Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Не торопитесь осуждать, пока не узнали всей правды



Если ученик обозвал «эту училку», когда она оскорбляла его на уроке, — он прав. Не по форме — по сути. И это он должен знать, что прав, что в праве защитить своё достоинство. Поддержите ребёнка, даже если ему «светят» сплошные двойки. Впрочем, вы можете и в такой ситуации научить, показать пример, как отстаивать свои права и своё достоинство, а это уже путь к уверенности и, значит, к внутренней силе.

Конечно, прежде чем заставлять и принимать крутые меры, надо всё-таки разобраться и понять, понять обе стороны. Что вы можете сделать:

· поговорить с педагогом: если не захотела вас услышать — обращайтесь к классному руководителю, к директору, в комитет образования;

· любой зачёт или экзамен всегда можно пересдать комиссии;

· можно, в конце концов, перевести своего впавшего в опалу ученика в другую школу.

К сожалению, большинство родителей, посетовав и поохав, идут другим путём: заставляют ребёнка извиняться. Или попросту отмахиваются: «Сам виноват». Или наказывают, считая, что кто выше, тот и прав.

Не разберётесь, не поддержите — у человека появится и может даже закрепиться ощущение собственного бесправия и бессилия. Если раз за разом вы проводите политику невмешательства, если оставляете юного человека с проблемой один на один — он и почувствует себя бессильным, у него останется страх перед миром. А если это чувство бессилия станет привычным, войдёт в плоть и кровь, превратится в черту характера? Станет чертой характера — отсюда терпимость к беззаконию, собственные неудачи в жизни, покорность. Сколько тогда шансов, что такой человек будет счастлив в нашей неспокойной и очень непростой жизни. Ведь не-победители получаются именно так, жертвы всего на свете — мужа или жены, родственников, начальства, коллег, правительства.

Как поддержать ребёнка:

· просто послушайте всё, что вам говорят;

· выразите своё отношение к ситуации, не осуждая огульно (учительницу) и не вешая «бирочки» (ни на ребёнка, ни на неё);

·

· покажите, что поняли, почему ребёнок поступает так, а не иначе;

· вы можете осудить форму (зачем сказал именно эти слова, а не какие-то другие?), но не содержание (нельзя заставлять смиряться, тупо проглатывая обиды);

· если чувствуете, что ребёнок может решить проблему сам, — не вмешивайтесь, давайте советы, только если попросит, контролируйте, направляйте.

Некоторые «злые» проблемы дети могут решить самостоятельно, иные — не могут без вас. Вот тут-то и нужна ваша умная поддержка. Но в любом случае ребёнок должен знать, что вы на его стороне, что он под вашей защитой.

Знайте свои права как родителя и как потребителя (по закону о защите прав потребителей и по другим законам). Пусть ребёнок знает свои права и умеет за них постоять — это тоже обретение силы. А внутренняя сила он основа его безопасности.

 

Маленькое, но важное дополнение:

· прежде чем принимать меры, помогите ребёнку осмыс лить то, с чем он столкнулся. Помогите ему избавиться от гнева, не затаивать обиды, увидеть происходящее с другой точки зрения.

Например, почему ругается учительница? Потому что устала, потому что ты регулярно не готовишь уроки, потому что... Она, в конце концов, тоже человек, и терпение её не безгранично. Да, нельзя на других срываться, нельзя унижать человека (молодец, и ты прав, что не позволяешь), но: а) сначала пойми; б) потом прости; в) потом действуй.

И при этом не позволяй унижать себя. Скажи об этом твёрдо и чётко. Не бойся за себя постоять, я — на твоей стороне.

Через действие приходит внутренняя сила, и помогает преодолеть те страхи, которые живут в каждом из нас. И помогает не растеряться, выстоять, победить даже в самой трудной, даже в экстремальной ситуации.

Внутренняя сила приходит через действие и понимание, что ты не один.

Ребёнок, сталкиваясь с возмутительными случаями, справляясь с ситуациями, которые кажутся ему нерешаемыми, пользуясь или только зная о том, что он может воспользоваться вашей помощью, убеждается, что безопасность в его собственных руках. Он узнаёт, что может рассчитывать на себя. И на кого-то ещё — из друзей, из учителей, из родных. Так приходит внутренняя сила, так создаётся внутреннее пространство безопасности, так приобретается жизненный опыт — которые все вместе и есть страховкой от опасности.

 

Глава 6

ПОЙДЁМ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА

Изучение большого мира дошколёнок начинает с ближайших окрестностей. Сначала он пройдёт-пролазит их, потом, лет после шести-семи, эта зона начнёт расширяться — появится желание уйти из своего двора, уйти на чужую территорию. Лет после девяти ребёнка начинают интересовать мотивы человеческих поступков и к географическим открытиям присоединяются психологические. В это время дети могут ездить просто так — по кольцевому маршруту — и впечатлений хватит вполне. А потом наступает этап творческо-экспериментальный, вот тут и случаются самые дальние и неординарные путешествия. Один из самых чётких признаков того, что ваш наследник дорос до экспериментов: он идёт/едет, например, на занятия в кружок, но уже не одной дорогой, а каждый раз пытается найти новый путь: пешком, на автобусе, по прямой, в объезд и т. п.

Так что времени морально подготовиться к его путешествиям у вас достаточно, было бы желание да занятость (или лень) не помешала.

Охота к перемене мест настигнет вашего ребёнка обязательно. Это бывает со всеми детьми — и они готовы всё дальше отдаляться от дома (и знакомых маршрутов) в поисках неизведанных, неисхоженных мест. Конечно, найти такое, где не ступала нога человека, им вряд ли удастся, да это и не важно, главное, их собственная нога впервые туда влезла.

Это полезное желание: дети учатся ориентироваться в пространстве, освежают свои впечатления, развивают умение адаптироваться в другой (неизвестной!) среде. Когда ты попадаешь в неизведанное, чётче всматриваешься, замечаешь отличия и невольно сравниваешь знакомое и незнакомое — вдруг и в себе начинаешь открывать такие свойства, на которые раньше внимания не обращал. По сути, путешествующий ребёнок делает одновременно две вещи: открывает разнообразие, многогранность мира и открывает себя.

Но в таких самостоятельных путешествиях детей подстерегают и опасности. Что ему встретится по пути? С кем доведётся столкнуться? Как сумеет общаться? Найдёт ли дорогу обратно, а если заблудится, сумеет ли обратиться за помощью — спросить? Каким транспортом сможет воспользоваться? И т. д., и т. п.

Родители, конечно, волнуются, и многие стараются пресечь такую инициативу, запретить. Но, как правило, безрезультатно — ребёнок всё равно отправится в путь, просто вам не доложится, ну а поскольку школьники довольно самостоятельны в передвижении и у них много личного времени, вы просто окажетесь не в курсе. А значит, не сможете помочь — ни советом, ни делом.

Предлагаем вам подойти к этому вопросу не со стороны запрета или протеста, а со стороны понимания. Вы разрешаете ребёнку, удовлетворяете его инстинкт первооткрывателя, но — делаете всё возможное, чтобы эти путешествия стали безопасными. А возможно ли это? От случайностей и случайных сюрпризов никто (увы!) не застрахован, но ведь даже обычная ванная комната — место травмоопасное, если не соблюдаешь определённых правил (спросите травматологов).

Самое лучшее, что вы можете сделать, — подготовить ребёнка заранее.