательствам вследствие причинения вреда посвящена глава 59 части второй ГК РФ. В ст. 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда" названной главы предусмотрено следующее:

вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда (п. 1);

лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2);

вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества (п. 3).

В п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Там же предусмотрено, что в случае если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Как разъяснялось в Постановлении Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <109>:

--------------------------------

<109> РГ. N 152. 1996. 13 августа.

 

при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10);

размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров (п. 11).

Административная ответственность.

Как установлено в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению России в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в т.ч. административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Статьей 1.3 КоАП РФ также установлено следующее:

в соответствии с законодательством о судебной системе данный Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам (ч. 2);

в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних данный Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 3);

в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти данный Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, федеральным органам исполнительной власти (ч. 4).

В Определении КС России от 8 апреля 2004 г. N 137-О <110> выражена следующая правовая позиция, сохраняющая свою силу: что касается законодательства об административной ответственности вне сферы, определенной ст. 1.3 КоАП РФ, то оно относится к ведению субъектов РФ, чьи законы - в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из ст. 72 и 76 Конституции РФ - не должны противоречить федеральным законам, в т.ч. названному Кодексу.

--------------------------------

<110> ВКС РФ. 2004. N 6.

 

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <111>, применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию России; в частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами РФ.

--------------------------------

<111> РГ. N 80. 2005. 19 апреля.

 

До принятия комментируемого Закона в КоАП РФ административная ответственность за нарушение законодательства РФ об энергосбережении устанавливалась в ст. 9.12 "Непроизводительное расходование энергетических ресурсов" КоАП РФ. В названной статье говорилось об ответственности за непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами.

В соответствии со ст. 37 комментируемого Закона указанная статья 9.12 из КоАП РФ исключена и одновременно включена статья 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", предусматривающая ответственность за следующие деяния (см. указанную статью и комментарий к ней):

выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации (ч. 1);

реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным (ч. 2);

несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 3);

несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (ч. 4);

несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах (ч. 5);

несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным (ч. 6);

несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 7);

несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования (ч. 8);

несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ч. 9);

несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 10);

размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности (ч. 11);

необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 12).

 

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

 

Комментарий к статье 30

 

В п. 4 ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона в качестве одного из средств информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предусмотрено информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых данных Законом установлены требования к их обороту на территории России. Соответственно комментируемой статьей в определенный в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) <112> перечень обязательной информации о товарах (работах, услугах) дополняется такой позицией, как информация об энергетической эффективности товаров. При этом предусмотрено, что данная позиция касается только тех товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Такие производимые на территории России, импортируемые в Россию для оборота на территории России товары (в т.ч. из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, определены в ст. 10 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

--------------------------------

<112> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

 

Согласно же иным положениям п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ <113>) информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

--------------------------------

<113> СЗ РФ. 2007. N 44. Ст. 5282.

 

наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в т.ч. наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в т.ч. при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с названным Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 названного Закона (т.е. товаров (работ, услуг), на которые законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Пункт 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Как предусмотрено там же, по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ <114>) информация, предусмотренная пунктом 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

--------------------------------

<114> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. 1. Ст. 5275.

 

Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"

 

Комментарий к статье 31

 

Комментируемая статья соответственно предусмотренному в ст. 25 комментируемого Закона регулированию, направленному на экономическое стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности, вносит изменения в Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <115> (см. указанную статью и комментарий к ней). Названный Закон согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ) <116> утрачивает силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <117>. Соответственно, такие же изменения статьей 39 комментируемого Закона вносятся в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (см. указанную статью и комментарий к ней).

--------------------------------

<115> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

<116> СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5427; 2003. N 13. Ст. 1178.

<117> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

 

Пунктом 1 комментируемой статьи вносятся изменения в ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", определяющую сущность государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (по тексту названного Закона обозначаются юридико-техническим сокращением "тарифы").

В ч. 3 указанной ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) предусмотрено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Как предусмотрено там же, указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. В соответствии с подп. "а" п. 1 комментируемой статьи рассматриваемая норма дополняется положением, согласно которому при установлении предельных уровней тарифов должны учитываться долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения.

Подпункт "б" п. 1 комментируемой статьи дополняет указанную ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" частью 14, предусматривающей, что поставки тепловой энергии (мощности) в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г., могут осуществляться на основании долгосрочных (на срок более чем один год) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью), заключенных в установленном Правительством РФ порядке между потребителями тепловой энергии и производителями тепловой энергии, по ценам, определенным соглашением сторон. В этой же новой ч. 14 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности), продажа которой осуществляется по таким договорам, не проводится.

В соответствии с подп. "б" п. 1 комментируемой статьи в ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" включена также часть 15, определяющая, что заключение долгосрочных (на срок более чем один год) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью) возможно при соблюдении следующих условий:

заключение договоров в отношении теплогенерирующих объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2010 г., не влечет за собой увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) в части потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 г.;

существует технологическая возможность поставок тепловой энергии ее производителем ее потребителям, которые являются сторонами договоров.

Точно такое же регулирование, которое содержится в новых ч. 14 и 15 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", содержат положения нового п. 2.1, включенного в ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" в соответствии с п. 2 ст. 39 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Пунктом 2 комментируемой статьи вносится изменение в ст. 3 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", определяющую цели государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность). Наряду с прочим в указанной статье (в ред. Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ <118>) определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов. В результате внесенного изменения эта цель определена как создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности).

--------------------------------

<118> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1180.

 

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи вносятся изменения в ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", посвященную принципам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность). Согласно подп. "а" п. 3 комментируемой статьи в ч. 1 ст. 4 названного Закона вносится дополнение, в соответствии с которым при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться такой основной принцип, как учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в т.ч. требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.

В ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) при условии ведения в целях такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных видах деятельности активов и использованного для их создания инвестированного капитала. В соответствии с изменениями, внесенными подпунктом "б" п. 3 комментируемой статьи, во-первых, установлено, что речь идет о государственном регулировании цен (тарифов) в области тепло- и электроснабжения, а не в электроэнергетике, и, во-вторых, включено прямое указание на то, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться в т.ч. на основе применения тарифов на основе долгосрочных параметров.

Как определено в ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Изменениями, внесенными подпунктом "в" п. 3 комментируемой статьи, во-первых, установлено, что речь идет о государственном регулировании цен (тарифов) в области тепло- и электроснабжения, а не в электроэнергетике, и, во-вторых, вместо "иных параметров" включено указание на показатели энергосбережения и энергетической эффективности, реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и иные долгосрочные параметры регулирования.

Подпунктом "г" п. 3 комментируемой статьи в ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" включена новая часть 4, согласно которой (соответственно, подпунктом "д" п. 3 комментируемой статьи установлено старую часть 4 ст. 4 названного Закона считать частью 5; в прежней ч. 4 ст. 4 названного Закона предусматривалось, что в целях государственного регулирования тарифов могут применяться долгосрочные параметры такого регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов):

государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с 1 января 2010 г., на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 1 января 2011 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в т.ч. с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала (для его обозначения в юридико-технических целях введено сокращение "метод доходности инвестированного капитала");

такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством РФ;

долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат изменению при недостижении показателей надежности и качества;

переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2010 г.;

сроки перехода в течение 2010 г. в отношении таких организаций определяются Правительством РФ.

Точно такое же регулирование содержится в новых положениях, включенных в п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" в соответствии с п. 1 ст. 39 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней). В силу прямого предписания, данного в п. 1 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт, о котором идет речь в новом положении п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", должен быть разработан и принят Правительством РФ до 1 января 2010 г.

Пункт 1 ст. 39 комментируемого Закона также дополняет пункт 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" положениями, согласно которым:

государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 г., а также цен (тарифов) на тепловую энергию, отпускаемую производителями с 1 января 2012 г., и на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые с 1 января 2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в т.ч. с применением метода доходности инвестированного капитала;

такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством РФ;

долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат изменению при недостижении показателей надежности и качества;

переход к регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, на услуги по передаче электрической энергии, тепловой энергии, оказываемые такими организациями, в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 г.;

сроки перехода в течение 2011 г. в отношении таких организаций определяются Правительством РФ. Правительство РФ вправе определить перечень организаций, субъектов РФ, в которых применяются иные методы регулирования.

Постольку поскольку применение данных положений рассчитано на период, когда Федеральный закон "Об электроэнергетике" будет действовать в полном объеме, т.е. после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, соответствующие изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" комментируемой статьей не вносятся.

Положениями п. 4 комментируемой статьи соответственно приведенным выше изменениям вносятся изменения в ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", посвященную полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (указанная статья излагалась полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ). В соответствии с внесенными изменениями предусмотрено, что в области государственного регулирования тарифов Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок заключения долгосрочных договоров снабжения тепловой энергией (мощностью) по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.

 

Статья 32. О внесении изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"

 

Комментарий к статье 32

 

В ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона в рамках установления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предусмотрено, что данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

Соответственно данной новой норме комментируемой статьей вносится изменение в положения п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <119>, определяющие требования к содержанию пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности. В результате этого изменения устанавливается, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности наряду с прочим должна содержать сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, т.е. те самые сведения, о которых говорится в ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона.

--------------------------------

<119> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

 

Согласно же иным положениям п. 4 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете":

пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности;

в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;

в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Требования к содержанию пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности детализированы в указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (название указаний в ред. Приказа Минфина России от 18 сентября 2006 г. N 115н) <120>.

--------------------------------

<120> Финансовая газета. 2003. N 33; 2006. N 46.

 

Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

 

Комментарий к статье 33

 

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона, государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о размещении заказов.

Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи. Соответственно комментируемой статьей вносится дополнение в указанный п. 3 ст. 72 данного Кодекса, в результате чего вводится еще одно изъятие из приведенного общего правила о заключении государственных (муниципальных) контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств: государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Иными изъятиями из приведенного общего правила о заключении государственных (муниципальных) контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с п. 3 ст. 72 БК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ <121>) являются следующие: в случае если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.

--------------------------------

<121> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 18.

 

Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

 

Комментарий к статье 34

 

В ч. 2 ст. 27 комментируемого Закона в рамках определения направлений и форм государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности наряду с прочим предусмотрено, что государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться, в частности, с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В развитие данного положения комментируемой статьей вносятся дополнения в положения ст. 67 части первой НК РФ, определяющие порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. А именно расширяются основания для предоставления инвестиционного налогового кредита:

в подп. 1 п. 1 ст. 67 названного Кодекса предусмотрено, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при условии проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. Комментируемая статья расширяет такие цели указанием на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

комментируемой статьей в п. 1 ст. 67 названного Кодекса также введен подпункт 5, предусматривающий в качестве основания для предоставления организации инвестиционного налогового кредита осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в т.ч. многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Комментируемая статья также вносит изменение в п. 2 ст. 67 НК РФ, в результате которого действие данной нормы распространяется на предоставление инвестиционного налогового кредита по новому указанному основанию. Согласно новой редакции п. 2 ст. 67 данного Кодекса инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подп. 1 и 5 п. 1 этой статьи, предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в соответствующем подпункте целей.

Как определено в ст. 66 НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <122>):

--------------------------------

<122> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3436.

 

инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 данного Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет (п. 1);

организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору (п. 2);

в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные данным пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода (п. 3).

В ст. 67 НК РФ наряду с прочим предусмотрено следующее:

основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией (п. 3);

инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 4);

решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 данного Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям (п. 5);

договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи). Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Банка России. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора (п. 6);

законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита (п. 7).

Приказом ФНС России от 4 октября 2006 г. N САЭ-3-19/654@ утвержден Порядок рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов <123>, а Приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. N САЭ-3-19/798@ - Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов <124> (в последующем вносились изменения).

--------------------------------

<123> СПС.

<124> РГ. N 289. 2006. 22 декабря.

 

Следует также отметить, что комментируемая статья вступает в силу не вместе с комментируемым Законом (т.е. с 27 ноября 2009 г.), а только по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 28 декабря 2009 г. (см. комментарий к ст. 49 Закона).

 

Статья 35. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

 

Комментарий к статье 35

 

Комментируемая статья вносит дополнения в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ), определяющий перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).