Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О народ мой! Просите прощения у вашего Господа, потом вернитесь (покайтесь) к Нему.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Худ(11), 50-52)

Аллах сообщает, что адиты были измышляющими ложь в своих грехах, а это слова порицания. В другом аяте говорится:

"Сказал он (Худ): "Уже пало на вас наказание и гнев господний; неужели вы будете препираться со мной об именах, которыми вы и ваши отцы называли (ложных божеств); Аллах не ниспосылал относительно их никакой власти (никакого доказательства)? Ждите же, и я буду ждать с вами тоже"".

(Преграды(7), 71)

В другом аяте Лут говорит своему народу:

"Неужели вы будете творить мерзость, которую до вас еще никто из миров не совершал? Ведь вы с похотью сближаетесь с мужчинами вместо женщин. Да, вы - народ преступный"

(Преграды(7), 80-81)

Согласно этому аяту деяния народа Лута было мерзостью и до предупреждения, вопреки утверждениям тех, кто говорит, что плохие деяния становятся плохими только после предупреждения. В другом аяте Ибрахим (а.с.) говорит:

"Отец мой, зачем ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего (либо из бед)?

(Марйам(19), 42)

Это показывает, что он порицает эти деяния отца, которые он делал и до предупреждения. В другом аяте Ибрахим говорит:

"Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и творите ложь".

(Паук(29), 17)

 

Аят сообщает, что они были измышляющими ложь еще до предупреждения. Подобный смысл есть и в следующем аяте:

«Чему вы поклоняетесь? Неужели вы жаждете других божеств, помимо Аллаха, измышляя ложь? Что же вы думаете о Господе миров (раз бросаете его и направляетесь к другим)?»

(Стоящие в Ряд(37), 85-87)

Все это указывает на то, что деяния невежественных были плохими до запрета со стороны посланников.

Если бы таухид сам по себе не был бы хорошим, а ширк плохим и это нельзя было бы постичь умом, то им не направлялись бы подобные порицания, потому, что тогда получилось бы так, что они порицаются за то, в чем невиноваты. Тогда разницы между ширком и обычными деяниями, такими как есть-пить не было бы. Ширк и другие скверные деяния скверны сами по себе, по своей сути, а не из-за того, что запрещены, как это утверждают Джабрииты.

Во многих местах Корана подчеркивается скверность ширка и других деяний, причем это делается путем приведения логических доказательств и примеров.

Далее, Аллах повелевает:

"...и если кто из вас совершит зло по неведению, а затем раскается и исправится, то ведь Он – Прощающий, Милосердный"

(Скот(6), 54)

“Поистине, прощение Аллаха тем, которые совершают зло по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах — знающий, мудрый! “

(Женщины(4), 17)

"Затем, поистине, твой Господь для тех, которые совершали зло по неведению, а потом раскаялись после этого и исправили, - поистине, твой Господь после этого прощающ, милостив!"

(Пчелы(16), 119)

Те, которые совершили запрещенное деяние, не зная этого, также входят под суждение аята. Это показывает, что совершивший эти деяния, совершил плохие деяния, несмотря на то, что не слышал запрета. Поэтому хоть он и не подвергнется наказанию, все равно он должен покаяться, чтобы Аллах смиловался над ним и простил его.

 

Если кто-то возразит: "Раз человек не понесет наказания за совершенное им по незнанию деяние, то какой смысл принимать это деяние за плохое?", то ответ наш будет таким:

"Смысл есть и даже два:

1 - Скверность деяния есть причина наказания. Но просто для свершения наказания имеется условие. Этим условием и является представление доказательства.

2 - Положение этих людей (совершающих зло по незнанию) неполноценное и ущербное. Это так должно быть и естественно. Даже если установлено, что они не подвергнутся наказанию, все равно они не достигли степени и награды тех, кто не совершал эти деяния и сохранил себя чистым от грязи грехов. То, что они лишились чистоты и награды за нее уже один из видов наказания для них.

 

Ибн Таймия продолжает свои объяснения до 690-ой страницы и говорит:

В другом месте Аллах объединяет таухид с истигфаром (просить прощения):

"Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин. И Аллах знает и место вашего действия и ваше пристанище!"

(Мухаммад(47), 19)

Здесь верующие просят прощения за то, что они не выполняли ранее требования таухида, несмотря на то, что им не приходил посланник предупреждающий об этом.

(Маджмуьуль-фатауа, 11/675-690)

Ибн Таймия в другом месте сказал:

"Аллах, вынося суждение или именование, с одной стороны разделил людей на тех, кто жил в период фатрах – период, когда призыв посланника искажен и забыт и на тех, до кого дошел призыв; с другой стороны не разделил и объединил их в одно.

Это противоположно мнению двух групп людей:

Первая группа говорит:

"В деяниях нет изначальной скверности или хорошести, вещи становятся хорошими или плохими, только после того, как Аллах сообщит об этом через шариат"

Вторая группа говорит:

"Они подвергнутся наказанию, если даже до них и не дошел призыв".

 

Опровержением первой группы служат следующие доказательства:

“Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного”

(Та Ха(20), 24)

“Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): «Ступай к несправедливому народу”

(Поэты(26), 10)

“Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из смутьянов“.

(Рассказ(28), 4)

Аллах именует фараона и его народ преступниками, несправедливыми и смутьянами.

Эти слова – слова порицания. Порицание же может быть только по отношению к скверным вещам. Это показывает, что их деяния характеризуются как плохие и скверные еще до того, как был послан посланник. Что касается подвергания мучениям, то положение его отдельно от именования. Подвергание мучениям, как и сообщает Аллах в следующем аяте, бывает только после послания посланника с призывом:

"Мы не подвергаем мучению, пока не пошлем предварительно посланника"

(Перенес ночью(17), 15)

Далее, Аллах сообщает, что Худ сказал своему народу следующее:

"И к адитам – брата их Худа. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху! Нет вам другого божества, кроме Него. Вы же только измышляющие ложь".

(Худ(11), 50)

Как видно из аята Худ назвал их "измышляющие ложь" еще до того, как племя опровергло его. Он их охарактеризовал так только из-за того, что они совершали ширк.

Доказано Кораном и сунной, то что надо именовать совершающих ширк как "мушрик" еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название "мушрик" ему дается и до прихода посланника.

Название "джахилия – невежество" аналогично в этом плане. Это название дается и до прихода посланника, но подвергание мучению только после прихода посланника.

(Маджмууль-фатауа, том20, стр.37,38)

 

Ибн аль-Къайим говорит:

“Здесь имеет место два вопроса, которые не являются неизбежно взаимосвязанными между собой:

1 - Обладает ли деяние само по себе свойством скверности или хорошести? А также есть ли в самой сути деяния нечто такое, что являлось бы источником добра и зла?

2 - Обязательно ли получение награды или наказания за совершение хорошего или плохого деяния соответственно? Является ли это таким феноменом, который возможно постичь умом или же это возможно установить только после прихода соответствующего шариатского доказательства?

Вот внутренне непротиворечивое разрешение этих двух вопросов:

Эти два вопроса не есть необходимые следствия одно из другого. Деяния сами по себе бывают хорошими и плохими, подобно тому, как они бывают полезными или вредными. Но совершение их не влечет за собой награды и наказания без наличия соответствующего приказа или запрета. Они плохи или хороши еще до прихода приказа или запрета. Но то, что они плохи или хороши, сами по себе не делает обязательным награду или наказание за них. Аллах не наказывает только из за скверности, не послав посланника. На самом деле поклоняться сатане и идолам, лгать, делать несправедливость, заниматься блудом все это само по себе плохо. Но когда дело доходит до наказания, то это зависит от шариатского доказательства

Не соглашающиеся с этим разделяются на две группы.

Первая говорит: Эти деяния не есть плохие сами по себе. Они стали плохими из-за того, что Аллах запретил их и установил соответствующие наказания за совершения их.

Муьтазилиты же, входящие во вторую группу говорят: Скверность этих деяний и наказание, причитающееся за их совершение, может быть установлена и умом.

Но многие исламские правоведы четырех мазхабов говорят следующее:

Скверность этих деяний может быть установлена умом, но наказание зависит от сниспущения шариатских доказательств. Это мнение из шафиитов передал Сад б. Али аз-Занджани, из Ханбалитов абуль-Хаттаб, также это передано от некоторых ханафитов. Они передали это как мнение абу Ханифы. Но те, из ханафитов, что склонны к муьтазилитам добавили также, что и наказание установлено умом (человек может понять скверность деяний, поэтому совершающий их получит наказание, несмотря на то, что до него не дошел призыв).

Однако Коран указывает на необязательность того, чтобы эти два положения были непременно взаимосвязаны. Коран указывает на следующее: Наказание вступает в действие только после послания посланника. Но деяния и до послания обладают свойством быть хорошими или плохими.

Исследуем эти два положения более подробно:

1 - В аятах говорится:

“(Мы послали) посланников благовествующих (о награде) и увещающих (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах велик, мудр!”

(Женщины(4), 165)

"Это так – потому, что Господь твой – не таков, чтобы губить селения за их несправедливости (или же: - не таков, чтобы губить селения по несправедливости), когда обитатели их пребывают в небрежении (неведении)"

(Скот(6), 131)

По одному из двух смыслов (переданный вне скобок) аят означает следующее: Аллах не губит людей за их греховные деяния, пока не пошлет им посланника. В таком случае аят указывает на следующие два принципа:

а - Греховные деяния незнающих неверных являются скверными и до прихода призыва.

б - Вместе с этим Аллах не наказывает их пока не пошлет посланника.

Следующий аят также указывает на эти два принципа:

"А если бы вы не стали говорить: "Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, тогда мы последовали бы за Твоими аятами и стали бы одними из верующих", когда их постигнет (по справедливости) наказание за то, что раньше уготовали их руки (то мы не стали бы посылать посланника).

(Рассказ(28), 47-48)

Этот аят указывает на следующее: Деяния, которые совершили незнающие мушрики, на самом деле являются достаточной причиной для того, чтобы их наказать. Если бы эти деяния не обладали скверностью, то они не могли бы являться поводом для наказания. Препятствием для того, чтобы они заслуженно получили наказание, послужило установленное из своей милости Аллахом, условие свершения наказания – приход посланника.

 

2 - Есть много аятов, свидетельствующих о том, что деяния сами по себе обладают свойством быть плохим или хорошим. Подобно тому, как ширк является ширком, мерзкие деяния тоже являются греховными и скверными. Ведь несомненно, что ширк является ширком и до и после его запрета.

Кто скажет, что мерзость, зло и греховные деяния обретают эти свои свойства только после запрета, подобен тому, который скажет, что ширк стал ширком после запрета ширка как такового, ложность чего очевидна.

Другим доказательством этого положения является то, что Аллах отвергает поклонение другим, называет это величайшей несправедливостью. Он приводит множество примеров и логических доказательств для того, чтобы показать ложность ширка. Если бы скверность ширка определялась только запретом, тогда приводить все эти логические аналогии и примеры было бы бессмысленным. Кроме этого если бы дело обстояло, таким образом, было бы теоретически возможным, чтобы Аллах мог приказать поклоняться другим и запретить поклоняться себе. Свят Аллах! В таком случае, какой смысл в уме, естестве и здравомыслии, к которым направляются логические доказательства и примеры о ширке. Тем более что ширк - это величайшее зло и несправедливость. Если в разуме и естестве нет ничего такого, что дало бы понять скверность ширка, то, что вообще может понять человек? Ведь ложность ширка самое ясное и само собой разумеющееся из всех заключений, до которых человек доходит рассуждением.

Коран полон примерами и логическими аналогиями, опровергающими ширк. Вот один из аятов:

"Приводит Он (Аллах) пример вам из вас самих (из вашей жизни). Примете ли вы свою прислугу в качестве совладельцев вашего имущества, которым Мы вас наделили так, чтобы вы были равны во власти над имуществом, и вы боялись бы, что они поделят это имущество подобно тому, как его делите вы? Так разъясняем Мы знамения для людей размышляющих!"

(Румы(30), 28)

Аллах, приведя этот пример из их жизни, заставляет мушриков умом и своими чувствами на деле понять всю несообразность ширка. В самом деле: Раз вы не принимаете в своем имуществе и власти слугу, который распоряжался бы наряду с вами, то, как вы можете принять сообщника в моей власти и имуществе, который бы распоряжался моим имуществом и имел бы долю во власти, и затем направлять к нему свои поклонения наряду со мной?

Это свидетельствует о том, что скверность и ложность ширка установлена умом и естеством. Посланники же всего лишь напоминают и пробуждают уже готовую информацию о ложности ширка и направляют к уже готовому, в душах, таухиду.

Следующий аят аналогичен:

"Аллах приводит примером человека, который во власти нескольких владельцев, распоряжения и приказы которых не совпадают (таким образом, тот человек мечется между ними, не зная кому угодить), и человека, подчиняющегося только одному человеку (таким образом, подчиненный спокоен, конкретно знает, что ему делать). Равны ли они в примере? Слава и хвала принадлежит только Аллаху! Да, но большая часть их не знает!"

(Толпы(39), 29)

Каждый, кто поразмышляет над этим примером, умом и естеством может понять разницу между этими двумя людьми и понять, таким образом, скверность ширка. Подобно тому, как описанные в примере люди не равны; тот, кто подчиняется и привязан одному божеству, не равен тому, кто подчиняется и привязан к нескольким.

(Мадаридж ас-Саликин, 1/246-256)

Уважаемый писатель (ибн Къайим) в другом месте говорит:

"А если бы вы не стали говорить: "Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, тогда мы последовали бы за Твоими аятами и стали бы одними из верующих", когда их постигнет (по справедливости) наказание за то, что раньше уготовали их руки (то мы не стали бы посылать посланника)".

(Рассказ(28), 47)

Господь сообщает здесь о следующем:

Те деяния, что совершали неверные до призыва посланника на самом деле достаточный повод для того, чтобы подвергнуть их наказанию. Но если бы Аллах дал им заслуженную кару они стали бы оправдываться, что им не был послан посланник и, что не была ниспущена книга. Аллах, посылая посланников, в корне пресек все доводы, которые могли бы выдвинуть неверные. Все это доказывает, что деяния этих неверных были скверными и до прихода посланника. Потому что они этими деяниями уже заслужили наказание. Но просто Аллах из милости установил закон, что он будет наказывать только после предупреждения посланниками.

 

На странице 11-ой той же книги он говорит следующее:

В аяте говорится:

"Или же они взяли себе божеств с земли, которые способны воскрешать? Земля и небеса неминуемо разрушились бы, если бы на них были божества кроме Аллаха. Далек Аллах – господь трона, от того, что они Ему приписывают!"

(Посланники(21), 21-22)

То есть если бы на земле и небесах были другие божества, которым подчиняются помимо Аллаха, то все испортилось бы и расстроилось. Следует обратить внимание, что здесь употребилось не слово господь (рабб), а божество (илях), смысл которого – тот, которому подчиняются, направляются, служат, поклоняются. Из аята следует, что во вселенной в действительности нет такого явления – поклонение другим, кроме Аллаха, как такового. Это теоретически невозможно, это противоречит разуму и логике вещей, потому, что если бы такое было в действительности, то земля и небеса расстроились бы.

На самом деле понимание скверности и ложности поклонения другим уже в готовом виде находится в естестве и разумах людей. Даже если посланник ничего не сообщит по этому поводу, здравомыслие и естество заставляет прийти к заключению о том, что ширк -величайшее зло и, что невозможно, чтобы Аллах приказал это.

Источником порядка и гармонии в мире является то, что Аллах единственное божество, которому все подчиняются. Смута и беспорядок же происходит только от поклонения другим, кроме Аллаха.

Поэтому невозможно, чтобы Аллах приказал нечто такое, что производило бы смуту и беспорядок. Он превыше всего этого.

 

На 12-ой странице он говорит следующее

“Полагаете ли вы, что Мы создали вас ради забавы и что вы к Нам не будете возвращены?”

(Верующие(23), 115)

Этими словами Он отвергает это ложное мнение о Нем и говорит, что он превыше этого. Это умалило бы Его мудрость, властелинство и божественность, поэтому это недостойно Его.

Посмотрите, как здесь логически строго и последовательно вырисовывается картина религии, где выстраиваются логически непротиворечивые связи между шариатом, наказанием и наградой. Посмотрите, как разумом доказывается судный день. В человеческом уме находятся все основные принципы религии, которые приносят посланники. Сообщения, приносимые посланниками, только подкрепляют идеи разума, будят угасшее естество и направляют их к родной душе, таухиду, законам божьим и к признанию того света.

 

На странице 39-ой он говорит:

В этой теме, несомненно, верным является следующее: "Причина наказания – скверность деяний, существует и до прихода призыва, но наличие этой причины не делает обязательным осуществление наказания. Аллах установил для свершения наказания условие – приход предупреждающих посланников. То, что неверные не подвергаются сразу наказанию, еще не означает, что они не виновны и не заслуживают его.

Это представляется нам единственно верным.

(Мифтах дарус-Саьада, 2/7-39)

Из всего этого мы можем заключить следующее:

1- Несомненно, что обвинение в ширке (такфир) имеет место и до предоставления незнающему мушрику доказательств.

2- Причина этому взятое Аллахом с людей, слово – мисак, разум видящий внешние знамения, и внутренние знамения – естество человека, которые уже содержат в себе нечто побуждающее человека к таухиду.

3- Совершающий ширк человек виновен, порицаем, ущербен и неполноценен, несмотря на то, что совершает ширк по незнанию. Вообще такой находится на краю пропасти, играется с огнем, его каждый момент ожидает опасность – наказание, ибо ширк величайшее на свете зло. Но при всем при этом наказание свершается только при наличии определенного условия – приход посланника. Аллах установил это из свойственной Себе милости к рабам.

В некоторых положениях незнающим мушрикам есть оправдание, а в некоторых нет. В том, чтобы они не подвергались наказанию до прихода посланника, в этом вопросе им есть оправдание. Но им нет оправдания в том, чтобы не считаться мушриками. Они считаются погрязшими в ширке, они не хоронятся на мусульманском кладбище, ради них не делается намаз – джаназа, за них не просится прощение. То, что они зарежут, не употребляется в пищу, между ними и муслимами не устраиваются браки, а самое главное из всех положений, где нет им оправдания это то, что они не входят в Рай, будучи в таком положении.

 

Ибн Таймия сказал:

В напоминании есть большая польза для всех. Те из людей, кто послушается назидания - им будет из этого польза. Те, кто будет упрямиться - вместе с напоминанием против них установится доказательство (худжджа) и они подвергнутся наказанию. Таким образом, это становится уроком для других и в конечном итоге, снова из напоминания была извлечена польза. Кроме этого, после того как мы выполним напоминание нам разрешается делать против воспротивившихся джихад и наказывать их. И это большая польза для нас в смысле получения награды. В общем, в каждом напоминании есть польза, пусть даже если это будет только для верующих.

(Маджмуьуль-Фатауа, 16/162)

То есть война и джихад с мушриками возможен после предупреждения, но мушриками они являлись и до предупреждения.

 

Также в другом месте ибн Таймия говорит:

"Когда посланник выполнил призыв, считается, что доказательство представлено всем. Те, кто не потянулись к нему и отвернулись, считаются предупрежденными, даже если они в неведении относительно сути призыва. Призыв считается достаточным, если для каждого желающего имеется возможность воспользоваться призывом. Кто не воспользуется и отвернется, тот подвергается наказанию".

(Маджмуьуль-Фатауа, 169, 254)

В другом месте ибн Таймия говорит:

"Все люди заслуживают наказания, кроме тех, кто поклоняется только Аллаху. Тот же, кто не совершает ширк, но не поклоняется Аллаху (например фараон) на самом деле еще хуже чем многобожники. Нужно совершать две вещи:

1) поклоняться Аллаху;

2) не поклоняться никому другому (поклоняться только Аллаху).

Это и есть сущность Ислама и все люди ответственны за это. В этом вопросе никому нет поблажки, и эта обязанность ни с кого не спадает. Но вместе с этим Аллах не наказывает, пока не пошлет посланника. Но хоть он и не наказывает невежественного мушрика, Аллах не вводит его в Рай, ибо туда не входит никто, кроме единобожников. Как передано в достоверных преданиях, Аллах будет отдельно испытывать тех, до кого не дошел призыв посланников, например детей, умалишенных и тех, кто умер в период фатрах.

(Маджмууль-фатауа, том 7, стр.477)

 

Из этого отрывка мы понимаем, что мушрик не может войти в Рай, даже если он совершал ширк по незнанию. Аллах предназначил Рай только для тех, кто находится в религии Аллаха – Ислам. Ислам же означает полное подчинение себя Аллаху во всех сферах божественности и господства. Отсюда ясно, что мушрик не может считаться муслимом.

Эти положения действительны для всех людей без исключения потому, что мисак был взят со всех. Из какого бы племени, рода или общины человек не был, если он совершил ширк, пусть даже по незнанию, эти положения имеют место для него. Это касается даже общины (умма) Мухаммада, , и тем более ахлюль-китаба.

 

Ибн Таймия сказал следующее:

Да, наступают такие времена, когда большинство людей не могут постичь смыслы нассов (аятов и хадисов). Это происходит не из-за того, что нассы непонятные. Нет, причина этого в них самих. Ведь невозможно, чтобы в Коране находилось что-нибудь противоречащее здравомыслию и достоверному опыту. Аллах ниспустил Коран как лечитель сердец и разъяснитель всего. Если в одном месте есть что-то непонятное, то это разъясняется в другом месте. Но иногда бывает так, что для нас бывают скрытыми некоторые знания, переданные нам Аллахом через институт посланничества. Это может происходить по-разному: иногда до нас могут не дойти сами тексты аятов и хадисов, иногда до нас может не доходить их смысл (мы не можем понять). При отсутствии света посланника люди погружаются в невежество (джахилийя). Вот тогда религия потихоньку разваливается и наступает ширк. Распространяются всевозможные смуты и беспорядки: религиозные и социально-политические. Все это происходит по причине невежества. Малик б. Анас в связи с этим сказал следующее:

"Когда уменьшаются знания, бесполезные вещи начинают размножаться подобно пене. Когда уменьшается доступ к аятам и хадисам начинают господствовать ложные страсти и желания"

Поэтому смуты уподобляются мраку.

Ахмад в одной из своих хутб сказал:

"Слава Аллаху, он оставляет обладателей знания во всех периодах фатра, но прямой путь (хидая) люди могут обрести благодаря лишь благословенному свету посланника (аяты и хадисы)".

В аяте говорится:

"А если придет к вам от Меня наставление на прямой путь (хидая) - то, кто последует за Моим наставлением, тот не собьется и не будет несчастным!"

(Та Ха(20), 123)

То есть те, кто последует за посланниками – они обретут прямой путь и счастье. Это есть универсальное описание верующих. А те, кто воспротивится посланникам – они люди заблуждения и подвергаются наказанию.

Кроме этих еще остаются заблудшие люди невежества, до которых свет посланника не дошел, и поэтому они впали в различные мерзости и ширк.

Но Аллах говорит:

"и Мы не наказывали, не послав предварительно к ним посланника”.

(Перенес ночью(17), 15)

“(Мы послали) посланников благовествующих (о награде) и увещающих (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах велик, мудр!”

(Женщины(4), 165)

"Господь твой не был таков, чтобы губить селения, пока не пошлет в центральное из них посланника читающего им Наши аяты. Мы не губили селений без того, чтобы обитатели их были несправедливы!"

(Рассказ(28), 59)

Вот, Аллах не наказывает людей, подвергая их мучению, пока не пошлет им посланника. Согласно некоторым преданиям тем людям, которым на земле не был послан посланник, Аллах в судный день на площади "Арасат" пошлет им специального посланника.

(Маджмуьуль-Фатауа, 17/307-308)

 

Это было мнение ибн Таймии относительно общины Мухаммада (с.а.в.). А вот, что он говорит про общины ахлюль-китаба:

Христиане это такие люди, которых мы ни в коем случае не поддерживаем, а наоборот порицаем за то, что они впали в крайность в своей религии, внесли в нее ширк, кроме этого отвергли нашего Посланника . Все, что они внесли нового, пусть даже будучи искренними, как например это имело место в случае аскетизма (монастырство, отшельничество), все это их выдумки. А каждая выдумка в области религии это заблуждение. Если выдумщик был искренен, то он не подвергается наказанию, но ни пользы, ни награды от своей выдумки не получает.

Иудеи более яростны в куфре чем христиане, несмотря на то, что христиане более погрязли в невежестве и заблуждениях. Это потому, что они покинули истину сознательно. Поэтому на них обрушился гнев. Обе эти группы в заблуждении. Но заблуждение понятие широкое. Заблуждение иудеев таково, что влечет за собой проклятие и наказание. Заблуждение христиан таково, что хоть оно и не влечет за собой наказания, но лишает их какой-либо награды за их деяния. Но если после того, как им будет представлена истина, они отвергнут ее, то подвергаются наказанию.

(Маджмуьуль-Фатауа, 19/190-191)

Согласно этим высказываниям ибн Таймии, христиане мушрики. Да и вообще это такой вопрос, в котором не может быть сомнений. Наказание христиане заслуживают только после того, как они будут предупреждены. Это предупреждение уже свершилось после прихода нашего Посланника, .

Эти высказывания принадлежат ибн Таймие и таких разъяснений в его книгах множество. Он утверждает, что эти положения действительны для всех и этому нет географических, временных или национальных исключений. Эти положения универсальны, потому что каждый давал слово Аллаху и незнающие нарушили его и изменили своему естеству и разуму. Поэтому они ни в коем случае не являются муслимами. Кроме этого они не привязались к религии Аллаха.

В аяте повелевается:

"А ведь им было приказано ничто иное, как только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию (от ширка), будучи ханифами (свободными от ширка и заблуждений) и выполнять молитву (намаз) и давать закят. Это и есть прямая религия (вера)!"

(Ясное знамение(98), 4)

Здравомыслие и разум являются общими для всех людей. Аллах всех людей сотворил на основе чистейшего таухида. В аяте повелевается:

“Направь же свой лик к религии будучи "ханиф"ом (свободным от ширка, куфра и заблуждений). К религии, которая есть фитратуллах (естество – устроение Аллаха), который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это – прямая религия, но большинство людей не знает”.

(Румы(30), 30)

Выражение салафов тоже не содержат в себе каких-либо исключений в связи с этим.

В Коране и сунне есть еще много доказательств на эту тему. Те доказательства, что мы упомянули, достаточны для тех, кто ищет истину. Те же, кто отворачивается от нее - они не уверуют, сколько доказательств им не было бы приведено. Аллах описывает таких следующим образом:

"Поистине, те, над которыми осуществилось слово твоего Господа (предопределение о том, что они умрут неверными), не уверуют, пока не увидят мучительное наказание, даже если бы пришли к ним все знамения!"

(Йунус(10), 96-97)

Мы просим Аллаха продолжить нашу жизнь муслимами, умертвить нас только муслимами и соединить нас с праведниками. Кого направит Аллах, нет ему сбивателя. Кого же он собьет, нет ему направителя. Вся слава и хвала принадлежит только Аллаху, и все дела возвращаются к Нему. Теперь, с разрешения Аллаха, переходим ко второй части книги.

Часть вторая.

Содержание:

 

Раздел первый: Некоторые условия Ислама взятые из Корана.

Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама

Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама

Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать его.

Глава четвертая: Единить Аллаха в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама.

Раздел второй: Некоторые условия Ислама взятые из сунны.

Глава первая: Знать смысл свидетельства – одно из условий таухида

Глава вторая: Выражение "говорить что-то" подразумевает в себе, что говорящий знает то, что он говорит.

Глава третья: Что означает "свидетельствовать"?

Глава четвертая: Отвергать тагутов – условие свидетельства.

Глава пятая: Произносящий свидетельство только тогда получает неприкосновенность жизни и имущества, когда полностью покидает ширк и куфр.

Глава шестая: Юридический ислам

Глава седьмая: Суть таухида – знать Аллаха

Глава восьмая: Невозможно считаться поклоняющимся Аллаху, находясь в ширке.

Глава девятая: Условие поклонения

Глава десятая: Ширк – показатель невежества относительно Аллаха.

Глава одиннадцатая: Первоочередность знания перед словом и действием

Глава двенадцатая: В Рай могут войти только муслимы

Раздел третий: Некоторые условия Ислама, взятые из слов ученых.

Глава первая: Наличие таухида есть неизбежное условие для того, чтобы считать человека муслимом.

Глава вторая: Подчиняться положениям Ислама есть условие действительности Ислама.

Глава третья: Что такое ханиф?

Глава четвертая: Выполнение требований таухида на словах и на деле является условием его действительности

Глава пятая: Принимать законодательство кого-нибудь другого, кроме Аллаха есть ширк в божественности и господстве.

Раздел четвертый: Некоторые основополагающие правила и принципы, связанные с понятием веры.

Глава первая: Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама.

Глава вторая: Кто посчитает нормальным покидать шариат станет неверным.

Глава третья: Знание и деяния - неотъемлимые составляющие веры, без которых она недействительна.

 

Раздел первый: Некоторые условия Ислама взятые из Корана.

 

Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама.

 

Если некто произносит "Ля иляха илля Аллах", выполняет все поклонения, предусмотренные Исламом, но вместе с этим совершил хотя бы один из видов большого ширка, такой человек муслимом не считается. Для того чтобы он считался муслимом необходимо, чтобы он полностью был свободен от всех видов большого ширка. Вот доказательства этому:

 

Аят первый:

"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – прощающий, милосердный!"

(Покаяние(9), 5)

 

Куртуби в тафсире аята говорит:

"Если они обратятся" – это означает следующее: "если они покинут свои ширки".

"и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – эту часть аята нужно хорошо обдумать. Сначала Аллах причиной убийства человека установил его ширк вот этой частью аята – "убивайте многобожников". Затем же разрешил не убивать его "Если они обратятся". Отсюда следует, что настоящая причина убийства это ширк. Можно было бы подумать, что если человек покинет ширк, но не станет делать намаз или не станет давать закят, его можно не убивать. Это логично, но Аллах упомянул еще два условия кроме оставления ширка. Это условие "делать намаз" и условие "давать закят". И мы не можем закрыть глаза на эти условия или преуменьшить их роль.

 

Есть хадис аналогичный этому аяту:

"Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Аллаха на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же (внутреннее положение, которое мы определить не можем) принадлежат Аллаху." (В других версиях вместе "кроме прав Аллаха не это" передается "кроме прав Ислама на это")

 

Имам ибн Араби(маликитский учёный) сказал следующее по поводу этого аята и хадиса: "Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга"

(Тафсир Куртуби)

 

Обратите внимание на слова Куртуби. Куртуби говорит, что необходимость убийства человека за его ширк не исчезает, пока он свой ширк не покинет. Имам ибн Араби же сказал, что смыслы аята и хадиса подходят друг другу. Этот аят показывает нам, что мушрики не убиваются и отпускаются лишь тогда, когда они полностью покидают свой ширк.

 

Багауи в тафсире аята сказал:

"Если они обратятся" – то есть если обратятся от ширка. "и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – то есть оставьте их, пусть свободно ходят в своих городах, также они могут входить в Мекку.

(Тафсир Багауи)

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" – то есть не ограничивайтесь относительно их только словами и обращению к их совести. Наоборот осаждайте их в их крепостях и убежищах, поджидайте их на дорогах и местах обитания. Делайте это, чтобы вы смогли зажать их и заставить их либо умереть, либо принять Ислам. Поэтому Аллах сказал: "Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их". Это и есть аят, на который вместе с подобными, опирался абу Бакр когда воевал с теми, кто не давал закят. Условие запрета войны с ними это наличие у них определенных деяний, а именно – вход в Ислам и выполнение всех его требований...

Поэтому в большинстве случаев намаз и закят упоминаются рядом, например как в следующем хадисе: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят”.

 

Абу Исхак передал от ибн Масьуда, как тот сказал: "Вам приказано и выполнять намаз и давать закят. Кто не даст закят, его намаз недействителен".

 

Абдур-Рахман б. Зайд б. Ашлам сказал: "Аллах не принимает намаза без закята".

 

Да смилуется Аллах над абу Бакром, как он был сведущ в вопросах религии!

 

Имам Табари передал хадис с передачей от Анаса: Расулуллах сказал: "Кто будет поклоняться только Аллаху очищая пред Ним веру, не придаст Ему ничего в равные и покинет этот мир, будучи в таком положении, то Аллах покинет его довольным им".

 

Также Табари передает от Анаса: "В хадисе подразумевается настоящая религия Аллаха – такая религия, с которой приходили все посланники к своим народам."

 

Это слово Анаса подтверждает данный аят: “Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их“.

 

Их обращения это то, что они бросят поклоняться другим вместо Аллаха, направятся только ему, будут делать намаз и давать закят. Аналогичные положения повторяются в другом аяте той же суры: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!"

(Покаяние(9), 11)

(Тафсир ибн Касира)

 

Имам Табари в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся," – то есть если они перестанут совершать свои ширки и отвергать посланничество Мухаммада и искренне направятся к Аллаху, очищая перед Ним религию, поклоняясь только Ему и отвергая всех ложных божеств и тагутов и примут посланничество Мухаммада .

(Тафсир Табари)

 

Аят второй:

"А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!"

(Покаяние(9), 11)

 

Куртуби в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение" – то есть если прекратят свой ширк и направятся к положениям Ислама, "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими религиозными собратьями.

Ибн Аббас сказал, что этот аят запретил проливать кровь приверженцев къиблы.

(Тафсир Куртуби)

 

Багауи в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся" – то есть, покинут свои ширки. "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими братьями по религии, имеющими все те права, что имеете вы.

(Тафсир Багауи)

 

Этот аят показывает, что сражение с мушриками длится до тех пор, пока они не обратятся от своего ширка, пока не будут выполнять намаз и давать закят. Весь салаф объединился в том, что под выражением "А если они обратятся" подразумевается обращение от ширка и куфра, удаление от всех ложных божеств и тагутов и отвержение их, направление к исламским нормам. Также салаф единогласен в том, что смысл хадиса "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят"аналогичен со смыслом этих аятов. Поэтому то толкователи, толкуя эти аяты, все время упоминают эти хадисы.

 

Этот хадис тоже сообщает, что необходимо сражаться с неверными пока они оставят свои ширки и куфры. Этот смысл подтверждает другой достоверный хадис:

Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаха сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху”.

 

Поэтому то имам Бухари открыл в своем сборнике главу: "Если они обратятся, будут выполнять намаз и давать закят, отпустите их", а под ним разместил хадис с передачей от Абдуллаха б. Умара: РасулуЛлах сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

 

Вот как толкует этот хадис Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани:

"Этот хадис разъясняет смысл аята. В аяте говорится просто "А если они обратятся". Посланник Аллаха разъясняет сущность этого обращения: "Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах". Связь аята с хадисом также проявляется в аналогии следующих выражений аята и хадиса: “то отпустите их” и “то уберегут от меня свою кровь и имущество”.

(Фатх аль-Бари, том 1, стр. 94-95)

 

Отсюда мы понимаем следующее:

Безопасность жизни и имущества сохраняется только тогда, когда соблюдается выполнение всех условий и требований свидетельства, а именно единить Аллаха в господстве и божественности и отвергать всех тех, кому поклоняются вместо Аллаха и следствия из этого. Если человек не выполнял этого, но произносил два свидетельства, то считался находящимся в ширке, и ему не была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Когда человек произносил свидетельство, предполагалось, что он знает смысл свидетельства и на деле выполняет все его условия и требования. Если впоследствии в его жизни обнаруживалось что-либо противное свидетельству, то относительно него выносилось суждение, что он вероотступник.

 

Имам Шаукани говорит:

"Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами."

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)

 

Шаукани в другом месте говорит:

Те, кто принесут свидетельство, и в деяниях которых не обнаружится ничего противоречащего свидетельству – они есть муслимы, кровь и имущество которых неприкосновенно, как это и установлено в известном хадисе.

Аналогично, если муслимы собираются убить неверного, и он произнесет слово "Ля иляха илля Аллах", сообщая им, что он желает этим войти в Ислам и не пройдет достаточного времени, чтобы обнаружилось, что он неискренен; например, если еще не прошло время намаза; в таком случае мы должны вынести суждение относительно его внешнего поведения и признать его муслимом, ибо пока от него еще не изошли деяния, противоречащие свидетельству. Посланник Аллаха упрекнул Усаму б. Зайдаза то, что он нарушил это правило. Но если некто произнесет свидетельство, но вместе с этим совершит деяние, противоречащее таухиду, например, совершит относительно мертвых то, что совершают мушрики (уверует, что они могут принести вред или пользу и вверит себя им, направит к ним молитву и т.п.), в таком случае он опроверг то слово, что произнес. Он уже внешне проявил свой ширк и поэтому ни в коем случае не может считаться муслимом.

Если, находясь в ширке, для того, чтобы стать муслимом было бы достаточно только произнести слово "Ля иляха илля Аллах" и выйти из куфра, то это слово принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаха; и христианам, которые говорили, что Иисус сын Аллаха а также и двуличным, которые внешне произносили слово "Ля иляха илля Аллах". Ведь все перечисленные нами группы людей говорили слово единобожия – "Ля иляха илля Аллах".

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 42)

Шаукани в другом месте так-же говорит:

Аллах смотрит не на формальные фразы, а на деяния, источник которого - верования, укрепившиеся в сердце, а также на сердца. Если бы это так не было Аллах не разделял бы верующих от двуличных.

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 68)

 

Шайх абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касым сказал следующее:

"От ибн Умара передано, что Посланник сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Под людьми подразумеваются мушрики. Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах" означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия.

"пока не станут делать намаз и давать закят" – В этой части хадиса упомянуты два столпа Ислама, без которых ислам у человека недействителен. "уберегут от меня свою кровь и имущество" – тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам. "Кроме соответствующих прав ислама на это" – означает подчинение остальным положениям Ислама. Абу Бакр сказал: "Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше Посланнику Аллаха я открою им войну".

(Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)

 

Аят третий:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!"

(Корова(2), 193)

 

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят ... то ведь Аллах видит то, что они делают!”

(Добыча(8), 39)

 

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"Даххак передает от ибн Аббаса, что под «фитной» подразумевается ширк. Также толкуют «фитну» абуль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби б. Анас, Судди, Мукатил б. Хаййян, Зайд б. Аслам и другие.

 

Мухаммад б. Исхак передал от Урвы б. Зубайра и других ученых, что смысл "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны" следующий: "Сражайтесь с мушриками ради того, чтобы муслимы не впадали бы в искушение в их религии (чтобы мушрики не соблазняли муслимов к ширку)".

 

"пока религия не будет посвящена Аллаху" – Даххак передал, что ибн Аббас растолковал это выражение как "пока Аллах не будет единиться (пока не будет единобожия)".

Хасан, Катада и ибн Джураудж растолковали это как "пока все не скажут "Ля иляха илля Аллах"".

Мухаммад б. Исхак этому привел следующее толкование: "пока все не будут единить Аллаха, без какого-либо ширка и все не отвергнут то, чему поклоняются наряду с Аллахом".

Абдур-Рахман б. Зайд б. Аслам сказал, что это означает: "пока не исчезнут все куфры"

 

Хадис, переданный Бухари и Муслимом, подкрепляет все эти толкования (все толкования в принципе сходятся к одному смыслу): Посланник Аллаха сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах" ..."

(Тафсир ибн Касира)

 

Багауи в тафсире аята говорит:

"И сражайтесь с ними" – то есть с мушриками; "пока не будет больше фитны" – то есть ширка; другими словами: "сражайтесь с ними, пока они не станут муслимами". Это так, потому что от мушриков (в отличие от мушриков ахлю-китаба) не принимается ничего другого, кроме того, чтобы стать ему муслимом. Если они не станут ими, то убиваются. "Пока религия не будет посвящена Аллаху" – то есть пока поклонения и подчинения не будут направляться единственно Аллаху. "Аллаху" – то есть подчинение и поклонение будут направляться только Аллаху и никому другому.

"А если они прекратят" – то есть если они покинут свои куфры и ширки и станут муслимами... "то нет вражды, кроме как к несправедливым" – то есть после этого сражение будет только по отношению к несправедливым.

(Тафсир Багауи)

 

Табари в тафсире аята говорит:

Смысл аята следующий: "Сражайтесь с мушриками, пока ширк не исчезнет, и поклонения и подчинения будут направляться не ложным божествам и тагутам, а только Аллаху. Если они перестанут с вами воевать и примут вашу религию, вы тоже перестаньте воевать с ними, ибо вражда действительна только по отношению к мушрикам.”

"Фитна"упомянутая в аяте означает ширк и куфр. Вот и Ибн Аббас, Катада, Муджахид, Судди, ибн Зауд тоже истолковали «фитну» так. Согласно этим толкованиям смысл начала аята таков: "Ей верующие, сражайтесь с неверными, пока на поверхности земли не исчезнет многобожие и неверие, и пока на земле не будет господствовать "Ля иляха илля Аллах".

В связи с этим Бухари и Муслим передают хадис: Посланник Аллаха сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах" ..."

В конце аята говорится "А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Это означает: "Если сражающиеся с вами неверные перестанут воевать с вами и войдут в вашу религию, перестанут поклоняться другим помимо Аллаха, примут все приказы Аллаха и подчинятся Ему, то и вы перестаньте сражаться с ними. Потому, что вражда может быть только по отношению к несправедливым, то есть к мушрикам.

Раби б. Анас и Икрима сказали, что под несправедливыми подразумеваются те, кто не хочет говорить "Ля иляха илля Аллах". Согласно Муджахиду же это те, кто сражается против муслимов.

Вражда к несправедливым осуществляется путем препятствия его несправедливостям. Но нельзя впадать в крайность в этом вопросе. Достаточно препятствовать его несправедливостям и наказывать его за это, но дальше идти во вражде нельзя.

(Тафсир Табари)

 

Куртуби в тафсире аята говорит:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху". – Ученые разделились в определении причины войны. Одна группа говорит, что этот аят действенный и упразднил все предыдущие положения. Согласно этому пониманию аят приказывает убивать любых мушриков, будь они враждебные, будь миролюбивые. То есть причина его убиения не то, что он воюет против муслимов, а то, что он есть мушрик сам по себе.

Вторая группа утверждает, что причина сражения с мушриками это то, что они воюют с муслимами. Если они прекратят войну, то и муслимам нужно оставить их, несмотря на то, что они продолжают оставаться мушриками. Эта группа говорит, что данный аят не есть упраздняющий (насих), а действенным остается следующий аят, где приказывается война с воюющими мушриками: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами..."

(Корова(2), 190).

 

Но первое мнение более достоверное. То есть верно то, что нужно сражаться со всеми неверными независимо от того воюют ли они с нами или нет. Доказательством этому является следующее выражение в данном аяте: "пока религия не будет посвящена Аллаху".

Кроме этого Посланник Аллаха сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах" ..."

(Бухари, Муслим)

Вот, этот аят и хадис показывают, что причиной нашей войны с мушриками является чисто их куфры и ничто другое. Ведь Аллах сказал: "сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Фитна же означает ширк и куфр. Здесь целью сражения указан именно куфр, а не что-нибудь другое. Это ясный вопрос.

Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что под «фитной» подразумевается ширк и как естественное следствие этого, притеснения и угнетения, причиненные мушриками муслимам. Словарным значением слова "фитна" является испытание. Например, это слово используется для выражения процесса расплавления серебра или золота с целью испытать его качественное оно или нет, содержит ли оно в себе чужеродные примеси или нет.

 

“...А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!“

Они могут быть или обычными мушриками или ахлюль-китаб. Если это будут мушрики, то эта часть аята будет означать: "если они прекратят свои куфры и войдут в Ислам, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Этот смысл проявляется в предыдущем аяте: "Если же они прекратят, то ведь Аллах – прощающий, милосердный!"

(Корова(2), 192).

 

В случае с приверженцами Писания, то смысл будет как в следующем аяте: "Сражайтесь с людьми Писания (ахлюль-китаб), которые (в конечном итоге) не веруют в Аллаха и в последний день, которые не считают запретным то, что запретил Аллах и Его Посланник, и которые не следуют истинной религии, пока они собственноручно не станут платить дань (джизья), будучи униженными."(Покаяние(9), 29).

(Тафсир Куртуби)

 

Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?

 

Коран утверждает следующее:

Мушрики не отделаются от войны с ними, пока они не покинут ширк, не удалятся от него и их представителей, пока они не отвергнут тагутов и мушриков, пока они искренне не станут поклоняться, очищая перед Ним религию, Единственному и Могучему Аллаху, ничего не придавая Ему в равные.

 

Нашей целью было опровергнуть одно распространенное ложное мнение, согласно которому, для того, чтобы человек стал муслимом достаточно лишь произнести два свидетельства; знать же их смысл, выполнять все требования и условия двух свидетельств, покидать ширки и куфры желательно, но необязательно. Если после всего этого, кто-то будет упрямиться, то лучшим для него доказательством будет попросту прекратить с ним спор.

 

Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама.

 

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий"

(Корова(2), 256)

 

Куртуби в тафсире аята говорит:

Аллах этим аятом установил два условия для того, чтобы ухватиться за рукоять: Отвергнуть тагута и уверовать в Аллаха.

Под рукоятью же подразумевается следующее:

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Ибн Аббас, Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллах". Все эти объяснения не противоречат друг друга и сходятся в один смысл.

(Тафсир Куртуби)

 

Багауи в тафсире аята говорит:

"Кто отверг тагута..." – тагут это шайтан. Некоторые сказали, что тагут это все то, чему поклоняются кроме Аллаха.

"…и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – то есть привязался к прочной, надежной религии, которая никогда не разрушится.

(Тафсир Багауи)

 

Шанкъити сказал:

Аллах сказал:

“К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!»“

(Пчелы(16), 36)

Этот аят доказывает, что одним из условий того, чтобы поклонение к Аллаху принималось, является отвергание тагутов и ложных божеств. Это же положение есть в следующих аятах:

“Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий"

(Корова(2), 256)

“Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать ему в равные.”

(Йусуф(12), 106)

И другие аяты.

(Адуауль-Байан)

 

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"Кто отверг тагута" – то есть, кто отвергнет идолов и все к чему шайтан призывает поклоняться; "и уверовал в Аллаха" – то есть, кто будет единить Аллаха во всем и засвидетельствует "Ля иляха илля Аллах"; "тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – тот привяжется к истине и окажется на истинном пути.

Умар б. аль-Хаттаб сказал, что тагут это шайтан. Это хорошее объяснение потому, что шайтан вообще источник всего злого, включая и поклонение изваяниям, прошение у них помощи, судиться по их законам и др.

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллах". Все эти

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.