Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада , его семью и сподвижников».
Некоторые пользы извлекаемые из этих фетв:
1) Они разъяснил что решение о неверие, - и то что человек становится по сути кафиром - , осуществляется только лишь по причине совершения куфра , это очевидно из их слов:
«... Рассматривается кафиром, муртаддом...в момент совершения саджды(земной поклон)". Исходя из этого: Тот кто знает истинное положение человека совершившего ширк , обязательно иметь в убеждении что такой кафир , иуртадд. Это убеждение не связано с применением наказания , так как приговор связан с решением судьи».
2) Они разъяснили что есть оправдание по невежеству так, что не исполняется наказание. То что решение о отступничестве и казни - решение которое выносят судьи, и связанное с этим, дальнейший приговор вероотступнику
- бывает только после разъяснения и установления довода. Этот смысл и тот, что был до него, очевиден из их слов:
" Разъяснение , установление довода, оправдательная отсрочка до применения наказания даётся отнюдь не для того чтобы назвать кафиром, после разъяснения , так как он становиться, и называется кафиром по факту суджуда (земного поклона) , обета, жертвоприношения не Аллаху".
Ва Ллаху алям
· Некоторые высказывания учёных, которые отвергали, а так же порицали тех, кто останавливался (воздерживался) от такфира невежественного мушрика, считая его мусульманином по причине сомнительного довода (шубха): «то, что довод не установлен, не разъяснен, сомнение и упрямство не устранено».
·
Первое:
Они (учённые Сунны) разъяснили то, что слово о том – « что довод не будет установлен до тех пор, пока не будет понят, пока сомнение не уйдёт , пока не станет ясной истина и упрямство*» - что это некоторые слова нововведенцев, таких как мутазилит Джахиз. Они являются словами неверия, так как явно противоречат Корану.
*тут и далее слово «упрямство», или «упрямый» будет означать то, что человек имеет знание, или знает истину, но отказывается за ней следовать.
Опровержение этому можно найти в словах Ибн Кудамы рахимахуЛлах:
" Касательно того, к чему склонился Аль Джахиз , то это явная ложь , неверие в Аллаха, Всевышнего противостояние Аллаху и Его посланнику. Мы с твёрдостью знаем то, что пророк повелел иудеям и христианам принять ислам и последовать за ним , пророк порицал их за то, что они остались на своём.
Мы воевали с ними , и убивали половозрелых из них, мы знаем то, что знающих упрямцев немного, поистине большинство тех, кто слепо последовал за своими отцами , не знали чудес пророка, и его правдивости. Аятов указывающих на это в Коране великое множество.
Второе:
Они пояснили что слово о том что – « довод не может быть установлен пока не будет понят , не уйдёт сомнение ,не разъясниться истина и упрямство , и то что такфир не допустим до тех пор пока довод не будет установлен таким образом» - является утверждением Дауда ибн Джирджиса , накшбандийского могилопоклонника. Опровержение этому в словах шейха Абдуллатифа ибн Абдуррахмана рахимахуЛлах - рассказывающего слова ибн Джирджиса:
" ...К этому относиться его ( ибн Джирджиса) вторая передача от Шейху ль Ислама , по поводу молитвы за нововеденцами , и не вынесения им такфира , и то что слово может являться куфром, и выносится общий такфир сказавшему, говорят:
" Тот кто это сказал , тот кафир"
однако не выноситься такфир конкретной личности сказавшей эти слова , до тех пор пока не будет установлен довод, за который выноситься такфир оставившему его.
Третье:
Они разъяснили что тот, кто воздержался от такфира невежды, совершившего явно большой ширк, считая его мусульманином является мнением основанным на убеждении о том, что ширк не нарушает Ислам.
Разъяснили что это утверждение крайних мурджиитов , которые поддержали слова Джахма ибн Сафвана , самые скверные слова в отношении Имана.
Сказал шейх Ибн Теймийя РахимахуЛлах:
« Отсюда становиться явной ошибка Джахма ибн Сафвана и его последователей, так как они полагали что Иман – это только лишь знание и признание сердцем. Они не считали что дела сердца относятся к Иману. Они пологали что человек может быть полноценно верующим, но при этом ругать Аллаха и Его посланника, враждовать с Аллахом и Его посланником, с приближенными к Аллаху рабами, дружить с врагами Аллаха, убивать пророков, разрушать мечети, унижать Коран, оказывать почтение неверным, принижать верующих. Они говорили:
« Все это грехи которые не противоречат Иману который в сердце; более того, тот кто совершает подобное он верующий внутренне…»
До слов:
… Эти слова самые отвратительные из того что сказано о Имане , однако, вместе с этим, это мнение большинства мурджиитов мутакаллимов»
· Четвертое:
Они разъяснили то, что - «основа Имана и то что ему противоречит из действий , ограничена только знанием» - это слово Джахма ибн Сафвана и его последователей , так как они полагали что Иман это просто знание и признание сердцем, и не относили поступки сердца к Иману.
Пятое:
Они упомянули что воздержание от такфира тому, кто совершил большой ширк , и решение о том, что он мусульманин исходя из сомнительного довода - установление довода - это невежество.
Сказал муфтий Абдуллах ибн АбдуЛлятыф , и его брат Ибрахим и шейх Сулейман ибн Сахман РахимахумуЛлах в общей фатве :
" Касательно слов: «Мы говорим что некое слово неверие , но не говорим о неверии сказавшего» говорить так в общем смысле является полным невежеством. Так же сказали:
«Это аргументация невежды Кораном и Сунной , который не знает , и не знает что он не знает ...»
Сказал муфтий шейх АбдульАзиз ибн Бааз рахимахуЛлах, в ответе на вопрос:
Группа современников говорит:
«тот кто сказал слова неверия или совершил поступок неверия, то не выноситься такфир до установления довода, и вводят в это правило могилопоклонников?»
Шейх ответил:
Это невежество, это их невежество , могилопоклонники кафиры, иудеи кафиры , христиане кафиры, однако перед казнью требуют покаяние, (у могилопоклонника) если откажется от покаяния, то казнят.
Сказал шейх Мухаммад ибн аль Усеймин рахимахуЛлах:
«Человека, который даёт обеты могилам, и праведникам, взывает к ним, называть мусульманином является невежеством, этот человек в действительности не Муслим , он мушрик»
Шестое:
Они сказали что это обман и смута для таухида
. Сказал шейх Абдуррахман ибн Хасан рахимахуЛлах:
« Потом приходят те, кто прекращает для людей обман, и вводит их в смуту, отдаляя от таухида, упоминая при этом слова учёных, добавляя что-то и убавляя. В итоге эта ложь оборачивается против них самих, потому что эта смута появляется среди людей Ислама, и религии. В отношении них (смутьянов) есть слова учёных , которые назвали их неверными, другие остановились в такфире, до установления довода, третьи не относили их к числу мушриков, а считали нечестивцами». Об этом мы поговорим при упоминании слов Ибн Аль Каййма , ин шаа Ллах.
Седьмое:
Они упомянули, что воздержание от такфира многобожнику, аргументируя это тем, что над ним не установлен довод, само по себе неверие, а остановившийся в такфире руководствуется сомнительным доводом, который мешает ему вынести личностный такфир.
Опровержение этому приходит в фетве (11043) постоянного комитета:
«Не дозволено единобожникам, которые убеждены в неверии могилопоклонников, выносить такфир своим братьям муваххидам, которые остановились в такфире могилопоклонников, пока не установят довод над ними ( муваххидами) , потому что они воздерживаются от такфира мушриков из-за сомненительного довода, а это - убеждённость в том, что надо установить довод могилопоклонникам, до вынесения такфира -, в отличии от иудеев, христиан, коммунистов и т.п., в отношении которых нет сомнения, что они неверные, и нет сомнения в неверии тех, кто не выносит им такфир...
Восьмое:
Они упомянули, что воздержавщийся от личностного такфира невежде мушрику - заблудший, восставший против Аллаха и Его посланника, отклонивщийся от пути верующих.
Сказал шейх Аба Биттин рахимахуЛлах:
«Их считали неверными все учёные, и не видели оправдания по невежеству, однако, говорят некоторые заблудшие, то что они ( мушрики) оправданы из-за невежества.
Так же он сказал рахимахуЛлах:
« Тот кто ограничил эту угрозу ( наказания) только в отношении упрямого, и вывел невежду, а так же имеющего неправильное толкование (та'виль) и "слепого" последователя (мукаллид) , то тот воспротивился Аллаху и Его посланнику , и отошёл от пути верующих. Факыхи книги по фикху , главу положение вероотступника начинают с того, кто совершил ширк, и не обуславливали этот поступок только упрямым.
Заблуждение такого человека, его восстание против Аллаха и Его посланника, а так же отклонение от пути верующих, все это произошло по причине его противоречия единогласию в неверии и выхода из Ислама мушрика ».
· Девятое:
Упомянули о том что, отсутствие такфира мушрику, показатель слепоты разума. В общей фетве имамов: шейха Абдуллаха и шейха Ибрахима, сыновья шейха АбдулЛятыфа ибн Абдуррахмана, и шейха Сулеймана ибн Сахмана рахимахумуЛлах сказано:
« Нет сомнения в их неверии и заблуждении, кроме как у того, кем овладели страсти и чей разум Аллах ослепил...»
Десятое:
Упомянули о том, что не знает суть Ислама тот, кто остановился ( воздержался) в такфире невежественного мушрика.
В общей фетве шейха Абдуллаха ибе АбдулЛятыфа , Ибрахима ибн АбдулЛятыфа и шейха Сулеймана ибн Сахмана сказано:
« Кто относит их (мушриков)к Исламу и утверждает что они мусульмане , не знает сути Ислама, и даже не почувствовал его запаха».
Их слова: «не знает сути Ислама» поясняют слова учёных: «то что такой невежда, и его невежество привело его к тому, что он выносит решение о отношении к Исламу того, кто совершил противоречащее религии.
Так же они сказали:
« Что касается джахмитов и могилопоклонников, то аргументирует подобного рода текстами на отсутствия такфира им тот, кто не знает сути Ислама, и и не знает то, что было ниспослано почтенным посланникам ...
Одиннадцатое:
Они сказали:
«тот кто остановился в такфире невежественного мушрика, то он такой же. Он вошёл в религию мушрика, в её основу».
Сказал шейх Исхак ибн Абдурахман рахимахуЛлах разъясняя манхадж шейху ль ислама ибн Теймийя:
«Поистине это и есть речь шейху ль ислама ибн Теймийя
- До слов: «требуют покаяние , если не покается то казнят, рубят голову...но не сказал ибн Теймия: «обучают(доводят до сведения)».
Не сказал ибн Теймийя:
« не становиться кафиром пока не обучат (доведут до сведения)», как полагают тот у кого нет знания, и тот, кто вошёл в религию мушрика , в её основу.
· НЕКОТОРЫЕ СЛОВА УЧЁНЫХ , РАЗЪЯСНЯЮЩИЕ ОСНОВУ ИСЛАМА, И ПРЯМЫЕ СЛОВА О ТОМ ЧТО ТОТ КТО НЕ ПРИШЁЛ С ОСНОВОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МУСЛИМОМ
·
Приведено в том, что ниспослано пророку Мухаммаду салляЛлаху аляйхи ва саллям , указание на то, что неверие в тагут и поклонение Аллаху , является условием действительности Ислама. Сказал Аллах: