Однократным называется волочение, при котором проволока протягивается только через одну волоку, полностью наматывается на волочильный барабан и затем готовым мотком передается на следующий барабан, где протяжка повторяется, рис. 2.15.
Моток проволоки (1), подлежащих волочению, надевают на размоточное устройство (2), конец проволоки после острения протягивают через отверстие волоки(3) вытяжными клещами, которые связаны с вращающимся барабаном. После намотки нескольких витков проволоки останавливают барабан, снимают клещи, закрепляют конец проволоки за спицу барабана и включают рабочую скорость волочения, При накоплении определенного количестве проволоки барабан останавливается и получившийся моток снимают.
На рис. 2.16 показан общий вид однократной волочильной машины (стана). Аналогичные этой машине станы применяют в настоящее время при однократном волочении проволоки.
Рисунок 2.16.-. Машина однократного волочения: 1- станина; 2-барабан; 3 - съемник; 4 — мыльница с волокодержателем; 5 — кнопки управления; 6 — вентилятор для охлаждения
Однократная машина с перевернутым барабаном изображена на рис. 2.17. Витки протянутой на этой машине проволоки под действием собственной массы (веса) подают на специальное приемное устройство, на котором можно накопить до 2 т проволоки. Остановка машины необходима лишь при сменах волок и приемного устройства. Большим преимуществом такой машины является сравнительно быстрое охлаждение проволоки благодаря тому, что она не задерживается на барабане.
Одной на основных частей однократной (и много кратной) машины является барабан. Им передается проволоке сила волочения, на нем создается необходимый запас проволоки. Важное значение имеет профиль барабана. Он должен обеспечить бесперебойное, без набеганий, перемещение протягиваемой проволоки вверх по поверхности, если барабан вертикальный, или по горизонтали, если барабан расположен горизонтально.
Рисунок 2.17. Однократная волочильная машина с перевернутым барабаном: 1- протягиваемая проволока; 2- барабан; 3- станина; 4- мыльница c волокодержателем; 5- приемное устройство (рабочее и запасное); 6 – привод; 7 – педали управления
Рабочая часть барабана, воспринимающая большие нагрузки, должна иметь высокую твердость. Для работы с запасом витков проволоки габариты барабанов увеличивают спицами. Иногда барабан выполняют для этого со сплошной конусной частью. Рабочую часть волочильного барабана изготовляют полой, чтобы облегчить его и обеспечить водяное охлаждение. Все вспомогательные механизмы и приспособления однократных машин аналогичны имеющимися у многократных машин.
Однократное волочение чаще всего применяют при калибровке толстой проволоки, при волочении труднодеформируемой и фасонной проволоки, а также при теплом волочении с подогревом металла.
2.3.2.2. Машины многократного волочения.
При многократном волочении, проволока протягивается одновременно через несколько волок, рис. 2.18; барабанов и волок может быть 15 и более. Моток проволоки на этих машинах в каждый данный момент времени обрабатывается в нескольких волоках.
Применяются волочильные машины с групповым и индивидуальным приводом. Индивидуальные приводы обеспечивают большие возможности для выбора различных единичных обжатий Они увеличивают диапазон регулирования скоростей, но удорожают стоимость машины.
Преимущество многократного волочения связано с механизацией передачи проволоки на последующую протяжку и возможности повышения скорости волочения на выходном барабане при умеренной скорости схода проволоки с размоточной фигурки. Кроме того, при правильно выбранной кратности волочильной машины облегчается труд и повышается его производительность. При многократном волочении улучшаются условия волочения; например, не нарушаются условия смазки, наблюдаемое при однократном волочении в процессе передачи проволоки с барабана на барабан. Производство тонкой, тончайшей и наитончайшей проволоки целесообразно только на многократном оборудовании.