Когда мы произносим слово «святой», то у многих возникает ассоциация с чем-то неземным и бесконечно далёким от нас. Но ведь Сам Бог стал человеком, воспринял всю нашу природу (кроме греха). Весь мир освятился рождением Богочеловека Иисуса Христа. И всех Бог зовёт к полноте освящения – к вхождению в Его славу. Канонизированные святые – это немногие известные нам люди, которые отозвались на зов Божий, устремились к Богу. Многих святых, которые жили раньше и сейчас живут среди нас, мы просто не знаем.
Святым призван стать каждый. И в доказательство этому – то, что в наших святцах есть люди, которые до встречи с Богом вели самый отвратительный образ жизни. Кто первым вошёл в рай? Вор, распутник, убийца – разбойник, которого распяли рядом со Христом. Но покаяние этого разбойника было выше его беззаконий и Бог, Который видит сердце человека, даровал ему Жизнь.
«Святость – одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой» (Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курс лекций).
В Церкви нет пропасти между усопшими и живущими на земле. В Боге мы едины. Поэтому у почивших людей мы просим наставления, помощи, молитвы за нас.
Порой в церковных лавках можно рядом с иконами заметить подписи: «От болезни рук и ног», «От порчи и сглаза» и т.п. Это свидетельствует о невежестве некоторых христиан. Святые не специализируются на каких-то определённых нуждах. Тем более, нет разницы, перед каким образом Богородицы к Ней обращаться – Богородица одна (а не отдельно – Казанская, отдельно – Жировицкая), и слышит молитвы, произносимые в любом месте, перед любой иконой или вообще без иконы. А порчи как таковой не существует. Колдующие, наводящие «порчу» вредят только себе, потому что контактируют со злыми духами. А человеку, который молится Богу, исповедуется и причащается, бояться нечего: «Если Бог за нас, кто против нас?» – говорит апостол Павел (Рим. 8,31).
Почитание мощей святых
Благодатью Божией пронизаны не только души святых, но и их тела. Поэтому мы почитаем мощи – останки святых людей (не обязательно нетленные). Молитва пред мощами – обращение к человеку, которому принадлежало это тело, но не волшебное заклинание. Видимое присутствие святого в его останках помогает нам настроиться на молитву, но никак не гарантирует «действенность» молитвы. Наличие мощей или иконы святого НЕ обязательно для молитвенного обращения к нему.
А как же чудеса от мощей и икон? Чудеса совершались по вере молившихся, а не потому, что мощи или дерево иконы имеют какую-то силу. Господь сказал, что всё возможно верующему человеку (Мк. 9,23), а не мощам или священному изображению.
Люди спрашивают: в чём больше благодати – в голове или руке святого? Вопрос смешной, потому что, вновь повторимся, по отношению к молящемуся действует Бог, а не кусочек тела святого человека.