Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЗАР - ЗАВИСТЛИВЫЙ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кариш бол да, къор болма, Эриш бол да, зар болма.

Зарны зарлыгъы жанына заран.

Зарны кёлю - тары бюртюк.

Зар адамны зауугъу — Асы л адамны сёкген.

Зарны дарманы — махтау.

Зар адамны къоншусу Аман сёзден къутулмаз.

Зарны бал асы — къызгъанч.

 

Дружи, но не покорствуй, Соперничай, но не завидуй.

Зависть завистника — его душе

во вред.

Душа завистника с просяное

зернышко.

Блаженство завистника -Хулить благородного.

Лекарство для завистника —

похвала.

Сосед завистника Хулы не избежит.

Сын завистника будет скупцом.

 

Согласно народным воззрениям, человек, совершая благодеяние, помогая ближнему, делает добро, прежде всего, самому себе (по евангельскому выражению, собирает себе сокровища на небе). Творение зла, точно так же, рассматривается как причинение вреда прежде всего самому себе, а пороки, толкающие человека на подлость, - как то, что, находится в нем, убивает его душу, жизнь. Такова зависть, подлинная отрава, делающая эту душу меньше просяного зернышка. Блаженство завистника -хулить того, кто выше его, человека благородного, пытаться низвести его во мнении других до своего уровня. Несколько умеряет его злобу лишь похвала в его адрес, но и то ненадолго.

Интересно, что скупость рассматривается как дальнейшее развитие зависти - в результате поражения, бесплодности усилий. Разочарование завистника в самом себе приводит к тому, что человек начинает искать компенсацию своей ущербности и «находит» ее в накоплении денег, дающих ему иллюзию своего превосходства и власти над окружающими.

 

ХЫЙЛАЧЫ - ХИТРЫЙ

 

Элге — акъылман, Хыйлачыгъа — душман.

Хыйланы бир хайыры Жети хата келтирир.

Хыйлачыны кёлю къара, Сёзю — учхара.

Хыйлачыгъа жукъ сорсанг, Не алдап къояр, не тынгылап

къояр.

Хыйланы къуйругъу — бир тутум.

Хыйла деген акъылны

ауанасыды.

Хыйла сёзге — ачыкъ сёз.

 

Для народа - мудрец, Для хитреца — враг.

Одна выгода от хитрости Принесет семь бед.

У хитреца душа черная, Речи — скользкие.

Спросишь у хитреца о

чем-нибудь -Или обманет, или промолчит.

У хитрости хвост короток

(один хват).

Хитрость — это тень ума.

На хитрые речи - открытый

ответ.

 

Возможно, есть на свете народы, имеющие женскую ментальность, в национальном характере которых такая черта, как хитрость, является прирожденной, естесственно возникшей компонентой. И, как все исконное, неприобретенное, она в их поведении и речи проявляется в тонких формах, эстетизированно, и рассматривается как признак ума. Такой компоненты в своем национальном характере карачаево-балкарцы не имеют, она им чужда, непонятна и неприятна до такой степени, что они по-детски удивляются и возмущаются, слушая рассказ о самой простой уловке: Къалай хыйлачы адамды! - «До чего же хитрый человек!», что означает еще и «подлый». Кодекс определяет хитрость лишь как тень ума, лживость. Поэтому и к отдельным людям (соплеменникам), обладающим ею, относятся с презрением: Бош, хыйлачы адамчыкъды -«Пустой, хитрый человечек» (даже если это относится к верзиле ростом в два метра). Хитрить, по воззрению типичного карачаево-балкарца, означает обманывать, из трусости или подлости. Настоящий же человек, особенно мужчина, должен говорить и действовать только прямо и открыто. Хитрости и козни типичный карачаево-балкарец распутать способен, но делает это с отвращением, думая и говоря при этом: Къалай бош ишле бла кюреширге тюшдю! - «Какими пустыми делами мне пришлось заниматься!»

Слово «хыйла», вероятно, однокоренное со словом хыйны «колдовство»; «колдовское зелье».

 

ТЕЛИ - ГЛУПЫЙ

 

Тели сёзюн эки айтыр.

Телиге къолан ариу. Те ли тойса, той бузар.

Телиге акъыл салгъандан эсе, Ёлгеннге жан салырса.

Чийсил тели юсюн махтар, Чий тели кесин махтар.

Акъылы жокъгъа мадар жокъ.

Телилени чынттысы Кесин акъылман сунар.

Телиле бла къош да болма, Хош да болма.

 

Глупый свою речь повторяет

дважды.

Для дурака красиво пестрое.

Дурак, наевшись, испортит

праздник.

Легче оживить мертвого, Чем глупого научить уму.

Полудурок хвалит свою одежду, Полный дурак хвалит себя.

Безумному помочь нечем.

Настоящий дурак

Всегда мнит себя мудрецом.

С глупцами не водись И не привечай.

 

Слово тели, в зависимости от контекста, означает «глупый, своенравный, слишком вспыльчивый, дурак, сумасшедший, помешанный». Возможно, оно однокоренное с тентек, телтек «глупый, полоумный, замороченный, теряющийся в догадках, плохо мыслящий», и тентире «шататься, раскачиваться». К глупости отношение тоже снисходительное, поскольку человек в ней не виноват, ему просто не повезло (Бог ума не дал), но если дурак начинает изображать из себя умника, отношение резко меняется, и ему не избежать насмешек. И, конечно, эти последние худшие, поскольку глупость их активна; в этом видится нахальство, самомнение и уверенность в том, что окружающих можно обмануть, провести. Они пытаются внушить свое превосходство, и их приходится осаживать. Если же урок не возымел действия, то с такими лучше вообще не иметь дела - пустая трата времени.

 

ГУДУ - ВОРОВСТВО

 

Урлап бай болгъандан эсе, Урламай, жарлы бол.

Гудучугъа къошулсанг, Атынг гудучу болур.

Урламагъан — адам улу, Урлагъан — харам гылыу.

Гудучуну баласы къыяулу болуп

тууар.

Ашагъан къутулур, Жалагъан тутулур.

Ашаса да - бёрю, Ашамаса да — бёрю.

Ийнек урлагъан - уручу, Ийне урлагъан — гудучу.

 

Лучше быть честным бедняком, Чем разбогатеть, воруя.

Поведешься с вором — Сам вором прослывешь.

Кто не ворует, тот — человек, Ворующий — грязная крыса.

Сын вора рождается увечным.

Кто съел — избежит (наказания), Кто только облизал - попадется.

И съел — волк, И не съел — все равно волк.

Укравший корову — вор, Укравший иголку — ворюга.

 

В карачаево-балкарском народе всегда относились с уважением к чужой собственности, меже, границе. Имущество рассматривается как дар судьбы, поэтому попытка «перераспределить» собственность по своему произволу (воровство) есть вмешательство в решение высшей силы, противодействие ей. Отсюда прямой вывод: вор есть существо презренное, и не человек вовсе, что-то вроде грязной крысы, поскольку не понимает таких простых вещей. Водиться с ним не следует, поскольку и тебя примут за такого же вора, или украдет один, а попадется человек, который при этом только присутствовал. Однажды прослывшего вором будут обвинять и в том, в чем он не был виноват. Кодекс не признает мелкого или крупного воровства - украсть корову или украсть иголку -суть одно и то же. Лучше быть честным бедняком, чем богатым вором. Определеннее не скажешь. Даже за самое успешное воровство, как и за другие преступления, придется расплачиваться. Самому, в посмертной жизни, или потомкам - в этой.

 

ТЕРС - ВИНОВНЫЙ

 

Абынмагъан жыгъылмайды, Шашмагъан жангылмайды.

Тюзлюгюн билген терслигин да билир.

Билмей этсенг, — бир терслик, Билип этсенг, — минг терслик.

Терслик — билгеннге дерслик.

Терсни-тюзню айырмагъан — Акъылы айнымагъан.

Терслигине ийилмеген Тюзлюкню бошха санар.

Тюзлюгюнгю унутсанг да, Терслигинги унутма.

Терсликни тоба жууар.

 

Неспоткнувшийся не падает, Не сошедший с ума не ошибается.

Знающий о своей правоте знает

и о вине.

На преступившем нечаянно —

одна вина,

На преступившем сознательно —

тысяча.

Вина — знающему урок.

Кто не различает вины и

правоты, В том еще незрелый ум.

Непризнающий свою вину Считает правду за пустое.

Можешь забыть о своей правоте, Но не о своей вине.

Вину смывает раскаяние.

 

Умение признать свою вину Кодекс рассматривает как знак обладания совестью, способности ощущать стыд. Отрицание вины говорит или об отсутствии мужества, или о том, что виновник отрицает справедливость, ее необходимость, утверждает произвол. Если человек знает о своей правоте и может понять, когда он неправ, он способен на различение добра и зла. Поэтому отсутствие этой способности - признак еще и тупости, или незрелости ума. Тот, кто сознательно поступает безнравственно, виновен гораздо более, чем в случае непреднамеренных действий. Чужая или своя вина должны - для разумного - послужить уроком. Но одно только признание не снимает с души вину - это возможно только через искреннее раскаяние и покаяние. Не следует забывать о ней, чтобы в будущем не поступить так же. Слово терслик от терс - «отклонение, кривой, кривизна».

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.