Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составлен: программе.
Метод применяется:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жиз ни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, ег: интересов и т.д.;
б) в сочетании с другими методами исследования получения дополнительных данных (подтверждения, уточнения того, что было выявлено);
в) для первоначального знакомства, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть стандартизированной (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированной (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план проведения.
Успешность беседы зависит:
А) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников, учет условий, места проведения и т.д.).
Б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдение требований воспитательного процесса, правильность постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).
МЕТОД БЕСЕДЫ
Требования
1. Сформулировать цель беседы.
2. Составить план (целевые вопросы)
3. Подготовить «поддерживающие» вопросы
4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки, записи, кодировка ответов, условные обозначения).
5. Создать благоприятную обстановку (место, время и.т.д.)
6. обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.
7. Уметь владеть собой (педагогический такт).
8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и способностями речи.
9. Фиксировать результаты беседы.
Основные приемы
установления контакта
Деловые, естественные взаимоотношения.
Учет интересов и потребностей собеседника.
Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.
При формулировке
и постановке вопросов
ПРЕДПОЧИТАТЬ
вопросы
в косвенной форме
в определительной форме
краткие, максимально понятные собеседнику
Достижение определенной целит каждым вопросом.
ИЗБЕГАТЬ
ставить вопрос «в лоб»
малопространственных слов, слов с простым значением.
формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы
формулировок, внушающих определенные ответы
слов, вызывающих определенное отрицание (положительное) отношение
Не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника
Основные приемы ведения беседы
1. не торопить собеседника. Дать высказываться полностью.
2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.
3. искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного процесса
ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ
Прямые
Косвенные
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом.
Истинные цели для собеседника замаскированы.
«Нравится ли тебе твоя группа?»
Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ - искренен
«Всегда ли тебе хочется быть в группе?»
ИЛИ
«Предположим, что вы не успели закончить рисунок в отведенное время. Будешь ли ты дорисовывать ее позже?»
«Нравится ли ВАШИМ РЕБЯТАМ ваша группа?»
При ответе на такие БЕЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ собеседник выражает свою точку зрения.
ПРОЕКТИВНЫЙ ВОПРОС. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком то воображаемом человеке.
«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если бы его незаслуженно наказали?»
В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.
При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.
ВОПРОСЫ ВНУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ
Снижение
Очень внушающие
типа: «не согласен ли ты с тем, что …», «Не считаешь ли ты …», «Не кажется ли тебе…»
Степени
Внушающие
типа: «поделки ты делаешь?» (здесь совсем неизвестно, делает ли ребенок подделки)
Внушения
Менее внушающие
типа: «или – или» (любишь ли ты делать поделки или рисовать?»)
Наиболее благоприятная форма вопроса
Определительные вопросы
«Чем ты любишь заниматься дома?»
Примечание: Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.
Основные требования к проведению беседы
1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ
1) определить цель, иначе беседа - бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);
2) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:
а) ранжировать в порядке их значимости;
б) придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями;
в) план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;
3) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).
2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:
1) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;
2) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.
Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания:
Вникните в то, что его интересует.
Взгляните на мир его глазами, почувствуйте его чувствами.
Если увидите пассивность собеседника, значит, вы:
- начали с неудачного вопроса,
- спросили невпопад,
- у него нет настроения,
- взяли не тот тон,
- угодили в больное место...
Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно внимательными.
3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:
1) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
2) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями чувствами, довериться;
3) контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
2) неблагоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность - беспокойство, тревога).
5. ВЛАДЕЙТЕ^ СОБОЙ.
СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:
1) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
2) не обнаруживайте признаков властности;
3) не делайте упреков, реплик и т.д.
6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:
1) за особенностями речевого поведения собеседника:
- точностью формулируемых мыслей,
- оговорками, недомолвками,
- желанием уйти от ответа,
- паузами;
2) за эмоциональными реакциями:
- тембром голоса, интонацией;
- мимикой, жестами и др.;
3) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуто достоинство, самоуважение).
7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:
1) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
2) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения (например: «Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);
3) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;
4) слушать доверительно, показывая это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным 1с собеседнику:
* сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
5) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:
+ помочь освободиться от возможных страхов,
+ одобряйте точность высказанных мыслей;
6) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:
- помощи высказаться,
- помощи освободиться от возможных страхов,
- одобрения точности высказанных мыслей;
7) не должно быть причин, по которым можно прерывать собеседника (волнение, импульсивность, несущественность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):
- собеседник всегда говорит о значимых для него вещах,
- при прерывании беседы утрачивается контакт и важная информация может быть утеряна,
- нужно быть готовым к длительному ведению беседы;
8) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.
8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.
Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:
- об интересах и увлечениях;
- взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;
- потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.
9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ (Ребенок может ответить «да», чтобы произвести впечатление.)
10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:
а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;
б) при молчании делайте акцент на расспрос;
в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.
Каждый вопрос беседы должен преследовать определенную цель.
Например:
ЦЕЛЬ – ВЫЯВИТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План беседы
Что выявляет вопрос собеседника?
1. Хотел ли ты принять участие в постановке сказки «Теремок»?
Общее положительное или отрицательное отношение к постановке сказки
2. почему (по какой причине) ты хотел (или не хотел) бы участвовать в постановке сказки?
Осознаваемые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки
3. Ты уже участвовал в таких постановках?
Наличие опыта ребенка
4. Какую бы роль ты хотел сыграть?
Наличие привлекательности отдельных ролей
5. Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся?
Наличие интересов в ситуации свободного выбора. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики исследования.
6. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся?
Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Элементы театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка.
7. Много ли ребят вашего класса (группы) любят ставить спектакли?
Наличие интересов в условиях проективного вопроса.
При анализе беседы обратите внимание на следующее:
1) Получилась ли беседа? Если нет, то почему?
2) Какие приемы использовались (поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.)?
3) Особенности поведения ребенка (его мимика, жесты, интонация речи, оговорки).
4) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
5) Какие вопросы достигли цели и почему?
6) Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
7) Какие задачи решены в результате беседы?
Учитывая вышеизложенное проводите беседы с детьми во время педагогической практики.